Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СОБКИН

E-mail Печать PDF

СОБКИН Владимир Самуилович (р. 1948) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, социологии, образования. Д-р психологических наук (1997), чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (2001). Чл. Коллегии Министерства образования РФ (с 1990). Окончил психологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1972). С 1977 по 1990 работал в НИИ художественного воспитания АПН СССР. В 1982 г. защитил канд. дис. на тему: "Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассника". В 1988—1990 гг. параллельно являлся зам. руководителя

ВНИК "Школа" и руководил лабораторией педагогической социологии. С 1990 г. — зав. лабораторией педагогической социологии Центра педагогических инноваций АПН СССР, с 1991 г. — зам. директора этого же Центра. С 1993 г. — директор Центра социологии образования РАО. В 1997 г. защитил докт. дис. на тему "Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте". Руководил отраслевой программой РАО "Социология образования". С 2001 г. руководит программой "

;Образование в российском социуме: социокультурные реалии третьего тысячелетия". Автор и ред. научных работ: "Школа 1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы" (1988, в соавт.); "

;Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа" (1989); "Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития" (1991); "Отношение к образованию. Социологический экспресс-анализ" (1989). Некоторые из его работ переведены на иностранные языки.

А.Н. Коновалов

СНОВИДЕНИЯ

E-mail Печать PDF

Сновидения (психологический аспект) — визуальный образный ряд, генерируемый психикой во время фазы сна с быстрым движением глаз.

Исследования показывают, что люди, разбуженные во время фазы быстрого сна, обычно сообщают, что видели сон. Сновидения происходят и во время фазы медленного сна, хотя не так регулярно. Функции и природа С. обсуждаются в психологии с давних времен. З. Фрейд утверждал, что С. являются разновидностью воображаемого исполнения желаний (то, что недоступно сознательному разуму, можно осуществить в подсознательном мире С.). Содержание С. бывает двух типов: (1) явное — известное сновидцу, "поверхность" сновидения; (2) скрытое — глубинное, скрытые аспекты которого прежде, чем быть выяснены, должны быть проинтерпретированы. Термином "работа сновидения" З. Фрейд обозначает процессы, посредством которых скрытое содержание С. преобразовывается в манифестное (явное) содержание.

В различных психоаналитических подходах символизм С. рассматривается как замаскированное выражение в снах одного предмета, который являются "замещающим" или символом какого-то другого. Считается, что символы необходимы для того, чтобы глубинные, вытесненные желания могли избежать цензуры. Имеются "стандартные" интерпретации для некоторых часто встречающихся символов С. (например, башни, карандаши, пр. почти универсально воспринимаются как фалические символы; аналогично коробки, туннели — как вагинальные символы). Для анализа С. необходимо учитывать особенности жизни сновидца.

К. Г. Юнг ввел термин "сновидческое эго" для обозначения отдельного компонента эго, который, как он считал, отвечает за С.

Когнитивные объяснения природы С. представляют их как своеобразную мысленную "систему подшивки и хранения документов". Во время сна мозг продолжает обрабатывать результаты дневной деятельности, а С. отражают бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом когнитивном мире образов прошедшего дня.

Н. Д. Творогова

СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРНОСТИ

E-mail Печать PDF

СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРНОСТИ (пространства переменных) - одна из задач анализа статистического многомерного (см.). Предполагает замену пространства исходных переменных пространством меньшей размерности, которое сохраняло бы значительную часть исходной информации. Основными методами С.Р. являются метод главных компонент (см.), анализ факторный (см.), многомерное шкалирование (см.).

СМЫСЛОВАЯ ПЕДАГОГИКА

E-mail Печать PDF

Смысловая педагогика — направление в теории и практике обучения, раздел современной психологии образования. Первоначально возникшая как вариант гуманизации обучения, основанный на идеях гуманистической психологии, С. п. ставила целью сделать обучение личностно значимым, безоценочным со стороны обучающих, направленным не только на усвоение знаний, но и на обретение смыслов как элементов личного опыта. Эмпиричность С. п. обусловлена тем, что используемая в ней теоретическая модель личности построена в результате переноса в психологию принципов и результатов личностно центрированной терапии. Это во многом определило трудности реализации С. п.

Современный этап развития С. п. обусловлен определившимся социальным заказом к теории и практике обучения, предполагающим разработку образовательных программ, адекватных актуальным задачам развития общества. С другой стороны, развитие С. п. стимулируется постепенным выходом психологии за пределы традиционных объяснительных схем, ее переходом в постклассическую стадию развития. Онтологизация психологии, сопровождающаяся отказом от гносеологической формулы, жестко разделяющей субъект и объект, меняет предмет науки. На первый план выходит многомерный, смысловой, системный мир личности, обусловливающий смысловое и системное строение сознания.

