Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Критика соционики. Часть 1

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Критика соционики. Часть 1

Автор: Ирина Валентиновна ЯМАЙКИНА
Биолог. Критикую соционику, создала свою концепцию, в которой непросто разобраться " многие термины взяты из соционики, но переставлены местами (например, логика называется "рациональностью", сенсорика " "логикой").  Впрочем, судите сами.
Соционический тип: Посредник (Дюма)
Эл. адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Всегда находится такой усомнившийся человек. И слава Богу, что люди эти не выводятся, хотя никаких благоприятных условий для их размножения не существует.

Даниил Гранин “Эта странная жизнь”

Предисловие

Классическая соционика ставит перед собой две задачи:

1) определения способностей личности и прогнозирования наиболее эффективных областей приложения сил на основе классификации психологического типа личности -психотипа " по схеме, состоящей из четырёх психологических шкал;

2) прогнозирования взаимоотношений двух определённых психотипов, их потенциальные возможности образовывать команду из двух человек.

Предлагаемое вашему вниманию эссе предназначено для тех, кто уже освоил классическую соционику (Литература, [1-16]).

Я составила собственную программу определения психотипа и протестировала около полутораста человек разного пола и возраста, в том числе супружеских пар. По мере накопления экспериментальных данных у меня возник ряд критических замечаний к теории соционики.

Классификация.

1) Оказалось, что три условные возрастные группы (13-25 лет, 25-70 лет и после 70 лет) весьма сильно отличаются по распределению психотипов. Это вызвало предположение, что, либо психотип человека изменяется с возрастом, либо психотипическая физиономия общества меняется от поколения к поколению.

2) В соционике нет связи между генотипом и психотипом, между здоровьем, гормональным уровнем, нервной возбудимостью и прочими физиологическими параметрами и психотипом человека.

3) Психотип считается раз и навсегда заданным для данного человека, некой врожденной устойчивой характеристикой.

Три из 4-х психологических шкал, выбранных в классической соционике (все, кроме шкалы экстраверсия-интроверсия), вызвали возражения у автора, во-1-х, по причине отсутствия связи с конкретными этапами информационного метаболизма (восприятия, переработки, выдачи информации), а, во-2-х, неточности употребления терминов. Например, слова "сенсорный", "сенсорика" в биологической, физиологической, медицинской литературе давно приобрели значения "восприятие информации органами чувств". Слово "этика" относится к области социологии, а не психологии. По этим причинам автору пришлось частично ввести другие шкалы, а впоследствии шкалу чувственность/рациональность разделить на 2, согласно логике информационного обмена: Ч-Р на входе (получение информации) и Ч (эмоциональность)-Р на выходе (выдача информации). В результате получилось не 16, а 32 психотипа. Но в данной работе, чтобы не перегружать читателей, на этой бифуркации шкалы чувственность/рациональность внимание не заостряется.

Представляется недопустимым смешивание психотипического и социального в психологии личности. То, что мы получаем в виде наследственности, аппарат восприятия-переработки-выдачи информации, дает нам только вероятность стать членом человеческого общества, львиную долю работы делает среда в первые пять лет жизни, адаптируя, выражаясь компьютерным термином, коды информационного метаболизма (язык, понятия) и создавая социальные стереотипы (дети-“маугли” после пяти лет уже не могут адаптироваться). В истории развития каждого человека " это, вероятно, также заложено генетически " есть также период отрицания системы ценностей, навязываемых средой (подростковый). Подростки " это ресурс вариабельности человеческого общества, позволяющий системе выжить в изменившихся условиях. С возрастом роль среды в формировании личности уменьшается, растет доля самовоспитания.

Такие свойства, как умение и желание любить человека, гуманизм/антигуманизм, установка на отдачу или потребление, конкуренцию или сотрудничество, принципы деления на своих и чужих, иерархия ценностей являются элементами социотипа, а не психотипа. Соционика утверждает, что одни психотипы изначально гуманны, другие антигуманны. Отсюда уже совсем близко до “социоцида” или “психоцида”, поэтому я никак не могу с этим согласиться.

Соционические описания психотипов в соционической литературе " это описания интеллектуальной элиты общества. А где же все остальные “людишки” " рабочие, крестьяне, сантехники, домохозяйки, бомжи?

Отношения.

Супружеские пары, которым по теории соционики следовало разбежаться на первом году супружеской жизни, благополучно вырастили детей и внуков.

Особенно раздражала постулируемая соционикой предопределённость взаимоотношений. Из собственного и чужого опыта мне известно, что отношения с одним и тем же человеком имеют историю, развиваются и не равны самим себе на разных этапах.

В соционической литературе отсутствуют экспериментальные данные, хотя о них всё время упоминается. Тем не менее, никаких цифр в доступной мне литературе я не встречала. Но: “теория становится наукой с того момента, когда начинает измерять”.

