Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ

E-mail Печать PDF

Интеграция групповая [лат. integer — целый] — 1) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т.п., признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности; 2) иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. И. г. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению ее психологической сохранности: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности. Согласно экспериментальным данным, к их числу можно отнести возникновение чувства "мы", связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтности, например, в условиях межгруппового соревнования, и т.п. Наряду с такого рода спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в экстраординарных ситуациях, угрожающих единству социальной общности, важными постоянно действующими факторами И. г. выступают процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование данной группы.

Конкретные исследования И. г., как правило, затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений образующих группу лиц. И. г. понимается: 1) как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами; 2) как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, как согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, т.е. способность коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные; 3) как степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования, как правило, включает оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, которые ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных концептуальных схемах трактуются по-разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие является важным показателем И. г., широко распространена в отечественной и зарубежной социальной психологии. Значительный вклад в разработку этого направления исследований И. г. внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином "групповое согласие".

А.И. Донцов

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

E-mail Печать PDF

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — исходно — одна из основных методологических установок прагматизма, в более узком смысле — версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафтс, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принципов, разработанных в И., вышло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операционализм П. Бриджмена, "социальный бихевиоризм" Дж.Г.Мида, семиотическая концепция Морриса), так и будучи осмысленным в современных концепциях познания и знания в целом. И. переформулировал субъект-объектную проблему в проблему обоснования знания как такового, которую в свою очередь сформулировал как проблему понятийного схватывания опыта.

Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситуаций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность, стремясь найти эффективные и рационалистически обоснованные решения жизненных (экзистенциальных) вопросов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе заложенных в человеке и приобретаемых им в процессах обучения и воспитания привычек (навыков), осознанных и закрепленных как верования, т.е. готовность действовать определенным образом. Жизнедеятельность индивидов подчинена действию "принципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности служить эффективным средством вписывания в ситуацию.

В этом отношении снимаются и границы между познанием и действием. Понятия, идеи, теории суть лишь средства, орудия, инструменты (откуда и название — "И."), "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оцениваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обеспечения успеха в данной ситуации. Отсюда и функциональная концепция истины (впервые последовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), последовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание познания как движения в направлении обеспечения реализации цели, задаваемой ситуацией. Основное отношение субъекта к миру — практическое, заинтересованное, всегда субъективно окрашенное.

В силу этого снимается и противопоставление теоретической и оценочной деятельности.

Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма) как процесс вынесения оценки (истинно то, во что лучше верить). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемостью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято.

Однако выработанные в опыте привычки (навыки) и опробированные инструменты не являются универсальными, не обеспечивают стандартность и автономность наших решений, а наоборот, при их догматизации, сужают горизонт наших возможностей. Большинство ситуаций, в которые включен человек, носят не устойчивый (стационарный) характер, а полны неопределенностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следовательно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений.

Ситуации локализуют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инструментальные (познавательные) возможности, актуализируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных отношений с объектами). Задача интеллекта в том и заключается, чтобы дать человеку возможность нормально жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологиями. "Инструментальная логика" познания, заканчивающаяся технологизированным решением, задается адекватностью схватывания проблемы и правильностью постановки целей, диктующих выбор средств-инструментов. Тезисы контекстуальности и функциональности познания дополняются тезисом экспериментальности (операциональности и технологичности).

Познание — это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать — значит не столько выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия, характер порождаемых принятым решением новых проблем. Одну версию того, как это сделать, предложил Бриджмен, конституировав тем самым операционализм как отдельное направление, другую Дьюи в своей модели пятиуровневой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "социализировал" эту проблематику, версии же Бриджмена и Дьюи соотносимы между собой).

Из этой процедуры выводится концепция истины Дьюи как оправданной утверждаемости, ставшей основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный, экзистенциально произведенный объект. В нем это положение не радикализируется до утверждения конструирования реальности знанием, но возможность такого "хода" в И. заложена, как и собственная трактовка соотношения концептов повседневного уровня познания (анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, получившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания.

В.Л. Абушенко

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси - образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР (теории, методологии и методики социологических исследований - зав. отделом С.А. Шавель (см.); социологии общественного мнения - зав. отделом Г.Н. Соколова (см.); социальной динамики сельского населения - зав. отделом А.С. Круковский (см.); социальных проблем молодежи - зав. отделом Н.А. Барановский (см.); социологических исследований идеологических процессов - зав. отделом Э.К. Дорошевич), объединенных в 1989 в Республиканский центр социологических исследований, двух отделов Института экономики АН БССР (социально-экономических проблем демографического развития и занятости населения - зав. отделом А.А. Раков (см.); науковедения - зав. отделом Г.А. Несветайлов - см.), а также лаборатории социальной психологии личности и коллектива Института технической кибернетики АН БССР, преобразованной в отдел (зав. отделом - В.И. Секун).

