Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Зачем нужны аватарки?

E-mail Печать PDF

Что такое аватарка? Это специальная маленькая картинка, которая отражает характер, а иногда даже и внешность своего владельца. Аватарка может смешить, намекать и просто радовать. Все зависит от самого владельца. Если у владельца отменное чувство юмора, то он скорее выберет какие-нибудь смешные, прикольные аватарки. Если владелец – девушка, то она выбирает аватарки с изображением губ, аватарки с изображением глаз, аватарки – природа. Если захочется что-то более интересное, то можно использовать анимированные аватарки. Очень интересны аватары с надписями. Такие аватарки в основном относятся к разделу Смешные аватарки. Если владелец фанат какой-то компьютерной игры, то он выбирает игры-аватары, где изображены герои любимой игры. Есть просто красивые аватарки, которые хочется просто сохранить на жестком диске. В Интернете представлена огромная коллекция аватарок на любой вкус.
Для чего нужны красивые аватарки? Сейчас в Интернете есть очень много различных форумов и социальных сетей, где люди общаются, обмениваются мнением и опытом, обсуждают различные проблемы, делятся впечатлениями. Они заполняют анкету, занося туда свои данные, но так как в виртуальном мире мы друг друга не видим, то в данную анкету мы еще помещаем аватарку, которая отражает наш внутренний мир, или какие-то черты характера. В зависимости от настроения или от каких-либо впечатлений, аватарку можно менять. Если сегодня мы настроены на философский лад, то нам больше подойдет рисованный аватар, анимэ-аватары. Если мы влюблены, то в данный момент подойдут гламурные аватары.
Поэтому какую аватарку выбрать, зависит полностью от вас. Выбирайте лучшие аватары, радуйте себя и окружающих!

Зачем необходима связь через icq

E-mail Печать PDF

При нынешнем развитии веб технологий сложно найти человека, который не знает об аське. ICQ представляет собой программу, подстраивающуюся под разные ОС, и даёт возможность миллионам посетителей интернета по всему миру производить передачу любых файлов, общаться, заводить знакомства, играть. Название сети является омофоном фразы "I seek you", что на русский переводится как «Я ищу тебя». Практически любой человек может скачать ICQ из сети интернет на пк или мобильный телефон и получать наслаждение от неограниченного общения. Совершенно не трудно скачать ICQ бесплатно, для этого нужно скачать ICQ на мобильный телефон либо компьютер, произвести установку программы, зарегистрироваться, получить свой номер и система мгновенных извещений с абсолютно всеми преимуществами будет доступна вам.
ася, именно это нежное название прижилось к сети, как незаменимый помощник в ежедневной жизни применяется весьма многими людьми. День творения аськи позволил открыть путь в новую эру интернет технологий и теперь невозможно представить, как люди ранее жили без такой удобной и полезной вещи. Скачать ICQ бесплатно – это один из первых шагов, которые совершают миллионы людей по всему миру, когда покупают компьютер. Кроме стандартной отправки кратких текстовых извещений, аська в наши дни предлагает множество дополнительных интересных сервисов, таких как обмен файлами, отсылка бесплатных СМС-сообщений, передача красочных открыток с поздравлениями, отправка извещений электронной почты, аудиосвязь между пользователями, игры на любой вкус, а также ряд иных функций, делающих асю лучшим другом и помощником в настоящем мире скоростей и высочайших технологий.
На сегодняшний день существуют два вида клиентов ICQ: неофициальные и официальные. Оригинальную версию клиента от компании ICQ у Вас есть возможность скачать на официальном веб-сайте icq, кроме этого, каждая страна имеет и собственную официальную локализованную аську. В Российской Федерации оригинальная аська есть у rambler, а на Украине у bigmir. Как правило, неофициальные клиенты аськи разрабатывают энтузиасты, которые досконально знают протокол обмена сообщениями. Данные версии значительно легче и необходимы продвинутым юзерам, знающим, что большая часть аськиных функций очень редко применяется. Новые пользователи выбирают поначалу закачать аську официальную, но впоследствии всё равно переходят на неофициальные. Miranda и QIP – самые распространённые «любительские» варианты аси.
В этих версиях применяется открытый исходный код с огромным количеством плагинов, что позволяет человеку составить для себя максимально оптимальный вариант конфигурации аськи. Вам следует только закачать аську бесплатно на свой мобильный телефон либо пк и выяснить самому, какие функции вам необходимы, а без каких вы можете и совсем обойтись.
Подключившиеся клиенты сейчас получают девятизначные номера. А в начале были пятизначные, которые теперь весьма ценятся, как и шести- и семизначные. Но для начала надо скачать аську, и лишь потом задумываться о необходимости замены своего номера на более престижный, в котором меньше цифр.
Прогресс не стоит на месте, и представить на сегодняшний момент пк или телефон, владельцы, которых не применяют ICQ, нереально. Необходимо скачать ICQ абсолютно бесплатно – и весь мир общения перед вами!