Проблема измерения в психологии очень остра. Действительно, если вы не верите показаниям прибора, например, градусника, вы можете взять другой градусник и сравнить показания. Если вы подозреваете в неточности и этот градусник, существует объективный природный ЭТАЛОН, состояние которого не зависит от вашего сознания и настроения.

В психологии дело обстоит наоборот. В качестве мерила психологического состояния одного человека берется его оценка другим человеком, который считает свое психологическое состояние нормой и точкой отсчета. Согласитесь, что это абсурдно. Наше сознание " весьма непостоянный, подверженный всевозможным влияниям и неточный прибор. Даже если считать нормой состояние большинства членов общества, то вот вам для примера встречный вопрос: "Можно ли считать истиной общественное мнение обитателей сумасшедшего дома?" Следует всегда помнить, что в психологии мы всегда имеем дело с ОЦЕНКОЙ человека человеком, а любая оценка относительна оценивающего.

В последнее столетие принято было предлагать испытуемым различные тесты. Процедура тестирования состоит, как правило, в ответах на различные вопросы. Мой собственный опыт тестирования говорит, что результаты подобной процедуры " весьма сомнительная информация. Отвечая на вопросы о себе, человек часто врет, и вовсе не потому, что он прожженный лгун. Например, если ответ на вопрос зависит от его сиюминутного настроения. Или если тема затрагивает его страхи, взаимоотношения со значимыми людьми, положение в обществе. Или если он понимает вопрос иначе, чем тот, кто его задал. Или если он всерьёз принимает желаемое за действительное. Видите, сколько возможностей для ошибок! Можно возразить, что есть детекторы лжи. Увы! Детектор лжи позволяет выяснить, насколько заданный вопрос волнует испытуемого. А почему он волнует " на это детектор лжи ответа не дает.

Тем не менее, другого способа, чем тестирование, пока нет в арсенале таких любителей психологии, как Вы и я. При составлении опросника я пыталась придерживаться следующих принципов:

1) Вопросы должны быть нейтральными, не касаться общечеловеческих страхов (смерти, болезней), социально-значимых тем и т.п. Если большинство тестируемых (более 95%) отвечали на вопрос одинаково, то он выбраковывался из вопросника.

2) Вопросы должны быть простыми. По возможности, избегать частицы "не", из-за разночтений. Хорошим приемом оказалось перевести вопрос на английский и потом обратно. При этом остается только одно "не", если оно сугубо необходимо.

3) Вопросы должны касаться уже происшедших, закончившихся событий. Никаких "если бы да кабы". В этом случае вранье " просто вранье, без сложных психологических мотиваций, с ним легче бороться при обсчете результатов.

4) Вопросы, по возможности, должны быть связаны с одной психологической шкалой, а не с несколькими.

Желающие могут протестироваться по моей программе jamtest.exe.

Результаты тестирования:

" файл nsddmmyy.txt содержит описание психотипа по Слинько [14].

" файлы r_nsddmm.txt и res.txt предназначены для научной работы. Огромная просьба высылать их автору по адресам Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (можно инкогнито, но большая просьба остальные данные " пол, возраст, конституцию, группу крови " не менять).

Часть 1. Психотип.

Я переработала соционику в собственном варианте, оставив прежними функциональные имена психотипов (они очень образны, [14]), но весьма основательно изменив содержание психологических шкал. Чтобы не было разночтений при определении психотипа разными методами, я пользовалась качественными словесными описаниями соответствующих психотипов в литературе, присваивая им психотипические характеристики уже в новой системе шкал. И всё-таки противоречий с классической системой соционических психотипов избежать не удалось. Так что не удивляйтесь, если пользуясь классическим тестом, вы получитесь Блюстителем (Драйзером), а пользуясь моим тестом " Сибаритом (Дюма).

Мой вариант решения задач соционики содержит классификацию психотипов, исходя из физиологии человека, возрастное развитие психотипа, разделение психотипа и социотипа, формальное упорядочивание системы взаимоотношений (в моем варианте она стала симметричной: 8 равноправных отношений, 8 неравноправных).

Психотип " это информационная структура личности, её система выбора (шкала Экстраверсия-Интроверсия), качества восприятия (шкала Нейротизм-Стабильность), первичного декодирования информации (шкала Чувственность-Рациональность на входе), внутренней переработки и производства (шкала Логика-Интуиция) и выдачи вовне (шкала Чувственность (эмоциональность) -Рациональность на выходе) информации.

Психотип человека является производным от его конституции и физиологического состояния, которое, в свою очередь, проистекает из генотипа (программы), реализованного в конкретных физических и социальных условиях развития индивидуума. К факторам, влияющим на психотип, следует отнести возраст, здоровье, гормональный уровень, нервную возбудимость, историю болезней и увечий, доминирование правого (ПП) или левого (ЛП) полушарий головного мозга (ГМ) по различным функциям информационного метаболизма: приема, переработки, производства, выдачи информации.

