Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Социальные миссии типов в контексте перинатальной матрицы Грофа

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Социальные миссии типов в контексте перинатальной матрицы Грофа

Что посеешь в юности, то пожнешь в старости.

Г. Ибсен.

Развитие любого процесса обычно имеет 4-е основные стадии: 1-я - начало (принятие решения или подготовка плана для его реализации), 2-я стадия - реализация задуманного (внедрение плана в жизнь, устранение помех для его завершения), 3-я стадия - коррекция (устранение ошибок, допущенных как в программе, так и в реализации, реорганизация процесса). 4-й этап - упорядочивание и совершенствование прежних достижений. Эти этапы развития присущи также процессу эволюции человеческого общества, когда в ходе истории происходит чередование общественных групп, имеющих определенные жизненные ценности и программы для их внедрения. Это происходит таким образом: та или иная группа людей, объединенных какой-то общей идеологией и имеющая соответствующее этой общей идеологии коллективное мировосприятие, выдвигает свою программу, вовлекая властные структуры и весь народ в ее реализацию.

Образование таких общественных групп или формаций зависит от особенностей группового информационного обмена, выявленные А.Аугустинавичюте. В результате этого, типы личности похожие  по своим способам приема, обработки и выдачи определенного вида информации, а также по своей врожденной склонности положительно воспринимать такого рода информацию от дуалов, приводят к формированию 4-х групп социотипов, по 4 типа личности в каждой группе. Называются такие группы - квадры. Эти группы людей имеют сходные жизненные ценности и идеологии, поэтому выполняют определенные социальные миссии в обществе.. Первая квадра - программирует тот или иной этап эволюции общества, вторая - реализует заданную программу, третья - корректирует эту программу, приспосабливая ее к требованиям нового времени, четвертая - совершенствует достигнутое на прежних этапах развития общества.

Для иллюстрации сказанного, приведем такой исторический пример: В свое время идеи Маркса и Энгельса нашли много сторонников среди русской интеллигенции, которая начала их широко пропагандировать. Это был 1-й (программный) этап развития глобальной идеи совершенствования общественного строя. Ленин внедрил идеи предшественников в жизнь, начав 2-й этап эволюции (реализацию идеи создания совершенного общества), а Сталин создал крепкую структуру партаппарата для укрепления советской власти, но вследствие своих психических особенностей сумел довести реализацию этой идеи до абсурда. Последовавший за этим период <застоя> был результатом крепкой бюрократической системы, которую в нашей стране не так-то просто было разрушить. Из-за этого пришлось долго ждать наступления 3-го этапа эволюции- этапа реформ, инициированных Горбачевым. Идея перестройки состояла в реорганизации и модернизации существующего общественного строя.

Очевидно, несмотря на всю противоречивость проводимых реформ и допускаемые ошибки, наше общество обречено было пройти этот исторический этап - наиболее динамичный и изменчивый по своему характеру.  4-й этап эволюции, знаменующий переход в число развитых стран с высоким материальным уровнем и стабильной экономикой, нас также ожидает, пусть даже в далеком будущем. В других странах эти квадральные этапы развития происходили иначе по характеру и длительности, что, вероятно, связано с различием в менталитетах этих стран. Менталитет, в свою очередь, во многом связан с интегральным энергоинформационным типом страны. Эти факторы, по-видимому, оказывают огромное влияние на процесс развития каждой страны.

Квадральные стадии развития общества изначально заложены в соответствующих позициях соционической энергоинформационной модели личности:

МОДЕЛЬ ЭИМ (Модель энергоинформационного метаболизма - взаимодействия типов и социума)

Время

 

Интуиция

Материя

<=>

Логика

Пространство

<=>

Сенсорика

Энергия

<=>

Этика

T

Интуиция времени, событий, моделирование внешних образов - T

I

Интуиция скрытых (потенциальных) возможностей - I

S

Сенсорика ощущений (конкретика внешнего мира) - S

F

Сенсорика воли, инициативы (расстановка сил, внутреннее пространство) - F

L

Структурная логика (видение закономерностей) - L

P

Деловая логика (конкретная польза, технология) - P

R

Этика внешних отношений - R

E Этика внутренних эмоций - E

 

Эту модель личности можно также спроецировать как на группы людей, и на целые страны, и на общество людей в целом. Получается такой эффект <матрешки>. Квадральные этапы олицетворяют первые четыре позиции модели, соответствующие основным 4-м стадиям развития процесса информобмена. В этих четырех основных позициях находятся первые четыре элемента информобмена, составляющие ментальный (сознательный уровень) модели. При этом, как Вы уже помните, первые два из них - ведущие, соответствующие 1-й и 2-й общественным квадрам.

