Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его С. д. со взрослым. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, именно в ней формируются все специфически человеческие психические процессы. В С. д. со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.

Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его С. д. со взрослым закономерно растет с возрастом. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной С. д. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности в целом.

В каждом возрастном периоде может быть выявлено свое основное, характерное для этого периода содержание С. д. ребенка со взрослым (А.Л. Венгер). Оно выработано культурно-исторически и воплощает в себе социальную ситуацию развития, специфичную для данного периода. Содержание С. д. и свои функции в ней могут не осознаваться не только ребенком, но и взрослыми участниками С. д. В период новорожденности это удовлетворение органических потребностей ребенка.

Вклад в эту деятельность самого новорожденного сводится к простейшим рефлексам (в частности, сосательному). В младенческом возрасте содержанием С. д. ребенка со взрослым является непосредственно-эмоциональное, а позднее и ситуативно-деловое (опосредованное предметами) общение. В раннем возрасте это предметная деятельность. Функция взрослого в ней состоит в задании образцов предметных действий, которые воспроизводятся ребенком. В дошкольном возрасте содержанием С. д. становится моделирование "взрослого" мира, осуществляемое в игре, рисовании, конструировании и т. п. Взрослый, как и в раннем возрасте, задает образцы, но теперь уже не отдельных действий, а целостного поведения.

Как правило, он выполняет эту функцию неосознанно. В младшем школьном возрасте содержанием С. д. является целенаправленное систематическое обучение. В этой деятельности взрослый выполняет функцию учителя, а ребенок — ученика. В подростковом возрасте содержание С. д. представлено различными формами социального взаимодействия отдельного индивида или подростковой группы со взрослыми, причем это взаимодействие может носить не только позитивный, но и конфликтный характер. Начиная с юношеского возраста, субъект может выполнять в С. д. все функции взрослого.

Важнейшую роль в психическом развитии ребенка играет также его С. д. со сверстниками. Так, Ж. Пиаже и его последователи подчеркивали роль С. д. в интеллектуальном развитии, формировании децентрации. Особенно большое значение они придавали С. д. (и, в частности, такой ее форме как дискуссия) в подростковом возрасте. В цикле исследований, проведенных под руководством Д.Б.

Эльконина, было показано влияние совместной игровой деятельности дошкольников на их умственное и личностное развитие. Дополнительное повышение развивающего эффекта С. д. было достигнуто благодаря специальным формам ее организации, когда каждого из детей побуждали менять свою позицию, занимать позицию своего партнера. Исследования В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др. продемонстрировали значение совместной учебной деятельности школьников для формирования у них теоретического мышления и рефлексии.

А.Л. Венгер

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ

E-mail Печать PDF

Совместимость межличностная — взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием С. м. является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия, когда каждый из них оказался на высоте требований другого и не требуется специальных усилий для установления взаимопонимания. С. м., как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов. Особое значение С. м. приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности (космическом полете, экспедиции, альпинистском походе и т.д.), т.е. тогда, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, количества участников, необходимых для ее реализации. В рамках жизнедеятельности закрытой группы С. м. нередко является решающим условием ее благополучного существования.

А.И. Донцов

СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППОВАЯ

E-mail Печать PDF

Совместимость групповая — социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности. В группе высокого уровня социально-психологического развития С. г. образует иерархию уровней. Нижний уровень С. г. составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, сенсомоторная согласованность при выполнении ими совместных действий, сплоченность, выражающаяся в интенсивности коммуникативных внутригрупповых связей и во взаимности социометрических выборов. На более высоком уровне С. г. выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий — представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при реализации общественно-значимой и общей для всех задачи. Высший уровень С. г., характерный только для группы высокого уровня социально-психологического развития, находит свое отражение в предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, коллективистской идентификации, адекватности возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга, во взаимной референтности членов группы.

В корпоративных группировках внешне также вполне очевидно на поведенческом уровне прослеживается наличие С. г. В то же время в данном случае это лишь иллюзия С. г., т.к. здесь психологически содержательным фундаментом, обеспечивающим видимость отсутствия рассогласования экспектаций, оказывается деперсонализация подавляющего большинства членов общности и готовность этого большинства безоговорочно подчиняться высокостатусному меньшинству, имеющему все мыслимые возможности жестко удерживать тот внутригрупповой статусный "расклад", который уже сложился в корпоративной группировке.

М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский

СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

E-mail Печать PDF

СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 1930—1980-х. Как самоосознающая система идей, теорий, гипотез, а также (преимущественно) идеологически-охранительных мифов сформировалась в результате: а) насильственного отторжения от российского обществоведения и человековедения мыслителей немарксистского толка (к концу первой четверти 20 в.); б) выхода на господствующие позиции в системе философских академических структур и теоретических органов в СССР в 1930-х просталинской группировки Митина и др.; в) осуществления попыток определенной систематизации и придания респектабельности этой традиции на основе работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (П.Федосеев, Ф.Константинов и др.).