Поскольку физиология человека является следствием реализации генотипа в конкретных условиях, то врожденным, генетически заданным, является не психотип человека, а квадра (четвёрка) его возможных психотипов. Назовем её генетической квадрой, в отличие от квадр "альфа" " "дельта", предлагаемых классической соционикой.

Для определения психотипа я использовала 4 психологические шкалы:

1. Экстраверсия/интроверсия.

Экстравертность/интровертность " это шкала выбора информации из внешней среды. В качестве технической аналогии можно представить себе широкополосный (экстравертность) либо узкополосный (интровертность) радиоприемник.

Экстравертность/интровертность " это также уровень энергичности и состояние здоровья, определяющие наше общее отношение к жизни, активное или пассивное.

Экстраверсия " это:

" Готовность получать самую разнообразную информацию из внешнего мира. " Широкий круг интересов.

" Желание воздействовать на окружающую среду и изменять ее.

" Желание померяться силами с другими людьми и обстоятельствами.

Все эти качества более свойственны детскому возрасту и здоровым молодым людям.

С возрастом человек все менее охотно воспринимает информацию извне к сведению, все более " к размышлению. Шкалу экстраверсия/интроверсия можно представить себе также как резервуар для воды (информации). Чем больше в резервуаре пустого, незаполненного пространства, тем более человек склонен его наполнять и дальше. Он сравнивает вновь поступающую информацию с уже имеющейся в памяти, со стереотипами, в зависимости от этого принимает или отвергает ее.

Взросление и старение коррелируют с уменьшением энергии, с ухудшением здоровья, понижением работоспособности. Человек начинает разделять информацию на “нужную” и “ненужную”. У него появляется внутренний мир (степень заполнения резервуара), который зачастую для него более интересен, чем внешний. Экстраверсию-интроверсию с этой точки зрения можно представить ещё как забор между внутренним и внешним миром. Чем он выше и крепче, тем больше доля интровертности в психике. Кроме того, человек начинает не только потреблять информацию, но и производить ее, вариться в собственном информационном соку. “Жизнь для меня не столько то, что я делаю и говорю, сколько то, что я думаю и чувствую” " " Альберт Эйнштейн. Таким образом, в возрастном развитии человек движется от экстраверсии к интроверсии.

Экстравертность-интровертность регулируется, по-видимому, и уровнем (концентрацией в крови) половых гормонов. У человека и других видов животных существует поисковый инстинкт, более развитый у самцов. Мальчики и мужчины в среднем более любопытны и активны (т.е., более экстравертны), чем девочки и женщины.

2. Нейротизм/стабильность
(в классической соционике " статика/динамика)

Внешне нейротика от стабильного отличить довольно легко. Нейротики быстро двигаются, быстро реагируют, быстро говорят, легко переходят от одного настроения к другому, от смеха к плачу. Если они экстраверты, они ещё сильно жестикулируют и имеют выразительную мимику (по этой причине часто плохо получаются на фотографиях, нефотогеничны). Их как будто раскачивает на качелях с небольшой амплитудой но с большой частотой, кидает из крайности в крайность, из огня да в полымя. Они легки на подъём, импульсивны, быстро выдыхаются " спринтеры. Они с энтузиазмом берутся за дело, но до конца его доводят с большим трудом.

У стабильных все наоборот: замедленные реакции, основательность во всем. В нормальной ситуации стабильный замедлен, у него хуже реакция, чем у нейротика. Он чаще травмируется, не успевает среагировать на ситуацию. Игровые виды спорта не для него. Он силен в поднятии тяжестей, на беговой дорожке он стайер.

Нейротик более приспособлен к повседневному рутинному существованию. Но в критической ситуации нейротика "зашкаливает", он впадает в ступор, в то время как стабильный после естественной для него временной задержки по переработке информации проявляет свои сильные качества: храбрость, выдержку, способность к борьбе.

Нейротизм характеризуется легкой возбудимостью и слабым торможением нервной системы. Стабильность " наоборот: слабой возбудимостью и сильным торможением.

Шкала нейротизма-стабильности отражает врожденные способности нервной системы к возбуждению и торможению. Нейротизм-стабильность являются генетически заданной характеристикой, варьирующей с возрастом, но всегда около некого среднего уровня.

В возрастном развитии человек в целом идёт от относительного нейротизма к относительной стабильности через максимум нейротизма в период гормонального взрыва в 13-25 лет.

Известные опыты по кастрации преступников обнаружили, что коррелируют три вещи: агрессивность, творчество, сексуальная активность. А творческие люди, как правило, нейротики [17].

Нейротики легче и чаще получают стрессы, чем стабильные. А от стрессов берут начало многие болезни. С другой стороны: мужчины в среднем меньше живут, чем женщины.

Позволю себе предположить, что нейротизм, как и экстраверсия (два условия творческой активности), коррелирует с уровнем мужских половых гормонов. У меня нет никаких фактических данных для такой гипотезы, кроме косвенных. Поисковый инстинкт всегда сильнее проявляется у самцов, чем у самок животных. Самцы более беспокойные и более агрессивные, чем самки.