Эти основные этапы процесса информобмена в модели типа личности (и типа общества в целом) имеют свою проекцию на витальный (подсознательный) уровень мировосприятия, в котором неосознанно накапливается весь опыт человечества и который соответствует 5-й, 6-й, 7-й  и 8-й  позициям модели. Для полноты картины информационного обмена нужно только добавить, что в одних и тех же 8-и позициях модели у разных типов личности находятся разные элементы информобмена. Это имеет значение при анализе информационных типов групп, городов, стран и отдельных типов личности. Поскольку витальный уровень - подсознательный, он менее социально активный и поэтому говоря о социально проявленном процессе эволюции общества и его основных этапах, мы рассматриваем только ментальный уровень соционической модели, применяя эту модель. естественно, не к отдельной личности, а к обществу в целом.

Чтобы лучше понять характер каждой квадры, (будь то небольшая группа людей или целый исторический период, находящийся под влиянием идеологии такой группы людей), рассмотрим аналогии между общественными этапами процесса развития и природными: смену периодов суток (утро, день, вечер, ночь) или чередование времен года (весна, лето, осень, зима) или смена возрастных периодов жизни человека (детство, молодость, зрелость, старость), прокомментированных киевским социоником В.Гуленко..

Утро и весна  - это природные циклы, в чем-то напоминающие первый этап квадрального цикла в развитии общества. В жизни человека, это - детство и юность. Они несут в себе еще не растраченные силы, готовность развивать свои способности, начинать подготовку к осуществлению жизненных планов. Таким оптимизмом и интересом к новым идеям отличается мировосприятие представителей 1-й квадры - программаторов: Новатора, Посредника, Коммуникатора и Аналитика.

На протяжении молодости - активного периода жизни человека, так же как и в течении дня или на протяжении лета, происходит реализация планов, нарастает энергия и темп выполнения работы, что в целом  соответствует 2-му квадральному общественному периоду реализации планов и духу 2-й квадры - реализаторов, которую представляют типы: Наставник, Инспектор, Лидер и Лирик.

3-й период жизни человека - зрелось, по аналогии с периодом суток - вечером и осенним временем года, олицетворяет социальную миссию представителей 3-й квадры - реформаторов. Именно в зрелости наступает кризис середины жизни, переоценка ценностей и попытка изменить жизнь. Дух критицизма и реформаторства присущ всем представителям 3-й квадры. Это, типы личности: Экспериментатор, Хранитель, Политик и Критик.

4-й квадральный период - завершающий. Активность обычно в природе снижается ближе к зиме (или к ночи), а в жизни человека - ближе к старости, когда основные дела переделаны. Жизненный опыт и мудрость старости заключается в том, чтобы в любых делах с минимумом усилий достигать максимальных результатов. Стремление беречь не только физические, но и душевные силы приводит людей к идее гармонизации отношений. Такое стремление к совершенствованию методов и технологий работы, а также стремление к покою и гармонии в отношениях соответствует общему духу и ценностям 4-й квадры -  совершенствователей. Ее представители: Вдохновитель, Мастер, Управляющий, Гуманист.

Чтобы глубже разобраться в мировоззренческих особенностях и социальных миссиях разных квадр, рассмотрим еще такую аналогию.

Развитие квадр в обществе можно сравнить с четырьмя стадиями перинатального и постнатального развития, описанных американским психиатром С.Грофом. Это стадии: зарождения человека, внутриутробного, родового и ближайшего послеродового развития. Эти четыре стадии развития ребенка были проинтерпретированы другим киевским социоником - А.Букаловым применительно к квадрам. Остановимся на них подробнее.

Гроф с помощью психотропного препарата ЛСД исследовал скрытые бессознательные реакции человека. Он искал в них причины различных неврозов, связанных с травмированием человека на той или иной стадии его развития от момента зачатия до появления на свет и в период младенчества (поскольку и после рождения ребенок остается биологически связанным с матерью в связи с кормлением материнским молоком).

Воспоминания пациентов Грофа под воздействием ЛСД привели его к выводу, что в наркотическом состоянии люди переживают то, что не является частью их жизненного опыта. Иногда они произносили фразы на языках, которыми не владели в нормальном состоянии, вспоминали исторические события, в которых они не участвовали. Гроф сделал заключение о существовании реинкарнации. В соответствии с этим предположением, человек проживает на Земле не одну жизнь и на его психику влияют отголоски тех или иных событий, произошедших с ним в прошлых воплощениях. В еще большей степени на человека оказывают влияние различные психические и физические травмы, которые переживала его мать и он сам на разных этапах перинатального периода.

А.В. Букалов высказал предположение, что естественные физиологические состояния матери и ребенка на этих стадиях развития, а также биологические и психологические компоненты их переживаний можно сравнить с характерными для данных этапов квадральными особенностями.

1-я матрица Грофа (зарождение и развитие ребенка) - соответствует 1-й квадре - Просветителей. Дух квадры, как и общий психологический настрой ребенка в этом периоде - ощущение космического единства с матерью и природой, безмятежность, радость, душевный и физический комфорт, доверчивость, оптимизм, вера в светлое будущее, чувство вселенского порядка и гармонии, стремление к дальнейшему развитию. Это делает представителей 1-й квадры наиболее стрессоустойчивыми: им не свойственно долго переживать и помнить плохое, их психика наиболее проста и эластична. Она быстро восстанавливается после пережитого стресса и обретает привычное чувство гармонии с собой и с миром.