Инициатором создания Института социологии (далее - ИС) и его первым директором являлся Е.М. Бабосов (см.) (в настоящее время - почетный директор ИС). С 1998 обязанности директора исполнял доктор политических наук В.В. Бущик, с апреля 2000 - Г.М. Евелькин (см.).

В середине 1990-х в связи с изменением тематики и основных направлений научной деятельности в ИС была изменена его организационная структура, которая стала включать в себя восемь отделов и один сектор математической статистики (зав. сектором Н.Н. Леонов). Основные подразделения составили отделы: социологии личности и социальной стратификации (зав. отделом - Е.М. Бабосов), социальной политики (зав. отделом - С.А. Шавель); социологии культуры (зав. отделом - В.И. Русецкая - см.); социологии науки (зав. отделом - Р.А. Смирнова - см.); социальной демографии занятости населения (зав. отделом - А.А. Раков); социологии труда и экономической социологии (зав. отделом - Г.Н. Соколова); политологии (зав. отделом - В.В. Бущик); социальной психологии (зав. отделом - В.И. Секун). В 1999 был создан Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров (рук. Центра - М.И. Артюхин - см.).

>За годы своего существования ИС участвовал в разработке и выполнении трех Государственных комплексных программ фундаментальных исследований: "Основные направления социального развития общества. Совершенствование системы общественных отношений" (1991-1995, 7 тем), "Суверенитет Республики Беларусь - экономический правовой и социологический аспекты" (1991-1995, совместно с Институтом экономики и Институтом философии и права, 3 темы), "Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ и прогнозирование" (с 1996, 10 тем, с 2001 программа называется "Социологическое исследование социальных и социально-культурных процессов в современной Беларуси).

С 1986 и по настоящее время осуществляется постоянный мониторинг социальных, культурных и социально-психологических последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (с 2002 в рамках Союзной Государственной программы России и Беларуси).

С 2002 ИС начал выполнение Государственной программы фундаментальных исследований "Научные кадры", как соисполнитель подключен и к ряду других исследовательских проектов, связанных с проблематиками здорового образа жизни, девиантных форм поведения, развития социально-гуманитарных наук и др. С 2000 в ИС проводится мониторинг социально-экономических, социально-политических и культурных процессов белорусского общества.

Необходимость концентрации усилий научного коллектива ИС на задачах комплексного исследования белорусского общества, реформирование НАН Беларуси и изменение порядка финансирования науки и научных исследований в стране привели к необходимости уточнения приоритетов в научной тематике, выполняемой сотрудниками, и реформированию структуры ИС. Новая структура включает в себя два отдела и два центра. Отдел социальной стратификации, социологии культуры и личности, в составе секторов социальной стратификации (зав. сектором В.А. Клименко - см.), социологии культуры (зав. сектором О.П. Гапанович), социальной психологии (зав. сектором Л.И. Науменко - см.), возглавляет В.И. Русецкая. Отдел социально-экономических и политологических исследований, в составе секторов социологии труда и экономической социологии (зав. сектором О.В. Кобяк - см.), социологии политики и политологии (зав. сектором Е.М. Бабосов), социологии права и государственного управления (зав. сектором Н.А. Барановский), возглавляет д.ф.н. Г.Н.

Соколова. Центр оперативных исследований и социального прогнозирования, в составе секторов теории и методов социологического исследования (зав. сектором С.А. Шавель), методики и практики оперативных исследований (зав. сектором И.М. Чибирева), математического моделирования и анализа данных (зав. сектором Н.Н. Леонов), возглавляет Р.А. Смирнова. Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров возглавляет М.И. Артюхин (в рамках Центра действует сектор социологии науки - зав. сектором И.Н. Шарый). В настоящее время в ИС работает около 60 сотрудников.

>В рамках ИС сложился ряд научных коллективов вокруг исследования проблематики: социальных конфликтов и катастроф (Е.М. Бабосов), социологии труда и экономической социологии (Г.Н. Соколова), социальной политики (С.А. Шавель), презентирующих себя как научные школы.

При ИС действует Совет по защите докторских диссертаций (до прекращения полномочий предшествующего состава Совета было защищено 12 докторских диссертаций), аспирантура и докторантура (в настоящее время в очной аспирантуре обучается 14 человек), осуществляется подготовка соискателей. К 2002 сложилась трехступенчатая структура постоянно действующего методологического семинара ИС (руководитель - зам. директора по научной работе В.Л. Абушенко - см.), постоянно действует

Методический совет (председатель С.А. Шавель). С 2000 осуществляется издание серии монографий и сборников трудов под названием "Библиотека социолога".