3. Роль правого и левого полушарий головного мозга.
Сознание и подсознание.

Правое и левое.
Левая и правая "
Две галоши парою…

Шкала чувственность-рационализм (первичное декодирование при восприятии " выдача вовне информации), так же, как и следующая за ней шкала интуиция-логика (внутренняя переработка информации и создание новой) обязана своим существованием доминированию правого или левого полушария ГМ при выполнении конкретной информационной функции. Информационных функций всего три: восприятие, переработка, выдача информации. Кроме информационного обмена с внешней средой, существует внутренний информационный обмен между полушариями ГМ.

Огромное количество литературы посвящено функциям правого и левого полушарий, между которыми, как полагают исследователи, существует “разделение труда” (Таблица 1 Функции правого и левого полушарий головного мозга.). Это разделение труда между полушариями ГМ " специфическая особенность человека. У высших обезьян и у человеческих детей до пяти лет этого разделения нет [18].

Как мне представляется, дальнейшую схему психотипирования можно строить на следующих двух гипотезах.

Во-1-х, функция понимания (переработки) и функция производства информации выполняются разными отделами полушарий ГМ.

Во-2-х, ПП и ЛП работают "в команде", так что ПП производит информацию в расчете на понимание её ЛП, и наоборот. Таким образом, ПП и ЛП дополняют друг друга.

Хирургическое разделение полушарий ГМ приводит к существенному изменению человеческой личности. "…этим людям крайне редко удается припомнить мечты и фантазии, а когда они иногда припоминают их, оказывается, что эти мечты утилитарны, практически лишены фантазии и привязаны к реальности…люди, у которых разделены полушария головного мозга, не могут выражать в словах свои чувства и не в состоянии передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует немного фантазии" [18]. Человек с отключенным ПП " жизнерадостный тупица. ЛП видит то, что видит, слова понимает буквально, фантазии у него нет. Оно честное от неумения фантазировать и производит впечатление тупого трудоголика, сугубого практика. Человек с отключенным ЛП " депрессивный поэт без речи. Он все понимает, но сказать не может. Эмоции его отрицательны, тревожны. Его мучают тысячи страхов. Оно живет в мире своих фантазий, а реальный мир ему страшен и непонятен.

То, что человеческий мозг производит и понимает информацию "разными местами", особенно хорошо видно на примере производства и понимания юмора.

Юмор ПП " черный юмор и первобытный, грубый, "практический" ситуационный юмор, "за ноги из-под стола и тортом по морде". Это юмор, который обыгрывает всякие неприятные, страшные ситуации " смерть, насилие, болезни, неудачи и недостатки. ЛП вообще плохо понимает юмор, да он и не нужен " оно не знает страха и тревог. Юмор ПП предназначен для восприятия ЛП " буквальное, конкретное, "тупое". Юмор ЛП " абстрактный, интеллектуальный, отвлеченный " "английский". Он не затрагивает больных тем и предназначен для утонченного восприятия ПП.

Разделение труда между полушариями ещё и в том выражается, что они поделили время суток. Правое полушарие активно в основном по ночам. Это оно показывает нам цветные сны тревожного содержания и решает сложные проблемы, о которых мы думаем на ночь. Левое полушарие активно днем " это наше "рацио".

Но нет здоровых людей " чистых правополушарников или левополушарников. Любая человеческая личность " результат взаимодействия и взаимодополнения ЛП и ПП.

Воспитание и образование человека " это всемерное развитие его левого полушария, поскольку это, прежде всего, труд, труд и труд " и умственный, и физический. Гении " те люди, которые умели заставить трудиться оба полушария в полную силу во имя чётко поставленной цели. Творчество " удел правого полушария (многие поэты чувствовали вдохновение и писали по ночам, когда левое полушарие отдыхает).

Кроме перекрестного производства информации друг для друга, ЛП и ПП также перекрестно мотивируют деятельность противоположного полушария. Недосмотренный ребёнок, познавая мир своим активным во время бодрствования левым полушарием, способен только разрушать. Анализировать, так сказать, руками. Здоровый невоспитанный ребёнок агрессивен.

Воспитание общественно адаптированного человека, не формулируя свою деятельность подобным образом, здесь это делается ВПЕРВЫЕ, на деле ставило две задачи:

" Научить растущего человека мотивировать свою практическую (левополушарную) деятельность правым (созидательным, творческим) полушарием, и

" Мотивировать свою умственную, теоретическую (правополушарную) деятельность левым, аналитическим полушарием " практическими потребностями.

Если воспитание не создаст в человеке систему такой "перекрестной" мотивировки деятельности полушарий, из ребёнка вырастает либо революционер (разрушитель-практик), либо гуманитарий " строитель воздушных замков (созидатель-теоретик).

Таблица 1 Функции правого и левого полушарий головного мозга.

