Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

МАЛОФЕЕВ

E-mail Печать PDF

МАЛОФЕЕВ Николай Николаевич (р. 1948) — российский дефектолог, специалист в области специальной психологии и коррекционной педагогики, методологии сравнительного анализа процессов становления и развития систем образования разных стран мира, прогнозирования тенденций развития систем образования детей с отклонениями развития. Д-р педагогических наук (1996), чл.-кор. РАО (1999). Чл. международного научного общества "The Orton Dislexia Society" (1997). Награжден медалью им. К.Д. Ушинского. После окончания дефектологического фак-та МГПИ им. В.И.

Ленина (1973), работал логопедом в специальной школе села Тевриз Омской области (1973—1975), а затем логопедом и завучем Московской областной детской психоневрологической больницы (1975—1981). С 1981 по 1989 г. работает в НИИ дефектологии АПН СССР. С 1992 г. — директор этого ин-та, который в связи с реорганизацией АПН СССР был переименован в Институт коррекционной педагогики РАО. Накопление успешного практического опыта оказания логопедической помощи детям с церебральным параличом позволило М. в период работы в НИИ дефектологии АПН СССР провести под руководством М.В. Ипполитовой одно из первых исследований в области методов формирования словаря младших школьников с церебральным параличом.

Это исследование было положено в основу канд. дис. (1988) и опубликовано в виде методического пособия "

;Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом". В 1990-е гг. М. провел развернутое исследование процессов становления и развития отечественной системы специального образования, в ходе которого был разработан новый методологический подход к сравнительному анализу систем специального образования разных стран мира; показана эволюция отношения государства к детям с выраженными отклонениями в развитии, проанализирован процесс становления и развития систем специального образования, методы научного прогнозирования тенденций их развития. Результаты исследования были представлены в докт. дис.: "История становления и развития системы специального образования в России" (1996) и обобщены в монографии "Специальное образование в России и за рубежом" (1996).

В монографии обосновывалась необходимость перехода к системе специального образования нового типа, были определены основные характеристики этой системы, подчеркнута необходимость развития нового понятийного аппарата современной специальной психологии и коррекционной педагогики. В. этот же период М. руководит созданием ряда экспериментальных площадок в разных регионах России, где внедряются разработанные в Институте новые модели образовательных учреждений для детей с нарушениями в развитии, новые программы и технологии их обучения. В 1999 г., возглавив кафедру коррекционной педагогики УРАО, уделяет особое внимание проблеме формирования способности будущих специалистов анализировать "движущие силы" и тенденции развития системы специального образования, их умения использовать инструменты научного анализа инновационных подходов к специальному обучению. Публикуется программа курса обучения студентов "Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI века" (2000) и завершается работа над двухтомным учебным пособием "Особый ребенок в меняющемся мире" (2002).

Кроме этого, М. автор книг: "Специальное образование в России и за рубежом", М., 1996; "Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра", (Утрехт, Голландия), 1996; "Special Education in Russia: Historical Aspects" (USA), 1998; "Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.", М., 2000; "Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы", М., 2000; "Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями", М., 2000; "История становления и развития специального образования в России", М., 2001.

О.С. Никольская

МАЛИНОВСКИЙ

E-mail Печать PDF

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (1884—1942) — польско-английский антрополог, этнограф и социолог. Основоположник функциональной школы в антропологии и социологии. Д-р философии и физико-математических наук (1908).

Профессор (1927). Окончил Краковский ун-т (1908), где специализировался по физико-математическим наукам. Интересовался проблемами философии, этнографии и культурологии. Позднее учился в Лейпциге у психолога В.

Вундта и в Лондоне у этнографа Дж. Фрэзера. В 1913 г. начал преподавательскую деятельность. С 1927 г. жил и работал в Великобритании (Лондоне). Руководил кафедрой этнографии Лондонского ун-та. В 1938 г. переехал в США, где занимался исследовательской и педагогической деятельностью в Гарвардском и других ун-тах.

Научную работу начал с исследования проблемы семьи у аборигенов Австралии. В годы Первой мировой войны провел полевые этнографические исследования в Меланезии (Новой Гвинее, островах Тробриан и др.). В 1920-х гг. испытал влияние психоаналитических идей и использовал их вместе с результатами своих исследований при разработке социальной (культурной) антропологии и функционального подхода в социологии. Заложил основы традиции применения категориально-понятийного аппарата психоанализа при исследовании и описании антропологических, этнографических и культурологических проблем. Вместе с тем, основываясь на результатах своих конкретных исследований, поставил под сомнение универсальность "Эдипова комплекса".

