Децентрирование — способ выхода за границы собственных представлений, угадывая с помощью воображения или логики, как выглядели бы вещи, события с точки зрения другого человека.
Н. Д. Творогова
Психологический словарь
ДЕЦЕНТРИРОВАНИЕ
ДЕЦЕНТРАЦИЯ
Децентрация [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.
Е.Н. Емельянов
ДЕТСТВО
Детство — термин, обозначающий начальные этапы онтогенеза; период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т. е. до 11—12 лет. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и заняло значительный исторический период. В середине XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо был провозглашен знаменитый тезис о том, что "ребенок не есть маленький взрослый", однако его содержательное раскрытие стало возможным значительно позже и было связано с началом систематических наблюдений за ходом детского развития (Ч.
Дарвин, В. Прейер), появлением различных методов исследования психики ребенка (З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.), а также с активным проникновением в психологию идей культурно-исторического развития (Л.С. Выготский).
>Данные этнографических, социологических и психологических исследований развития детей в обществах различного типа способствовали преодолению господствовавших на протяжении многих веков представлений о детстве как "натуральной стадии", обладающей некими "универсальными" для всех времен и народов свойствами, а также отказу от необоснованного уподобления детства человеческого ребенка детству животных. Значительный вклад в накопление фактических сведений о своеобразии развития детей, растущих в различных культурах и обособленных этнических группах, принадлежит представителям школы культурной антропологии (М.
Мид, R. Benedict и др.). С середины ХХ в. эта линия исследований получила мощное развитие в рамках кросс-культурного направления в психологии. Сравнительное изучение разных сторон развития детей из многих стран мира принесло богатейший материал, показывающий сложную взаимообусловленность социально-экономических и экологических факторов жизни общества, с одной стороны, особенностей практикуемых в нем форм семейного и общественного воспитания, с другой, и своеобразия черт психики, личности, характерных для представителей данного общества, с третьей (Э. Эриксон, P. Aries, J.
Whiting, M. Ainsworth и др.).
В отечественной науке мысль об историческом происхождении и развитии детства впервые прозвучала в 30-х годах нашего столетия в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Позднее появились работы, убедительно показывающие, что, будучи социокультурным, а не чисто биологическим феноменом, Д. имеет свою историю и носит конкретно-исторический характер (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Кон). Это значит, что различные типы общества имеют и разные типы Д., с неодинаковой длительностью и числом "ступенек" возрастной "лестницы", а главное, с разным содержанием процессов формирования психики ребенка, его личностных особенностей.
Основная социальная функция Д. состоит в подготовке подрастающего поколения к взрослой, самостоятельной жизни в обществе и производительному труду.
В конечном счете, именно уровень социально-экономического и культурного развития общества определяет специфику возрастной дифференциации детства, его продолжительность и качественное своеобразие. Одной из наиболее ярких иллюстраций этого может служить значительное удлинение и качественное изменение Д., произошедшее в последние полтора столетия в промышленно развитых странах. Если в XIX в. дети крестьян, как правило, не имели школьного периода Д., начиная вести практически взрослую трудовую жизнь в шесть-восемь лет, то в сегодняшнем обществе вступление молодого человека в самостоятельную жизнь нередко сдвигается на начало, а то и середину третьего десятка жизни. Столь значительные изменения в сроках наступления социально-психологической взрослости индивида происходили по мере возникновения новых по своим функциям этапов онтогенетического развития: младшего школьного, подросткового возрастов и юности, которые, как показывают кросс-культурные исследования, имеют место не в любом обществе, а только в индустриально высокоразвитых странах.
На основе разнообразного этнографического и антропологического материала Д.Б. Эльконин реконструировал процессы эволюции Д. на ранних этапах истории человечества, показав, в частности, условия возникновения таких ступеней онтогенеза, как период игр-упражнений и период ролевой игры.
При этом важнейшей, с психологической точки зрения, стороной преобразования детской жизни было изменение места ребенка в системе общественного разделения труда, а вместе с ним — и всего характера взаимоотношений с другими членами семьи и общества. Таким образом, культурно-исторический подход к анализу современного Д. позволяет рассматривать его как результат сложного развития, идущего по линии структурной дифференциации и обогащения социально-психологических функций. Примечательно, что новые возрастные этапы не обязательно "добавляются" к уже существующим, но могут "вклиниваться" между ранее оформившимися возрастными ступенями. На характер и содержание отдельных периодов Д. оказывают влияние также конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, его принадлежность к тому или иному социальному классу, принятая система общественного воспитания.
Центральное психологическое содержание Д. как начального и наиболее ответственного отрезка онтогенеза по-разному рассматривается представителями разных теоретических направлений (бихевиоризм, фрейдизм и др.). В отечественной психологии наиболее принята точка зрения, согласно которой внутри последовательно сменяющих друг друга на разных стадиях онтогенеза видов детской деятельности (общения, предметных манипуляций, игры, учения и др.) происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Этот процесс лежит в основе формирования индивидуальной системы способностей и потребностей ребенка, его целостной личности.