Левое полушарие " ЛП Правое полушарие " ПП
Время. Хронологический порядок. Деформация временной шкалы (растяжка и сжатие). Временной вектор. Хорошо различает прошлое и будущее. То, что прошло, " прошло. То, что будет, " того ещё нет. Последовательность, упорядочивание во времени мыслей и действий. Время. Текущее время, синхронное с физическим. Синхронизация биоритмов с внешними периодическими процессами. Временной скаляр. Настоящее, прошлое и будущее в его представлении реально сосуществуют. То, что прошло, живет и сейчас. То, что предполагается в будущем, уже как бы есть. По этой причине склонно принимать желаемое за действительное. Может всерьёз переживать, эмоционировать по поводу давно прошедших удач и неудач. Предполагаемые в будущем удачи или неудачи могут его сделать счастливым или несчастным уже сейчас.. Параллельность, хаос мыслей и действий.
Пространство. Чтение карт и схем Пространство. Конкретное пространство, ориентация на местности.
Детальное восприятие. За деревьями не видит леса. Целостное, образное восприятие. За лесом не видит деревьев.
Теоретическая деятельность: разрушение, анализ. Абстрагирование, упрощение. Слишком сложные объекты раздражают, хочется их разложить на составляющие, уложить в схему. Классификатор. Теоретическая. деятельность: созидание, синтез. Конкретизация. Легко воспринимает сложные объекты.
Практическая деятельность: исполнитель. Консерватор. Практическая деятельность: инициатор и руководитель. Новатор.
Запоминание слов и воспроизведение слов. Языковые способности. Восприятие и воспроизведение условного смысла речи. Запоминание имен. Запоминание и воспроизведение образов. Восприятие и воспроизведение эмоциональной информации речи. Узнавание лиц.
Светлые, радостные эмоции. Оптимизм, эйфория. Мрачные, отрицательные эмоции. Пессимизм, депрессия, тревога.
Плохо развито воображение, фантазия. Затрудняется что-либо придумывать, хорошо пишет только о том, что само видело или испытало. Творец схем, критик образов. Документалист. Фантазия и вранье. Творец образов, критик схем. Даже то, что видели своими глазами, описывают с искажением, с выдумкой. "Врёт, как очевидец" " это про него. Фантаст.
Производство абстрактного юмора, понимание конкретного, примитивного. Производство примитивного юмора. Понимание абстрактного.

4. Чувственность/рациональность
(в классической соционике " этика/логика)

На первом этапе работы, в период тестирования, я полагала, что восприятие и выдача информации идёт по одному каналу. То есть, если восприятие преобладает чувственное, то и выдача тоже рассчитана на чувственное восприятие адресата. В дальнейшем я изменила свое мнение, столкнувшись с противоречиями как на примере знакомых людей, так и в описаниях людей прошлого.

С развитием представлений о перекрестном функционировании полушарий картина сильно усложнилась. Шкала чувственность/рациональность впоследствии распалась на 2 шкалы: сенсорика/рационализм при получении информации (на “входе”) и чувственность(эмоциональность)/рациональность при выдаче вовне (на “выходе”). Например, “…увидеть колонку цифр и зарыдать” " это рационализм на входе + нейротизм + чувственность на выходе. Так что каждый из психотипов по этой шкале распадается не на 2, а на 4 класса, и в конечном итоге психотипов получается не 16, а 32. Организованность и работоспособность вовсе не исключает бурных эмоциональных проявлений и импульсивного, нелогичного поведения. Но в результате моей работы образовался огромный фактический материал, и все таблицы, которые будут приведены ниже, составлялись исходя из единой шкалы чувственность/рациональность.

Правое полушарие ГМ (чувственность) во внешних проявлениях человека " это эмоциональность, чувственность. Левое (рационализм) " рассудительность, практичность, логика, порядок. Чувственность " это получение информации через ощущения и выдача её вовне в расчете на сенсорное восприятие. Младенец только через ощущения может чему-то научиться. И только в расчете на эмоциональное восприятие матери выдать информацию о себе (плач, смех). Первый месяц жизни человека ознаменован в основном отрицательными правополушарными эмоциями " плачем. Первая улыбка младенца означает, что заработало левое полушарие.

Развитие речи " первый огромный этап общего возрастного движения к рациональности. Сначала оно происходит на уровне образного восприятия слов " то есть через деятельность правого полушария. Человек с поврежденным левым полушарием теряет способность говорить, но не теряет способности понимать речь.

Рациональность " получение информации при помощи условных сигналов (речь, письмо) и выдача вовне в виде условных же сигналов. Развитие речи проходит два этапа. Первый " правополушарный, когда с условными звуками " словами " ассоциируются образы. Второй " левополушарный, когда условные звуки " слова " ассоциируются с условными знаками " их произношением, написанием. Грамотность и рациональность идут рука об руку. Рационалы наслаждаются хорошо сделанным делом, изящной мыслью, гениальной идеей, красивой формулой, удачно подобранным словом. Чувственность (эмоциональность) на выходе " это неряшливость и безалаберность по отношению ко времени и пространству, рационализм " чувство порядка. Чувственность присуща детям и в большей степени " женщинам, рациональность " зрелым мужчинам и пожилым людям обоего пола. Вероятно, на уровень чувственности решающее влияние оказывает соотношение женских и мужских половых гормонов, Ж?М. В целом человек в течение жизни развивается от чувственности к рациональности. Этот процесс поддается корректировке извне путем воспитания и обучения; изнутри " соотношением гормонов Ж/М.