Определенный диапазон возможных дискуссий был очерчен и санкционирован в С.Ф. только после Второй мировой войны (открытие журнала "Вопросы философии" в 1947). Наряду с идеологически ангажированным теоретизированием, безусловно доминировавшим в 1940—1980-х, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творчески развивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 в., но и формировались новые научные направления, актуальные для интернационального философского знания (Бахтин, Лотман, Лосев, Степин и др.). Благодаря усилиям последних в СССР были не только созданы авторитетные столичные и периферийные философские школы, но и подготовлена генерация профессиональных кадров, в целом отвечающая "планке" философии 3 тысячелетия.

А.А. Грицанов

СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

E-mail Печать PDF

СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (далее - ССА) - добровольная общественная научная организация, созданная в 1958 при Президиуме АН СССР.

В соответствии с Уставом главной ее целью являлась "активная деятельность в интересах социального прогресса и демократизации советского общества на основе повышения профессионального уровня и практической действенности теоретических и прикладных социологических исследований".

ССА объединяла социологов научно-исследовательских институтов Академии наук и отраслевых НИИ, имеющих социологические лаборатории, заводских социологов, преподавателей и научных работников высших учебных заведений, студентов и других лиц, интересующихся проблемами социологии. В число индивидуальных членов региональных отделений ССА и в состав их руководящих органов зачастую входили сотрудники партийного аппарата (КПСС), занимающиеся идеологической работой, некоторые журналисты.

>ССА была призвана содействовать развитию социологии в СССР, повышению теоретического уровня исследований, их методологической обоснованности и методической надежности. Много внимания уделялось разработке приоритетных направлений социологических исследований в стране; использованию результатов социологических исследований в практике управления.

К задачам, стоящим перед ССА, относились также развитие научных связей и научного сотрудничества как между советскими социологами, так и зарубежными учеными; оказание помощи службам социального развития на предприятиях и в организациях. ССА оказывала содействие развитию системы социологического образования в стране, организации различных форм повышения квалификации социологов и т.д.

ССА осуществляла координацию деятельности входящих в нее членов и публикацию их научных трудов; организацию и проведение конференций, совещаний, симпозиумов, социологических чтений, семинаров, школ молодых ученых и заводских социологов; организацию международных встреч. Проводилась работа по обобщению и распространению опыта лучших служб социального развития, организации консультаций и стажировок социологов в социологических центрах страны.

ССА входила в Международную социологическую ассоциацию (см.). ССА принимала участие в работе Всемирных социологических конгрессов, проводимых МСА, деятельности ее исследовательских комитетов.

>Состояла ССА из коллективных, индивидуальных и почетных членов. Коллективными членами ССА являлись НИИ, ВУЗы, промышленные предприятия и объединения, организации и учреждения, лаборатории, кафедры, бюро, занимающиеся социологическими исследованиями. В начале 1990-х ССА насчитывала около 6000 индивидуальных и 1300 коллективных членов.

В структуре ССА было 20 республиканских и региональных отделений, включающих в себя 92 филиала. Самыми крупыми отделениями являлись Московское, Сибирское, Азербайджанское, Уральское, Украинское, Прибалтийское, Поволжское, Белорусское, Северо-Западное.

При ССА функционировали исследовательские комитеты, координирующие и объединяющие деятельность ученых в разработке отдельных направлений в социологии. В ССА были представлены такие комитеты, как методика и техника социологических исследований, социология труда, социология семьи, социология культуры, социология отклоняющегося поведения, социология молодежи и др. Они создавались в соответствии с перечнем исследовательских комитетов МСА и при наличии в регионе достаточного числа социологов, работающих в определенном направлении исследований.

>Высшим органом ССА первоначально являлась всесоюзная конференция, позднее - съезд, созываемые с периодичностью раз в четыре года. Состоялся только один съезд социологов СССР (1991). Съезд избрал Правление ассоциации и Ревизионную комиссию, а Правление, в свою очередь, Президиум, в т.ч. президента и вице-президентов. Последним Президентом ССА была избрана академик Т.И. Заславская (см.). Президиум осуществлял руководство работой ассоциации в перерывах между заседаниями пленумов Правления.

Практическую деятельность по выполнению принятых решений проводил секретариат Правления ССА АН СССР, состоящий из ученых секретарей республиканских и региональных отделений ассоциации. С распадом СССР ассоциация прекратила свое существование как всесоюзная общественная организация социологов, а республиканские отделения были преобразованы в национальные социологические общества.

Белорусское отделение ССА было организовано в 1976 на Учредительном собрании социологов БССР. Важная заслуга в его создании принадлежит Г.П. Давидюку (см.), избранному его первым Председателем и членом Президиума Правления ССА.

Впоследствии руководил БО ССА и представлял интересы белорусских социологов во всесоюзной организации академик АН БССР Е.М. Бабосов (см.). После распада СССР Белорусское отделение ССА было преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию, являющуюся его правопреемником (1994-2000). Президентом БСА был избран академик Е.М. Бабосов.

В 2000 на основе ассоциации было создано и зарегистрировано Белорусское общественное объ-единение "Социологическое общество", президентом которого стал член-корреспондент НАН Беларуси А.Н. Данилов (см.).

О.Г. Лукашова

Страница 95 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135