Подчеркнул, что "комплекс Эдипа" зависит от особенностей социальной организации и в разных сообществах действует по-разному. Развивая собственную версию функционального подхода, исследовал различные институты культуры, которые интерпретировал как единицы человеческой организации. Уделял большое внимание исследованию первичных (биологических) и вторичных (культурогенных) потребностей человека, культурной традиции и функционированию культуры. Рассматривал культуру как порожденную человеческими потребностями некую интегральность, ориентированную на удовлетворение потребностей людей.

>Считал, что культура является подлинным предметом антропологии. М. разработал оригинальную теорию культуры. Придавал большое значение проблеме единства антропологии и утверждал, что действительной основой для единения всех отраслей антропологии является научное исследование культуры. Подчеркивал утилитарные возможности этнографии и социальной (культурной) антропологии. Исследовал проблемы сексуальности (в том числе связь сексуальности с мифологией и культурой), проблемы психологии, родства, обычаев, права, магии, религии, этики, экономики и т. д. Оказал влияние на развитие социологического психологизма и ряда направлений философии, социологии, антропологии, культурологии и этнографии. М. автор книг: "

;Семья у аборигенов Австралии. Социологическое исследование" (1913); "Аргонавты тихоокеанского запада" (1922); "Отцовство в первобытной психологии" (1927); "Секс и подавление в первобытном обществе" (1927); "Основания религии и морали" (1929); "Научная теория культуры" (1944); "Свобода и цивилизация" (1944); "Динамика культурных изменений" (1945); "Магия, наука и религия" (1948), в рус. пер. издана в 1998.

В.И. Овчаренко

МАКЛЮЭН

E-mail Печать PDF

МАКЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911-1980) - канадский социолог, философ. В 1928-1935 учился в Университете Манитобы, получил диплом инженера. В 1939 окончил магистратуру при Кембридже, в 1942 там же защитил докторскую диссертацию по филологии.

В 1942-1946 преподавал в различных университетах США. С 1946 по 1977 преподавал в Университете Торонто. В 1953 совместно с антропологом Э. Карпентером при содействии Фонда Генри Форда основал журнал "Explorationism".

В 1963 основал "Центр культуры и технологии" при Университете Торонто, где исследовал влияние СМИ и информационных технологий на общество. Основные сочинения: "Механическая невеста" (1951); "Галактика Гуттенберга" (1962); "Постижение средств массовой информации" (1964); "Война и мир в глобальной деревне" (1968) и др.

Будучи сторонником технологического детерминизма (см.), М. в качестве движущей силы социально-эконо-мического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации (см.). В соответствии с этим в истории человечества М. выделяется четыре эпохи: 1) эпоха "племенного человека", 2) эпоха письменности, 3) "галактика Гуттенберга", 4) "галактика Маркони". В эпоху "племенного человека" общество строилось на основе вербальной коммуникации, следствием чего было единство человека и общества. Пришедшая на смену эпоха письменности разрушила целостность первобытного социума, сместив центр восприятия от слуха к зрению и сформировав дискретное сознание, обособляющее себя от окружения, т.е. de facto породила персонифицированную личность.

Изобретение книгопечатания положило начало "галактике Гуттенберга", сделав возможным индивидуальное познание объективной реальности, освобожденное от воздействия коллективного сознания; этим была инициирована фрагментация общества. Наконец, с изобретением в 1884 телеграфа возникла "галактика Маркони", или эпоха электронной коммуникации, характеризующаяся децентрализацией процессов коммуникации, многократным ускорением реакций и всеобщей включенностью в информационное поле. Пространственные характеристики теряют значимость, и весь мир превращается в "глобальную деревню" (см. Всемирная деревня).

Окружающие современного человека средства передачи информации М. делил на "горячие", вовлекающие в процесс восприятия только одно из чувств, но при этом перенасыщенные информацией (радио, пресса), и "холодные", компенсирующие "информационный голод" вовлечением зрителя в процесс сопереживания, сочувствования.

Для М. был характерен своеобразный стиль философствования, ориентированный в первую очередь не на профессиональное сообщество, но на массового читателя. Его работы полны афоризмов, идиоматических выражений, они ближе к рекламным текстам, чем к научным рассуждениям. В силу этого работы М. неоднократно повергались жесткой критике со стороны приверженцев строгих критериев научности знания.

А.Д. Шукаев

МАКЛЕС

E-mail Печать PDF

МАКЛЕС Сильвия — актриса (снималась у Ренуара). Жена Батая, позднее — Лакана.