Вопреки распространенному мнению, что общительность " признак экстравертов, я полагаю, что общительность скорее связана с чувственностью. В этом вопросе ещё нужно различать такие тонкости: получение удовольствия от общения либо умение работать с людьми, лидерские качества. Экстраверты-рационалы " Вундеркинд (Дон Кихот), Предприниматель (Джек Лондон), Оператор (Штирлиц), Легионер (Жуков) " отнюдь не общительные ребята в компании, скорее они хорошие руководители. Ради удовольствия общительны экстраверты-чувственные: Артист (Гамлет), Игрок (Гюго), Массовик (Наполеон) и Коммуникатор (Гексли). Самые же неутомимые “общуны” " те, кто от работы с людьми получает удовольствие " Массовик и Коммуникатор, стабильные-чувственные (Таблица 2 Психотипы в интерпретации четырёх шкал).

5. Интуиция/логика
(в классической соционике " интуиция/сенсорика)

Правое полушарие (Интуиция) " это неосознаваемое мышление образами. Это подсознательная переработка информации по программе, заложенной генетически. Левое (Логика) " осознаваемое мышление словами, речью. Правополушарное мышление " синтез, дедукция (от общего к частному), прогноз, параллельность операций, озарения " получение конечного результата мышления сразу, целиком, как бы минуя промежуточные стадии. Левополушарное мышление " анализ, индукция (от частного к общему, от него " к абстракции, аккумулирующей только типические черты объекта и отметающей индивидуальные), последовательность операций, конечный результат мышления получается в виде последней стадии ряда логических построений.

Интуитивное или логическое доминирование при переработке информации " это глубинное, врожденное свойство мозга. Однако относительное развитие обоих способов мышления зависит от усилий самого человека. Например, медитация, " развитие интуитивного мышления, а занятия математикой или шахматами " логического.

Глубинные правополушарники с интерфейсной левополушарностью (рационал-интуиты) " теоретики науки и техники, руководители производства (физики, математики, философы, предприниматели).

Правополушарники по обеим позициям (чувственно-интуитивные) " гуманитарии, психологи, руки, как правило, растут не из того места, с техникой они всегда не в ладу, боятся её и не понимают, но охотно пользуются, поскольку техника " это комфорт. Попав в руководители " а наиболее активные из них именно туда и попадают, поскольку практически ничего делать не умеют " они выносят эту позицию на государственный уровень: считают науку злом, однако с удовольствием пользуются её плодами.

Глубинные левополушарники с правополушарным интерфейсом, чувственные-логики, " люди широкого спектра способностей от гуманитарных до технических, практики.

Левополушарники по обеим позициям, рационал-логики " технари-практики, инженеры в широком смысле слова.

Всмотритесь внимательно в портреты большинства артистов, поэтов, писателей, вообще " гуманитариев, людей искусства. Что в их лицах общего? Нижняя губа.

Райкин, Высоцкий, Цветаева, Пастернак, Есенин, Блок, Чуковский, Вознесенский, Маяковский, Владимир Этуш, Эйзенштейн, Анатолий Папанов, Фрунзик Мкртчян, молодой, но необычайно талантливый телеведущий Максим Галкин…Правое полушарие. Чем больше нижняя губа " тем ярче создаваемые ими образы.

А вот ещё один представитель клуба “Нижняя губа”. Альберт Эйнштейн. Вундеркинд, рационал-интуит. У него, кстати, и верхняя губа сильно развита. Однако, по слухам, всю математическую часть теории относительности оформила его жена (по-видимому, Логик), за что и получила половину Нобелевской премии.

А вот другой ряд гуманитариев: Пушкин, Ахматова, Фаина Раневская, Чехов, Андрей Миронов… Верхняя губа. Левое полушарие. Сухость, сжатость, информативность в стихах и в прозе. Чувство юмора, оптимизм, общительность (в искусстве без правого полушария нельзя, оно обязательно присутствует хотя бы в интерфейсе).

Внешне ярко выраженного правополушарника (Интуита) можно отличить по доминирующей нижней губе, левополушарника (Логика) " по верхней (присмотритесь к лицам людей, которые чинят в мастерских бытовую технику, ювелирные изделия). Но большинство людей достаточно эффективно используют оба полушария ГМ и определять психотип с помощью такой примитивной физиономистики довольно рискованно.