Зачем нам нужны виртуальные знакомства?

E-mail Печать PDF

Знакомства в Интернете становятся все более и более популярными. Множатся различные сайты знакомств. Почему так происходит? В сумасшедшем ритме современной жизни у людей не осталось ни места, ни времени для знакомств в реале. Люди разъединены ненормрованными графиками работы, тонированными стеклами личных автомобилей. Интернет с готовностью предлагает варианты выхода из ситуации.Итак, зачем нам нужны виртуальные знакомства?
1. «Попутчик в поезде».
Зачем? Всем известно, что проще всего обсудить наболевшее именно со случайным человеком, нейтральным, незаинтересованным, который выслушает и возможно больше никогда и не встретиться в твоей жизни. Возможность выговориться, поплакаться в жилетку, узнать чужое мнение, получить совет. Тем более что собеседник всегда есть под рукой.
Кто? Абсолютно любой из нас в тот или иной момент жизни может испытать потребность в таком ни к чему не обязывающем виртуальном разговоре. Стрессы, кризисы, разочарования, проблемы личного характера, увы, случаются у всех.
Где? Этакая «скорая психологическая помощь он-лайн». Будь это три часа дня или ночи, всегда можно найти хотя бы одного собеседника на той же системе знакомств «Мамба».
Перспективы развития отношений. Почти исключены. После того, как душевные раны зализаны, общение можно прекратить, а анкету – удалить. Иногда это знакомство длинною в час, день, ночь. В общем, столько, сколько едут в поезде с попутчиком…
Риск. Никакого. Зато хорошая тренировка по скорости печати обеспечена.
2. «Может, в следующей жизни, когда я стану кошкой…»
Зачем? Интернет дает полную свободу фантазии и возможность прожить несколько жизней одновременно. Уставшая домохозяйка может создать себе имидж коварной искусительницы и многоопытной жрицы любви, строгая бизнес-леди завести анкету «ласковой кошечки», а прыщавый подросток – представиться супер-мачо .
Кто? В большинстве своем те, кто испытывает коммуникативные трудности в реальной жизни, чувствует себя неудовлетворенным, нереализованным. И тогда виртуальное общение становится отдушиной, дает возможность отыграть те роли, которые не удается по тем или иным причинам воплотить в реальную жизнь. Неуверенность в себе компенсируется мыслью о том, что при неудачном развитии отношений всегда можно нажать кнопку «удалить» и начать все с чистого листа под другим ником.
Где? На любом БОЛЬШОМ форуме, сайте знакомств можно найти людей, у которых есть по несколько профайлов, абсолютно друг на друга не похожих. Цитата из рассказа 25-летнего завсегдатая очень крупного сайта знакомств: «Но самой большой популярностью пользовалась моя анкета ВИЧ-инфицированной наркоманки!» Что называется, без комментариев.
Перспективы развития отношений. Исключительно виртуальные. И это к лучшему, потому что при реальной встрече можно испытать глубокий шок, когда вместо голубоглазой длинноногой блондинки за столиком в кафе напротив вас окажется дедок преклонных лет.
Риск. Если в течение 1-2 недель общение так и не сделало попыток выйти на реальный уровень, то скорее всего уже и не выйдет. Постепенно формируется параллельный мир, и нередко он становится даже более важным, весомым и значимым, чем реальный. Виртуальная дружба, любовь, секс. Даже виртуальные браки… В итоге, те проблемы, которые привели человека на сайт знакомств – одиночество, сложности с общением – не решаются, а только углубляются, потому что связь с людьми во внешнем мире и навыки реального общения все больше и больше теряются. На смену им приходит виртуальная иллюзия-суррогат.
3. «Чем больше узнаю людей…»
Зачем? В какой-то мере это разновидность двух предыдущих случаев. Изучение чужого жизненного опыта, доверительно-дружеские отношения с массой виртуальных знакомых.
Кто? Психологи, журналисты, писатели, как профессиональные, так и доморощенные.
Где? Да где угодно, но больше на крупных форумах и сайтах знакомств, где легко затеряться и имеется большой материал для исследования.