МАКАЙВЕР

E-mail Печать PDF

МАКАЙВЕР (MacIver) Роберт Моррисон (1882-1970) - американский социолог, политолог и педагог, один из крупнейших представителей антипозитивизма в социологии. После получения степени бакалавра гуманитарных наук в Оксфордском университете и степени доктора философии в университете Эдинбурга (1915) M. преподавал политические науки в университете Торонто (1915-1927); там им были написаны: "Общество: социологическое исследование" (1917) и "Элементы социологии" (1921). Затем M. переехал в США, где преподавал в Барнард-колледже (1927-1936).

Вскоре он был приглашен в качестве профессора политической философии и социологии в Колумбийский университет Нью-Йорка (1929-1950). Был президентом (1963-1965) и ректором (1965-1966) Новой школы социальных исследований Нью-Йорка. В 1940 М. был избран тридцатым президентом Американского социологического общества. Учреждена премия имени М. для поощрения научных достижений в области социологии. Среди его многочисленных сочинений - "Общество: структура и изменения" (1931); "Левиафан и люди" (1939); "Паутина государственного управления" (1947); "Более совершенный союз" (1948); "В поисках счастья" (1955); "Народы и Объединенные Нации" (1959); "Общество" (1961); "Преобразование власти" (1964); "Профилактика и контроль преступности" (1966); "Политика и общество" (1969).

Область интересов М. - процессы взаимодействия общности и социальной ассоциации, возникновения государства, развития социальной стратификации, проблемы методологии социальных наук, социологии государства и производства. Значительный вклад М. внес в развитие структурно-функционального подхода к социокультурной эволюции. Много внимания уделял классификации социальных процессов, проблемам гармонизации в отношениях между обществом и индивидуальностью, вопросам культуры и цивилизации.

Был убежден в совместимости индивидуализма и социальной организации. Его стремление кардинально разграничить государство и общество инициировало возникновение новых теорий демократии, сосуществования различных общественных групп, природы власти. М. выступал против переоценки математико-статистических методов, настаивая на необходимости каузального анализа, которым заметно пренебрегала современная ему американская социология. Критиковал неопозитивизм, считая, что социологические проблемы нельзя исследовать по аналогии с естественнонаучными. В рамках социологии М. различал морфологию и этиологию. Морфологию он рассматривал как учение о социальных формах, этиологию - как учение о социальных причинах.

>Морфология занимается "исследованием социальных структур", являясь "изучением живых образований". К последним, по М., относятся "общности: социальные регионы проживания - такие, как города, племена или нации; полуобщности - общественные классы или касты; союзы, определенные организованные группы, а именно: корпорации, клубы, семьи, профессиональные группы, даже государства в строгом значении слова; институты, установленные способы и условия поведения в общностях или союзах: обычаи, нравы и т.д. Каждый тип имеет свои особые признаки и вариации... К этой же области относится и изучение группообразующих сил, которые поддерживают существование этих форм, а также изучение социальных процессов, от их возникновения до распада, - здесь мы объединяемся с социальными психологами".

Этиология, с его точки зрения, занимается изучением социальных изменений, причем не только с описательной или исторической позиций, но и с точки зрения поиска определяющих причин, движущих сил, законов социального развития. Социальные структуры и социальные изменения в их постоянной причинной взаимосвязи подлежат рассмотрению с позиций подхода, включающего, прежде всего основные социально-экономические вопросы, разработанные преимущественно в социологии культуры. М. опирался здесь на социологию культуры А. Вебера. Социальный факт, согласно М., - это факт сознания.

Все социальные факты он считал доступными пониманию, что сближало его в этом отношении с понимающей социологией, позиции которой в первой половине 1920-х он разделял. Некоторые даже считают его одним из родоначальников понимающей социологии (см.).

М. считал важной задачей социологии исследование социального действия, изучение внутренних, субъективных состояний действующего индивида. С позиций понимающей социологии М. подходил к пониманию причинности, развивая свою концепцию каузальной реконструкции, которая предполагает "относительно связную схему вещей, в которую включен изучаемый феномен. Всякое действие есть акт личности, а всякая личность есть результат социальной системы. Всякая социальная система представляет собой соответствующий комплекс культуры...". M. полагал, что общества развиваются от высоко обобщенных состояний до таких, в которых функции индивидуума и группы членства чрезвычайно специализированны. Он также подчеркивал, что социальная эволюция не обязательно эквивалентна социальному прогрессу, который, про его представлению, может измеряться только личным мнением. М. полагал, что социолог должен избегать влияния его собственных ценностей на социальный факт.

В.А. Балцевич

Страница 244 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135