>Порождение субъективного мира личностью, его становление, формирование составляет суть проблемы развития личности в онтогенезе, которая понимается как проблема становления собственно человеческого в человеке. Новое понимание смысла как психологической категории позволяет преодолеть как субъект-объектное расчленение сознания, свойственное классической психологии, так и субъект-объектную нерасчлененность его в феноменалистической психологии. Открывающиеся закономерности становления человеческого в человеке, этапов и уровней в формировании субъективного мира личности и ее сознания позволяют переосмыслить существующие представления о критических точках и сензитивных периодах психического развития. С. п. способствует решению проблем сопряжения учебно-воспитательных воздействий с закономерностями образования многомерного и смыслового мира личности как основания формирующегося целостного смыслового сознания.

В.Е. Клочко, А.М. Матюшкин

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

E-mail Печать PDF

СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ — понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи "знак — означаемое" в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, З. языкового выражения (предметным З.) называют его денотат, т.е. тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В классической формальной логике понятиям З. и С. соответствуют понятия "объема" и "содержания". В лингвистике распространена другая различительная схема (т.наз. "треугольник Огдена-Ричардса"), где понятие З. конкретизируется как лексическое З. слова (языковое употребление), а С. — как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление). В различных философских подходах понятия С. и З. также интерпретируются по-разному, а иногда и отождествляются. Так, в феноменологии акцент делается на интенциональной природе сознания, что обращает к феноменальности С. На феноменальном уровне С. и З. естественно неразличимы и отождествляются с активностью самого сознания и формой его существования. В лингвистической философии (в традиции Витгенштейна) распространена трактовка З. как "способа употребления" знаков в коммуникативных контекстах "языковых игр". В герменевтике С. и З. рассматриваются в неразрывной связи с определенными историческими способами "истолкования" и "интерпретации". Особый подход к проблеме С. и З. разрабатывался О.И

.Генисаретским и Г.П.Щедровицким в рамках системо-мыследеятельностной (СМД) методологии. Предложенные ими понятийные схемы С. и З. ориентированы, с одной стороны, на соссюровское различение речи и языка (синтагматики и парадигматики), а с другой стороны, на системодеятельностные представления и принципы. Идея деятельности рассматривалась Щедровицким как главный объяснительный принцип в отношении языковых и семиотических явлений, процессов коммуникации и понимания.

В этом контексте проблема С. и З. выступала как проблема объяснения знака как целостного образования в деятельности, и одновременно как популятивного объекта, имеющего множественные формы существования в процессах коммуникации и трансляции. В принятых в СМД-методологии системных различениях, С. — это структурное представление процессов понимания. С. есть структурный коррелят самого понимания, задающий, однако, согласно принципам системодеятельностного подхода, особую форму существования знаков, отличную от их существования в феноменальной процессуальности понимания. На уровне актов коммуникации эта форма существования реализуется неявно, через знание о С., т.е. через знание коммуницирующих людей о том, что С. — это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Это знание организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные характеристики элементов ситуации относительно друг друга и относительно ситуации в целом, и может устойчиво воспроизводить эти характеристики во вторичных текстах. Именно это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что "понят смысл текста" или "ситуация осмысленна", т.е. речь идет о переводе структуры С. в набор функциональных характеристик текста и относящихся к ситуации предметов. Эта особенность С. осуществляться через знание о нем, открывает широкое поле для различных герменевтических стратегий, использующих разные наборы рамочных "знаний о С." для организации понимания в определенных культурно-исторических формах. Использование схем С. в коммуникации значительно изменяет организацию интеллектуальных процессов, что является основой для разработки различных коммуникативных и интеллектуальных технологий. Если С. задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации, то З. задает их форму существования в процессах трансляции, в системе культуры или, в терминах Соссюра, в системе языка. З. — это искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания. З. закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике.

Возникая в системе трансляции культуры и языка, З. получают одновременно и вторичную форму существования в "знаниях З.", фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации. В целом, между С. и З. устанавливаются сложные отношения взаимного рефлексивного поглощения и имитации — З. имитируют фрагменты и связки структур С., при этом сами конструкции З. подлежат пониманию, порождая тем самым "вторичные" и "оискусствленные" С. С другой стороны, по отношению к З., С. выступают как их "оестествление" и реализация в ситуациях коммуникации. С., в отличие от З., всегда ситуативны, связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому помимо нормативного содержания З., они определяются множеством иных факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим. В рамках современной философии постмодерна проблема С. и З. артикулируется в радикально ином ключе, что связано с базовой для постмодерна презумпцией "метафизики отсутствия" по отношению к тексту, подлежащему реконструкции "трансцендентного означаемого" (см. также Знак, Нарратив, "Смерть субъекта", Пустой знак, Означивание, Означаемое, Означающее, Трансцендентальное означаемое).

А.Ю. Бабайцев

Страница 96 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135