Перспективы развития отношений. В зависимости от целей исследователя. Скорее всего исключительно виртуальные, но всякое бывает.
Риск. Для собеседника – неожиданно проснуться знаменитым, обнаружив свою жизненную драму сюжетом нового бестселлера, а себя легко угадав в образе главного героя. Говорят, все на той же «Мамбе» уже год водится такая писательница.
4. «Мы с тобой одной крови».
Зачем? Виртуальная «прелюдия» - это хорошая возможность заранее выявить общность интересов, найти человека со схожими желаниями, взглядами на жизнь. Например? От самого невинного – вы оба обожаете петь песни под гитару или носиться на мотоциклах по ночному городу. И до более сокровенного – поиск партнеров при не совсем традиционных сексуальных пристрастиях, таких как свинг, групповой секс, гомосексуальные отношения.
Кто? Как правило, активные, интересные, живые, ищущие люди.
Где? Проще всего такие знакомства удаются на узкотематических сайтах знакомств, чатах, форумах, коих в Интернете несчетное множество, где люди изначально объединены по определенной общности интересов.
Перспективы развития отношений. Достаточно высока, причем даже в том случае, если людей разделяет расстояние.
Риск. Цитата из новостей: «Раскрыто убийство журналиста ТВЦ Вячеслава Акатова, совершенное в мае. По версии следствия, корреспондента убил 19-летний украинец, с которым тот познакомился через Интернет, сообщает информагентство «Новый Регион – Москва». Предполагается, что Акатов начал общаться молодым человеком через Сеть, а затем пригласил пожить к себе в Мытищи. Вечером Акатов предложил другу вступить с ним в интимную связь, однако юноша отказался и ушел спать, а ночью Акатов изнасиловал приезжего. Тот решил отомстить. Месть удалась. Акатов умер от того, что ему проломили голову: рядом с телом погибшего были найдены две окровавленные гантели. Имитировав разбойное нападение, преступник сбежал. Тем не менее, его личность удалось установить. Убийцу нашли на Украине и доставили в московское СИЗО.»
5. «Вижу цель, не замечаю препятствий».
Зачем? Потому что точно и наверняка знает, чего хочет. В корне изменить свою жизнь, уехать жить в другой город или страну, найти любовника, постоянного или разового, деловых партнеров или клиентов для бизнеса. Вобщем, цели могут быть разные, но суть одна «здесь, сейчас, немедленно».
Кто? Активные, решительные реалисты, для которых Интернет – удобное средство, и не более того. Либо те, кого поджимает время.
Где? Там, где больше выбор и есть возможность общения «он-лайн». Идеальный вариант – немедленно перейти в «аську» и там по-быстрому решить все вопросы.
Перспективы развития отношений. Если собеседник удовлетворяет заданным параметрам поиска, то реальная встреча возможна буквально через тот промежуток времени, которая требуется, чтобы доехать до него на машине. Если не удовлетворяет, то буквально после двух фраз переписки будет зачислен в «бесперспективные», на которого не стоит тратить время и трафик, и на сем общение прекратится.
Риск. Все зависит от того, насколько искренни намерения и насколько они сходятся. Есть, скажем, риск нарваться на целеустремленного маньяка или мошенника, который ищет себе жертву. Кроме того, вот еще одна цитата. «В США, стране с одним из самых высоких уровней развития Интернета, каждый пятый пользователь Сети в возрасте от 10 до 17 лет подвергается сексуальным домогательствам онлайн. Эти данные приводит Национальный центр по делам пропавших и эксплуатируемых детей (National Center for Missing and Exploited Children). Сексуальными домогательствами центр считает предложения вступить в интимный контакт или предоставление информации сексуального характера. Две трети подростков, подвергающихся повышенному вниманию - девочки. Непристойные предложения, напротив, чаще всего исходят от лиц мужского пола».
А чего ищете вы на сайтах знакомств?