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее, "абсолютное", по выражению А.В. Запорожца, значение для развития фактически всех сторон человеческой психики и личности. В осознании данного положения большую роль сыграло исследование влияния ранней психической депривации (частичного или полного лишения ребенка необходимых условий) на ход последующего развития (Н.М.
Щелованов, J. Bowlby, R. Spitz и др.), а также открытие сензитивных периодов Д. — особых временных отрезков онтогенеза, характеризующихся повышенной чувствительностью развивающегося индивида к определенного рода воздействиям, а также оптимальными возможностями формирования тех или иных способностей.
К настоящему времени накоплены серьезные факты, свидетельствующие о том, что не только условия грубой депривации в детском возрасте накладывают на формирующуюся психику, личность свой неизгладимый отпечаток, но и многие весьма тонкие особенности эмоциональных взаимоотношений ребенка с близкими людьми (например, степень эмоционального принятия малыша матерью, ее чуткость и многие другие качества). Точно так же и возможности для активного общения и взаимодействия самого ребенка с окружающим миром и начинающее формироваться уже в младенчестве представление о себе (образ Я) оказывают глубокое влияние на все последующие этапы становления его психики, личности в целом. В зависимости от степени соответствия оптимальным возрастным вариантам развития они могут как нести в себе опасность последующих нарушений, так и служить прочной основой процесса становления здоровой и творческой личности. Организация контроля за полноценностью условий и ходом психического развития в детском возрасте составляет важнейшую практическую задачу психологии развития.
Г.В. Бурменская
Раздел 1. Основные категории психологии развития
ДЕТСКОГО ОПИСАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИК
Детского описания родительского поведения опросник (Childrens Report of Parental Behavior Inventory, CRPBI) — опросник личностный, направленный на изучение установок, поведения и методов воспитательных воздействий родителей с точки зрения их детей. Разработан Э. С. Шефером в 1965 г. Первоначальный вариант состоял из 20 шкал по 10 вопросов в каждой.
В последующей редакции сокращено количество шкал до 18 при общем объеме вопросов 192. Диагностируемые параметры описываются тремя факторами: принятие — непринятие родителей, психологический контроль — психологическая автономия, строгий воспитательный подход — подход либеральный. За рубежом Д. о. р. п. о. часто используется в модификации С. Шлудерман и Е.
Шлудерман, сокративших количество вопросов до 108 за счет выделения наиболее диагностически ценных. Изучаемые факторы в модифицированном варианте квалифицируются следующим образом: (а) положительное отношение — враждебность, (б) директивность — автономия, (в) последовательность — непоследовательность воспитательных воздействий. Известен также предложенный на этой основе вариант З.
Матейчека и П. Ржичана (1983).
>Благодаря анализу гомогенности (внутренней согласованности) вопросов по отношению к выделенным факторам, появилась возможность разработать более компактную версию, обладающую высокой надежностью и получившую название "Опросника родительского поведения и установок для молодежи" (МОЛОР — сокращенное молодежь-родители). МОЛОР состоит из 50-ти высказываний, касающихся поведения родетелей, на которые испытуемые могут отвечать в трехбальной шкале ("да", "частично", "нет"), что выражается количественными оценками 2—1—0.
Методика включает 4 тестовые тетради, которые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: оценка отца дочерью, оценка отца сыном, оценка матери дочерью, оценка матери сыном. Оценки первичные переводятся в производный показатель, который представляет собой пятибальную систему стандартных оценок. Эти оценки являются удвоенными стэнами 1—2, стандартная оценка "2" соответствует стэнам 3—4 и т. д. Опросник предназначен для обследования лиц в возрасте 13—18 лет.
Валидность эмпирическую устанавливали путем сравнения оценок отдельных шкал в группах учеников с хорошей и плохой успеваемостью, при этом были получены достоверные различия (более отчетливо при оценке матери). Валидность критериальная определялась сопоставлением результатов у детей, родившихся при нежелательной беременности с детьми, эмоционально принятыми родителями, а также сопоставлением данных, полученных у детей, живущих в полных и неполных семьях.
Имеются сведения о валидности конструктивной, полученные при сопоставлении результатов опросника с аналогичными данными, направленными на анализ отношений между детьми и родителями. Внутренняя согласованность шкал оценки матери и отца является удовлетворительной, коэффициент корреляции варьирует в интервале 0,53—0,86. Отмечается высокая надежность ретестовая. При интервале ретеста 2 недели были получены коэффициенты rt=0,70—0,86 (при оценке матери и отца). З.
Матейчек и П. Ржичан (1983) указывают на высокую информативность МОЛОР при анализе семейных конфликтов, воспитательных проблем, нарушениях поведения и невротических расстройств в случае развода в семье, при проблемах с обучением в школе. Опросник находит применение и в клинической практике.
Л. Ф. Бурлачук
Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии
ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА
Детская субкультура [лат. sub — под + cultūra — возделывание, воспитание, развитие] — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из "поколения в поколение" сверстников. Содержанием Д. с. являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка.
В.В. Абраменкова
Еще статьи...
Страница 343 из 451
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135