Художники и фотографы, у которых хорошо "набит глаз" на вид человеческого лица, обычно располагают портрет в 3?4 оборота ближе к зрителю более выразительной половиной лица. Поэтому интуиты оказываются расположенными к зрителю левой половиной лица, логики " правой. При анализе мужских портретов прошлого, когда носили усы и бороду, эти соображения помогают при определении психотипа. При написании автопортретов все наоборот, поскольку автопортрет пишется с помощью зеркала.

Во всяком случае, вот к каким выводам я пришла, разглядывая фотографии и портреты разных людей. Доминирование нижней губы " интуиция. Верхней " логика.

Таблица 2. Психотипы в интерпретации четырёх шкал.

Псевдонимы типов приведены согласно О.Б.Слинько.

*Я не согласна с соционической идентификацией данных людей и персонажей. По-моему, Дюма " Игрок, Робеспьер " Вундеркинд, Достоевский " Мечтатель, Штирлиц " Легионер. Но ассоциации уже устоялись, и я привожу традиционные названия психотипов.

Таблица 3 Схема генетических квадр. Возрастная динамика психотипов Голубым цветом обозначен "мужской" путь развития, розовым " "женский".

* проводится параллель с ролевой классификацией Э. Берна [19]

** интр " переход экстраверсия " интроверсия, рац " переход чувственность " рациональность.

6. Возрастная динамика психотипов.

Я предположила, что генетически задается средний уровень нейротизма и логика-интуиция (право-левополушарность на уровне переработки информации). Подлежат возрастному изменению экстраверсия-интроверсия (энергичность) и чувственность/рациональность (право-левополушарность на уровне получения и выдачи информации). В период юношеской гиперсексуальности уровень нейротизма максимальный и возможен временный “перескок” в другую генетическую квадру. В 13-25 лет даже стабильные Массовик и Коммуникатор могут стать нейротиками.

Вероятно, человек не обязательно проходит за жизнь весь возможный путь, скажем, от Коммуникатора до Софиста (с возможным “заскоком” в Артисты в период 13-25 лет). При хорошем здоровье и высоком гормональном уровне он может до конца жизни остаться если не Коммуникатором, то, по крайней мере, Вундеркиндом. “Переходные” психотипические возрасты тоже очень индивидуальны. Например, много болеющий ребёнок может интровертироваться и рационализоваться очень рано.

Оказалось, что “верхний путь” на схеме генетических квадр " то есть через экстраверта-рационала к интроверту-рационалу " это, как правило, путь мужчины. Путь женщины " “нижний”, женщины остаются чувственно-эмоциональными дольше мужчин. ( Таблица 3 Схема генетических квадр). У меня есть интуитивная догадка, что причина этого " уровень и соотношение женских и мужских половых гормонов в организме, Ж/М. Как известно, и те, и другие вырабатываются половыми железами, яичниками и семенниками, а также корой надпочечников, но в разных пропорциях у мужчин и женщин. Женские гормоны возбуждают правое полушарие, стимулируя эмоциональность, нейротизм, чувственность, депрессивность, консерватизм, конструктивность; мужские " левое, стимулируя поисковый инстинкт, творчество, агрессивность (деструктивность), новаторство, оптимизм. Потребность в ощущениях ребёнок и женщина реализуют через непосредственные ощущения, то есть более древним путем, молодой энергичный мужчина " через деятельность, через творчество и свершения, через борьбу, наконец. Вспомните, что ярко выраженные мужчины-правополушарники, " артисты, поэты, художники, музыканты " женственны, эмоциональны, любят броско одеваться, носить длинные волосы, и процент гомосексуалистов и самоубийц среди них значительно выше, чем в среднем по населению. То есть, это группа с “детско-женскими” психотипами (Артист, Мечтатель) (Таблица 3 Схема генетических квадр).

Таблица 4. Распределение психологических характеристик по отдельным шкалам для мужчин и женщин средней возрастной группы (от 25 до 70 лет, собственные данные)

Мужчины, % Женщины, %
Экстравертов 58 60
Интровертов 42 40
Нейротиков 75 86
Стабильных 25 14
Чувственных 58 64
Рациональных 42 36
Логиков 26 46
Интуитов 74 56
Всего опрошено, чел. 53 50

Предположение, что степень экстраверсии отражает общий уровень здоровья и энергичности, подтверждают экспериментальные данные (Таблица 5). Чем раньше человек интровертируется, тем меньше он проживет вообще. Процент экстравертов в первой и третьей возрастной группе оказался значительно выше, чем в средней (Таблица 5).

Таблица 5. Экстраверсия-интроверсия в трех возрастных группах.

Возрастная группа, лет Экстраверты, % Интроверты, % Число опрошенных
13-25 83 17 36
25-70 59 41 103
>70 73 27 11

Таблица 6. Нейротизм-стабильность в трех возрастных группах.

Возрастная группа, лет Нейротики, % Стабильные, % Число опрошенных
13-25 78 22 36
25-70 81 19 103
>70 67 33 11

Таблица 7. Чувственность-рациональность в трех возрастных группах.

Возрастная группа, лет Сенсорики, % Рационалы, % Число опрошенных
13-25 83 17 36
25-70 51 49 103
>70 64 36 11

Таблица 8. Логика-интуиция в трех возрастных группах.