Зачем надо скачать icq

E-mail Печать PDF

Редко встретишь настольный компьютер, на котором не имеется пакет офисных программ — всем необходимо работать с текстовыми техдокументациями, таблицами, презентациями и т.д. Пространство сети прощупываются в нескольких браузерах, с намерением расслабиться существует множество игр, однако в качестве инструментов коммуникации не возбраняется применять как браузер, так и узкоспециализированные программы, такие как ICQ (или, как говорят в народе, «<a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://www.icq-good.ru/">аська</a>»), mail.ru агент, Miranda, QIP и другие общеизвестные мессенджеры.<br>     Давайте в первую очередь составим обобщенный вид всех приложений, которые работают с протоколом ICQ. Всем им присущи два окна — для разговора и формуляра контактов. Этого как раз довольно для разговоров, ведущихся методом отправки текстовых тирад. Со времени нажатия кнопки «отправить» до получения части монолога собеседником проходит, в большинстве случаев, несколько мгновений и вот меньше чем через секунду собеседник уже видит высланный текст. Именно за эту быстроту аська получила широкое распространение во всем мире и установлена почти на каждом переносном компьютере с выходом в Всемирную Сеть.<br>       ICQ клиентом принятно называть приложение, через которое настольные компьютеры связываются с серверами AOL, владельца протокола. У русскоязычных пользователей большую популярность получили следующие программы как Rambler ICQ, Mail.ru Агент, qip, Rambler ICQqip, Rambler ICQ,qip,  . Эти программы должны связать людей как в масштабах всей Земли, (возьмем, через аську человек из маленького городка в Брянской области может поболтать с другом из Австрии), так и внутри локальных сетей крупных городов, предприятий, фирм. Такой разговор через отправку текста очень удобен на больших расстояниях, каждый день встречается все больше пользователей, так как чтобы стать фактическим участником общения, довольно, в большинстве случаев, лишь даром <a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://www.icq-good.ru/">скачать аську на компьтер</a>.<br>     Лицензионно аську в Российской Федерации представляет компания Rambler, выпускающая милый клиент ICQ Ramblers, немного напоминающий Windows Vista, в котором ежесекундно показывается реклама. Другие программы образуют команду «альтернативных клиентов». Именно поэтому термин ICQ либо иное упоминание об аське в наименовании таких клиентов мы едва ли найдем, так как это грозит авторам похожих клиентов судебным слушанием от AOL.<br>     Каждый подобный  клиент кроме диалога в аське, по большей части, поддерживает еще и много других протоколов. В QIP`е, Miranda — это Jabber, позволяющий пользователям этой программы разговаривать не только средствами обычной ICQ. В Mail.Ru — это добавочный сервис, позволяющий общаться только между обладателями почтовых ящиков на одноименном ресурсе. И это всего лишь малые дополнения, в то время как значительная часть пользователей общаются через протокол ICQ. Можно сказать, что практически все похожие клиенты позволяют разговаривать не только в аське, однако и используя другие протоколы. В Miranda и QIP это Jabber, в Mail.ru — собственный протокол, по через который способны общаться те, у кого имеется почта на одноименном веб-ресурсе. Однако большинство пользователей все же предпочитает ICQ.<br>  Преимуществ у аськи настолько много, что простое перечисление займет слишком много места и времени в данной статье, так как эта программа допускает людям знакомиться с новыми друзьясм, поддерживать связь со старыми, как далеко они не находились, обращаться за помощью к друзьям друзей и многое другое. Так что, советую вам непременно <a rel="nofollow" onclick="javascript:pageTracker._trackPageview('/outgoing/article_exit_link');" href="http://www.icq-good.ru/">скачать аську</a>.