Логики 1-й квадры тяготеют к развитию новых идей, они не склонны оглядываться на существующие авторитеты, а этики стремятся к созданию этических норм и традиций, которые бы служили идее гуманизма и гедонизма  и служили бы источникам радости и безмятежности на первом этапе человеческого развития. Интуиция возможностей в этой квадре направлена на поиск скрытых закономерностей, которые помогут дальнейшему развитию общества, структурная логика ориентирует на утверждение общественного порядка и всеобщей справедливости. Сенсорика приятных ощущений предрасполагает к жизнелюбию и гедонизму, этика эмоций предполагает оптимизм и экспрессию.

2-я матрица Грофа (родовые схватки) соответствует 2-й квадре - Воплотителей, а общий дух квадры - периоду родовых схваток. Это период борьбы и формирования выносливости при столкновении с преградами. Для этого периода характерно стремление к порядку и господству разума над чувствами - с одной стороны,  и безысходность, отчаяние, но, в конечном счете, вера в победу над превратностями судьбы - с другой стороны. Эта отчаянная борьба сообщает представителям 2-й квадры волевые качества и жесткость одних и жертвенность других. Без этого им не выжить в трудных условиях.

По этой причине волевая сенсорика во 2-й квадре часто имеет оттенок беспощадности, склонности не останавливаться ни перед чем. Структурная логика здесь предполагает стремление определить права и обязанности каждого в конкретной ситуации, разобраться в том, как правильно себя вести, чтобы выжить в обществе, как научиться руководить процессом, который кажется неуправляемым. Этика эмоций отражает внутренние конфликты и противоречия, когда несправедливость заставляет задуматься над проблемами добра и зла. Страдания порой кажутся безысходными, однако как компенсация - наступает период релаксации и появляется жизнеутверждающий оптимизм, укрепляющий жертвенность и терпение,  и вера в хороший исход. Общая стрессоустойчивость этой квадры наиболее высокая, так как на ее долю выпала самая трудная социальная миссия - реализация цели.

3-я матрица Грофа (роды) соответствует 3-й квадре - квадре Реформаторов. Общий дух этой квадры более оптимистичен, чем у 2-ой, так как знаменует процесс рождения нового человека. Волевая сенсорика представителей этой квадры обусловлена стремлением выжить в трудных условиях и добиться цели, несмотря на препятствия. Начинает проявляться деловая логика: чтобы помочь людям освоиться в трудных условиях нужны смекалка и предприимчивость. У представителей этой квадры стрессоустойчивость достаточно высокая - им помогает оптимизм, видение цели, способность к преодолению трудностей, носящих временный характер. Интуиция времени у них уже не связана с ощущением безысходности, присущей интуиции времени 2-го периода. Становится трудно ждать разрешения событий, появляется желание их ускорить, изменить ход событий к лучшему. наступает в конце родов. Проявляется на этом этапе этика отношений, как смесь обиды и благодарности, осуждения зла и готовность проявлять гибкость и дипломатичность, чтобы увеличить способность к выживанию в новой обстановке.

4-я матрица Грофа (уход за новорожденным) соответствует 4-й квадре - Совершенствователей. Дух этой квадры связан с искусством учиться жить в реальном мире, со всеми его сложными проблемами, которых ребенок не знал на более ранних стадиях развития. Поэтому нужно постоянно развивать свои способности и совершенствовать навыки, стремиться к созданию душевного и физического комфорта в окружающем мире, способствующего дальнейшему гармоничному развитию человека. Приходится опираться на свой опыт и опыт других. Ребенок на этой стадии учится есть, сидеть, ходить, говорить, улыбаться и плакать. Он еще мало приспособлен к новым условиям, раним и уязвим, с невысокой стрессоустойчивостью.

Интуиция возможностей здесь направлена на развитие способностей. Нужно суметь догадаться, как и что делать, еще не имея в этом опыта, постичь скрытую суть явлений и отношений с окружающими. Появляется стремление к развитию скрытых задатков, находчивость и изобретательность в трудных условиях или новых ситуациях. Деловая логика нужна для развития и совершенствования конкретных навыков и умений, а сенсорика ощущений - для того, чтобы оградить себя от вредных воздействий окружающей среды.

Неприятные ощущения на этом этапе развития беспокоят чаще, чем приятные. Скованность при пеленании развивает тягу к независимости, тяжело переносится физический дискомфорт, стеснение движений. Это в дальнейшем вызывает желание устроить жизнь с достаточным комфортом. Этика отношений формируется в осознании различия между добром и злом. Возникает любовь к близким и появляется тенденция к гармоничным отношениям со всеми. Болезненно переносятся: жестокость, эгоизм, черствость. Душевный контакт для представителей 4-й квадры более важен, чем телесный, так как связан с отделением от материнской плоти и развитием самостоятельности.

Как видим, ощущения, переживаемы на каждой стадии развития ребенка, связаны с определенными элементами информобмена и формируют соответствующие жизненные ценности у представителей каждой квадры.

Авторы - Валентина Мегедь и Анатолий Овчаров