За годы существования ИС его сотрудниками издано около 100 монографий, учебников и учебных пособий и около 30 брошюр, более 1000 научных статей. Среди основных исследований, выполненных ИС, можно назвать: "Человек и рынок" (1991); "Переход к рынку и социально-экономическое положение молодежи Беларуси" (1991); Соколова Г.Н.

"Экономический образ мышления: реальность и перспективы" (1994); Бабосов Е.М. "Катастрофы: социологический анализ" (1995); Шавель С.А. "Тенденции изменения социальной структуры Беларуси" (1996); Бабосов Е.М. "Конфликтология" (1997); Соколова Г.Н.

"Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы" (1998); Бущик В.В. "Человек и общество в условиях социально-политических преобразований" (1999); "Рынок труда и механизмы его регулирования" (2001); Шавель С.А., Бородачева Е.М., Леонов Н.Н.

"Методологическое обоснование республиканской репрезентативной выборки" (2001); Шарый И.Н. "Научная политика в переходный период" (2001); Барановский Н.А. "Введение в виктимологию" (2002) и др.

Г.М. Евелькин

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь (далее - ИСПИ) - структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в сентябре 1997. В настоящее время ИСПИ является ведущим научным центром в области социальных и политических исследований в республике. Основным направлением деятельности ИСПИ является научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента и Правительства Республики Беларусь, проведение комплексных исследований социально-политического характера, научное сопровождение процесса разработки и реализации государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь.

Основные направления научно-исследовательской деятельности ИСПИ: анализ различных аспектов социально-политических процессов в республике и за ее пределами; определение предпосылок мобилизации информационных ресурсов на укрепление политической системы и национальной безопасности РБ; формирование основных принципов и направлений внешнеполитической деятельности государства; изучение вопросов сохранения историко-культурного наследия, формирование идейно-патриотических основ белорусской государственности.

Основными составляющими структуры ИСПИ являются научно-исследовательские центры: политических исследований; социологических исследований; социальных проблем; исследований геополитических проблем; оперативных информационных исследований.

ИСПИ установлены тесные творческие связи с ведущими научными и учебными учреждениями республики, ближнего и дальнего зарубежья, заключены соглашения о научном сотрудничестве с Белорусским государственным университетом, Военной академией Республики Беларусь, Институтом национальной безопасности Республики Беларусь, российскими институтами Социально-политических исследований РАН и Стратегических исследований, Китайским институтом современных международных отношений, а также аналогичными институтами на Украине и в Литве и многими другими отечественными и зарубежными научными центрами.

Одно из центральных мест в научно-исследовательской работе ИСПИ занимает Центр социологических исследований, в составе 21 научного сотрудника, в том числе двух докторов и 8 кандидатов наук.

Сотрудники этого Центра имеют значительные теоретические наработки, опыт участия в разработке и реализации союзных, республиканских, отраслевых и региональных социальных программ, творческие и личностные контакты с видными российскими и зарубежными учеными профильной ИСПИ сферы деятельности.

Центр, начиная с 1998, осуществляет социологические мониторинги социально-политической ситуации и состояния научно-технической сферы республики, с 2002 - мониторинг по изучению республиканских СМИ, был координатором совместных с другими государственными социологическими службами исследований общественного мнения в ходе прошедших избирательных кампаний (в местные Советы, парламент и президентской).

Кроме того, Центр проводит различные социологические исследования на договорных условиях: мониторинг по реализации и совершенствованию социальной молодежной политики в РБ - 1999 (по заказу Госкомитета по делам молодежи РБ); изучение степени информированности населения по проблеме ВИЧ/СПИД - 1999 (по заказу Программы ООН); изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел - 2000 (по заказу МВД РБ) и другие.

По результатам проводимых исследований Центром за 1998-2002 подготовлено и опубликовано более 15 монографий и сборников научных трудов.

М.Н. Хурс

ИНСТИНКТ

E-mail Печать PDF

Инстинкт (в психологии развития) [лат. instinctus — побуждение] — совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В начале XX в. в психологии получила широкое распространение предложенная К. Бюлером схема трех стадий развития психики у животных и человека (И., навык, интеллект). В рамках этой схемы И. выступал как исходная форма психической регуляции поведения, характерная для низших животных и маленьких детей. Вместе с тем, в концепции Бюлера отсутствовало достаточно четкое определение самого понятия "И.". Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин "инстинктивное" как синоним понятий: "генетически фиксированное", "наследственно закрепленное", "врожденное" поведение, действие и т. п.

К.Э. Фабри

Страница 305 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135