Пол и сексуальность

E-mail Печать PDF

Пол и сексуальность

Чаще пол определяется как "совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению" Слова "пол" и "секс", формально являясь синонимами, по сути имеют различное значение. К "половым" обычно относят явления, связанные с дифференцировкой мужчин и женщин по любым свойствам и признакам, в то время как "сексуальные" отношения подразумевают чувства и переживания, имеющие эротическую окраску.

В природе существуют различные формы размножения, древнейшее из которых — бесполое размножение (конъюгация), характерное для простейших. Известно, что основной отличительной чертой бесполого размножения является возникновение новой (дочерней) особи без предварительного слияния исходной (материнской) особи с другой.

Подавляющее большинство всех населяющих Землю видов живых существ размножается половым путем, необходимым условием которого является наличие половых клеток (гамет). У немалоклеточных животных женские гаметы (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды) вырабатываются в специальных половых железах (гонадах), подразделяемых на женские (яичники) и мужские (семенники). Встреча гамет и их слияние (оплодотворение) обеспечиваются наличием у мужских и женских особей специальных половых органов.

Соматические клетки всех высших организмов у обоих полов имеют одинаковый двойной набор аутосом, но разные половые хромосомы. При этом женский пол обладает одним типом гамет (в яичниках образуются хромосомы типа X), мужской пол — двумя типами гамет (в семенниках образуются хромосомы типов Х и У).

Таким образом, следует, что у млекопитающих (включая человека) пол зародыша определяется сингамно, т. е. при акте оплодотворения.

Формирование пола продолжается от момента зачатия и до половой зрелости, когда проявляется сформировавшаяся направленность полового влечения и происходит адекватный выбор сексуального партнера. Формирование пола осуществляется длительно, от стадии к стадии, а отнюдь не определяется по факту рождения младенца мужского либо женского рода.

Становление пола начинается с формирования генетического пола, определяемого набором хромосом. Сформировавшийся генетический пол обусловливает гонадный пол , который иногда называют истинным, т. к. он определяется строение половой железы. Гаметный пол , т. е. способность половой железы об­разовывать сперматозоиды или яйцеклетки, является следующим уровнем формирования пола. От гонадного пола зависит и гормональный пол , т. е. способность по­ловой железы секретировать специфические половые гормоны. Специфика гормональных воздействий опре­деляет морфологический пол субъекта и первым делом строение и развитие его внутренних и наружных половых органов и наличие вто­ричных половых признаков.

Гражданский (или акушерский) пол определяется по первичным половым признакам при рождении. После появления на свет человек вступает в длительный период соматополового развития, т.е. развитие первичных и вторичных половых признаков и психосексуального развития -- становление полового самосознания, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации. Этот период имеет отношение к полу воспитания (психологическому полу).

Вредные воздействия могут приводить к деформации формирования пола на любом из перечисленных этапов рассмотренной схемы. Сексуальное здоровье человека зависит как от тонких механизмов дифференциации пола в эмбриональном периоде так и от социально-психологических и культурных факторов его дальнейшего развития как личности.

Значение раздельнополости в эволюционном процессе вскрыто в теории В. А. Геодакяна (1965; 1968; 1971), доказавшего, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, который стремится сохранить неизменные родительские признаки у потомства) и изменчивость (качество, благодаря которому у каждого следующего поколения все же появляются новые признаки). При этом, как уже говорилось, роль женского пола — отвечать за неизменность, а мужского — обеспечивать изменчивость.

Соотношение этих двух тенденций и превалирование одной над другой определяются изменяющимися условиями внешней среды. Если они благоприятны для вида в целом и относительно неизменны, то воспроизводство сводится в основном к увеличению числа особей, т. е. результатом воспроизводства является приращение количества при неизменном качестве.

Если же условия среды меняются настолько, что это создает для вида необходимость приспосабливаться к ним за счет выработки новых качеств, то на первый план выходит тенденция изменчивости.

Эта же теория выявила факт, всилу которого любой поток информации из внешней среды сначала воспри­нимается самцами и лишь потом попадает к самкам. Имен­но этим объясняется факт повышенной смертности самцов (мужчин) по сравнению с самками (женщинами). Используя термины кибернетики, можно сказать, что самцы олицетворяют "оперативную, кратковременную" память вида, а самки — "постоянную, долговременную". Таким образом любая новая информация об изменениях условий обитания и появлении новых типов воздействий среды попадает сначала в "оперативную" память популяции, а затем в "постоянную" память вида.





Психосексуальное развитие и полоролевое поведение

Одним из компонентов зрелой личности является половое сознание, под которым понимается осознание человеком самого себя как носителя определенного пола, а также выработку системы установок, регламентирующих сексуальное поведение. В динамике становления полового сознания Г. С. Васильченко (1977) выделяет четыре основные стадии:

1. Понятийная стадия. Характеризуется тем, что воз­никающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно ребенок осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, маль­чиков и девочек. На первых этапах этой стадии роль основных критериев для разделения полов в сознании ребенка играют внешние признаки (одежда, прическа и т. д.). Далее ребенок начинает осознавать, что половые разли­чия связаны с разницей в телосложении и в строении по­ловых органов. Зачастую проявляемый интерес детей это­го возраста к гениталиям детей противоположного пола •совершенно не имеет специфически чувственной окрас­ки и является, по сути, чисто исследовательским интере­сом. Однако взрослые, столкнувшись с так называемыми социосексуальными играми (игра "в папу и маму", "в док­тора" и т. п.), включающими элементы обнажения детей, столь бурно и отрицательно на это реагируют, что факти­чески сами впервые "впечатывают" в сознание ребенка ощущение того, что все, связанное с половыми органа­ми, окружено тайной и неприлично.

Очень важно усилить на этой стадии контроль за про­цессом формирования полового самосознания ребенка, в котором следует обратить особое внимание на два ком­понента:

— полоролевая ориентация, т. е. представления ре­бенка о том, насколько его качества соответствуют при­нятым требованиям мужской или женской роли;

— полоролевые предпочтения, т. е. какую половую роль ребенок предпочитает в ситуации свободного вы­бора.

Какие-либо несовпадения полоролевой ориентации и полоролевых предпочтений могут быть признаками воз­можной сексуальной патологии.

В этом возрас­те возникают первые вопросы о поле, и взрослые должны не уклоняться от них, а давать удовлетворяющие ребен­ка ответы.

Эти вопросы естественны: ребенок пытается осмыс­лить себя и окружающий его мир. Объяснения должны соответствовать пониманию ребенка. Целью этих бесед. должно стать не только обеспечение ребенка информа­цией, но и установка на то, что отношения между пола­ми естественны и нормальны. Чаще всего это вопросы о рождении ("откуда берутся дети?"). Не менее распро­странены вопросы об отличительных признаках полов. Получение ребенком правдивой и понятной информа­ции часто снижает интерес к ним.

2. Романтическая (платоническая) стадия . Основная характеристика этого периода — наличие эмоциональ­ного компонента. Эротические фантазии, которые типичны для данной стадии, чаще всего, отражают со­держание прочитанных к этому возрасту книг ("рыцар­ские" романы, вестерны с благородными героями-ковбо­ями, и т. п. литература, где описаны ситуации спасения прекрасной девушки от злодеев). В этой стадии возмож­но появление влюбленности ("первая любовь", "детская любовь") По мнению И. С. Кона (1973), у девочек раньше возникают сложные фор­мы рефлексии, чувство одиночества; у них сильнее по­требность во взаимопонимании, психологической бли­зости; они раньше, чем мальчики, и в 3—4 раза чаще пишут стихи, ведут дневники; у них раньше и сильнее проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; преобладает ориентация на словесное общение, а не на совместную деятельность. Девочки раньше и в два раза чаще, чем мальчики, проявляют озабоченность собственной внешностью, они охотнее отдают предпочтение мужско­му статусу, чем мальчики женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками; по­требности в достижении своих целей и ориентация на бу­дущую взрослую жизнь у мальчиков выше.

В это время весьма часто обостряются отношения под­ростков с родителями (возникает так называемый конф­ликт "отцов и детей"). Как отмечают Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1979), исток ухудшения отношений лежит в стрем­лении подростков к самостоятельности, к достижению статуса взрослых и свойственная подросткам всех времен потребность в группировании со сверстниками.

Родителям и педагогам не следует иронически отно­ситься к подростковой влюбленности, напротив, эти про­явления должны оцениваться положительно и с должным пониманием.

3. Сексуальная стадия. Резкий скачок в физическом раз­витии обусловливает особенности подростковой и юно­шеской сексуальности. "Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, мото-рика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущение первых менструаций у девочек, необычность поло­вого напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчи­ков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций» (Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979). Период юношеской гиперсексуальности преимуще­ственно характерен для мальчиков и часто сопровождает­ся длительными эрекциями с выраженным половым воз­буждением, необузданными эротическими фантазиями и т. п. Необходим дифференцированный подход к понима­нию такого явления подростковой и юношеской сексуаль­ности, как мастурбация.

Старый спор о вреде или пользе мастурбации в зна­чительной мере определяется неверной постановкой воп­роса, так как существует не один, а несколько типов мас­турбаций, часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не связанная с семя­извержением и оргазмом; снижающая напряжение мас­турбация периода юношеской гиперсексуальности; мас­турбация как временная замена отсутствующей нор­мальной половой жизни у взрослых; вынужденная, на­вязчивая мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.).

Подростковая и юношеская мастурбация статистичес­ки является наиболее массовой. С одной стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вы­зываемого физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами: примером свер­стников, желанием проверить свою половую потенцию, получить чувство удовлетворения и т. д.

Осведомленность родителей о подростковой мастур­бации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у сво­их детей, родители чаще всего бывают потрясены, ис­пуганы и реагируют резко негативно: начинаются запу­гивания, запреты и даже физические наказания. В луч­шем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности подростка брезгливо-презрительное отношение.

Сексуальные-фантазии подростков в этой стадии существенно отлича­ются от эротических фантазий предыдущей, платоничес­кой стадии: здесь можно говорить о наличии образов кон­кретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации, эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт, что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следу­ет сосредоточить половое просвещение на вопросах кон­трацепции и профилактики венерических заболеваний.

4. Стадия зрелого полового сознания. Основным от­личием этой стадии является гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного, воз­вышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по сложившейся системе морально-этичес­ких критериев.

Представления 3. Фрейда о процессе психосексуаль­ного развития предполагают в качестве основной и оп­ределяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру родителя того же пола.

Именно в это время ребенок подвергается социализа­ции, вступающей в конфликт с его эгоистическими по­требностями. Начинается активное использование местоимения "я", познание таких по­нятий, как "можно", "нельзя", "стыдно", "плохо", "хорошо", "неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка ("Крош­ка сын к отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей появляются негативизм и упрямство, сво­еволие, реакции эмансипации и проявления деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего "Я" и преодоление зависимости от ро­дителей. В этом следует видеть не признаки "испорченно­сти", а первые сумбурные проявления личности, "самости".

Родителям следует понимать особенности этого воз­раста и постараться пройти между подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пас­сивностью и зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а впоследствии и окружающими людьми. Формирование "Я" проявляется также в детской любознательности, в форме бесконечных "почему?".

К пяти годам ребенок усваивает основные представ­ления о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми.

К семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и наивность. В это вре­мя у него появляются собственные переживания, кото­рые не хочется открывать взрослым, формируются пред­ставление о себе, самооценка, самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим лю­дям (Л. С. Выготский, 1984).

Препубертатный возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности, что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подра­жательно, носит характер поиска информации, ознаком­ления с проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности.

Отдельно следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (пер­вой менструации) и эякулярхе (первого семяизверже­ния) до остановки роста.

Заканчивается он репродуктивной зрелостью, завер­шающей соматическое половое развитие, когда организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродук­тивной зрелости являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная продукция зре­лых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет.

Бурная телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких, как сомнение в пра­вильности своего развития и роста, тревожно-мнительное отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в подростковой субкультуре. Возникают идеи о собствен­ной малоценности, непривлекательности, даже уродли­вости (подростковая дисморфофобия, синдром Квазимо­до или комплекс "гадкого утенка"). Особое значение придается наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых признаков.

Особенности подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта дис­социация и обуславливает определение подросткового возраста как "трудного". По данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на пять-семь лет.

Подростковый период вновь возвращает юношу или де­вушку к проблеме половой идентичности, когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка, определяя следу­ющие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986):

— Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со сто­роны взрослых. Внешне это может проявляться в негати­визме по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может про­текать мягко, выражаясь только в тренинге механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего "мира взрослых" с его ценностями, доходя порой до ан­тисоциального поведения.

— Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше зна­чения подросток в это время придает оценке своих дей­ствий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.

Подростковая субкультура приводит к формированию микрогрупп с жесткой иерархической структурой, внутригрупповым символизмом поведения и языка, своими обрядами, традициями, системой наказаний и поощре­ний, своей территорией и т. п.

Понятно, что в крайнем выражении это может приве­сти к созданию криминальной микрогруппы (шайки, бан­ды, группировки).

—Реакция увлечений. По А. Е. Личко, представляет со­бой сплав увлечений и интересов. Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению, которое не столь логично и информативно, сколь эмо­ционально. Хобби могут быть какими угодно: от фут­больного "фанатизма" до накопительства. Отдельного ис­следования требует увлечение компьютером, предос­тавляющим возможность погружения в виртуальную реальность.

Взрыв сексуальности в этом возрасте вызывает ак­тивную подростковую-мастурбацию, практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин . Причем, как подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие.

Для молодежи крупных городов первым делом харак­терно снижение возраста начала половой жизни (С. И. Голод, 1984; 1986; 1989). Интересно обнаружение корре­ляции между возрастом начала половой жизни и лично­стными характеристиками подростков. Так, раннее нача­ло половой жизни чаще наблюдается у подростков активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, аван­тюрному поведению, конфликтных по отношению к взрос­лым, склонных к употреблению алкоголя и наркотичес­ких средств.

Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, испо­ведующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, бо­лее тревожных.

Психосексуальное развитие и полоролевое поведение всегда являет собой удивительный сплав биологических, психологических и социальных аспектов существования человека как носителя пола.

Страница 1051 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135