Возрастная группа, лет Логики, % Интуиты, % Число опрошенных
13-25 52 48 36
25-70 36 64 103
>70 45 55 11

Количества опрошенных для статистики, конечно, маловато, но для гипотезы " достаточно.

Ключевой момент западной цивилизации " табуирование право- леворукости.

Интересные и неожиданные результаты получились по шкале логика-интуиция (Таблица 8). Казалось бы, здесь должна наблюдаться наибольшая стабильность результатов по возрастным группам (если, конечно, исключить возможность, что цифры могут сильно измениться из поколение в поколение). Право- и левополушарников должно быть примерно поровну: разделение труда между полушариями ГМ, по-видимому, случайный процесс, анатомически полушария ГМ равноценны…Природе все равно, какое полушарие станет доминировать. Из сотни крыс в Т-образном лабиринте чуть меньше половины побежит направо, столько же " налево, небольшая группа “амбидекстров” индифферентна в этом вопросе.

В вопросах теста право- левополушарность определяется в основном вопросами типа “Откуда у Вас руки растут?”, то есть разделяются люди, хорошо (“технари”) и плохо (“гуманитарии”) абстрагирующие пространство-время. В группе молодых людей право- и левополушарников примерно поровну. И вдруг в группе среднего возраста количество интуитов резко возрастает! Откуда они берутся?

Гипотеза. Причина не психологическая, а социальная. У младенцев левополушарники (Логики) и правополушарники (Интуиты) " это потенциальные правши и левши. Полушарность, как предрасположенность к правшизму или левшизму, наследуется. Если бы на развитие ребёнка не давила наша “правшистская” (правда, звучит как “фашистская”?) цивилизация (да, сейчас меньше давит, " морально, а инструменты? А тексты " слева " направо? А…?), правшей и левшей выросло бы поровну, как это и происходит у нецивилизованных народов (смотри статистику по цветному населению ЮАР). И правши, и левши выросли бы людьми практическими, кого мы условно называем Логиками. У них у всех руки бы росли из хорошего места, умелые руки. И " что?

И НЕ БЫЛО БЫ НАШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Не было бы гуманитариев, не умеющих ничего делать руками, зато умеющих сочинять для логиков (людей, лишенных фантазии) свои красочные миры. Не было бы " литературы, искусства, музыки и многого другого, которое иногда кажется практическим людям лишним " ан нет! " не было бы ни самолетов, ни пароходов, ни подводных лодок, ни электричества " потому что человек сначала придумывает что-то несусветное, а уже потом " изобретает, если, конечно, выдумка не противоречит каким-то фундаментальным законам природы (самолеты изобрели, а вот антигравитационные пояса " нет). Потому что Интуиты " это не только искусство, но и вся теоретическая наука! Это Эйнштейн, Нильс Бор и многие-многие другие, " Вундеркинды и Предприниматели (Таблица 2 Психотипы в интерпретации четырёх шкал)!

Человек выделился из животного мира не речью, не умом, не способностью кооперироваться с соплеменниками для коллективных действий (муравьи, пчелы и термиты делают это гораздо лучше!) и не умением работать руками " все это уже есть у шимпанзе и у прочих человекообразных обезьян. Он выделился одной, казалось бы, дурацкой особенностью, возникающей на уровне социальной организации. Это " табу, или законы, или обычаи, " называйте, как хотите. Это запреты и предписания, стереотипы поведения, не имеющие, как правило, отношения к выживанию личному и видовому, но удовлетворяющие требованиям общественного инстинкта " отличать своих от чужих. Табуирование встречается у всех племен и народов. Оно касается внешнего вида члена племени (татуировка, одежда, украшения), его поведения в различных ситуациях, его речи. Но одно-единственное табу стало " как мне кажется, совершенно случайно " ключевым для западной цивилизации.

Социальное табу " делать определённые вещи определённой рукой. Ребенку " правополушарнику не давали ничего делать левой рукой, как ему удобнее, а правой ему неудобно, вот он и вырастал “косоруким”, а куда идёт энергия, невостребованная на предметную деятельность? Она идёт на фантазирование, то есть, тоже на деятельность, но теоретическую. К тому же стресс, испытываемый человеком при невозможности делать так, как ему удобно, приводит к повышению уровня нейротизма, " тоже характерный признак настоящего генератора идей. Это нездорово " по Таблице 8 видно, что неудавшиеся левши " интуиты " хуже выживают, в пожилом возрасте процент доживших до 70 логиков возрастает. Может статься, что здесь зарыта и вторая “собака” " почему женщины дольше живут. Из Таблицы 4 (Таблица 4) видно, что мужчин-интуитов значительно больше, чем женщин! А статистика говорит, что среди женщин больше левшей. В рамках табуистской гипотезы это можно объяснить тем, что в социальной иерархии типа патриархальных обществ табу на леворукость больше касалось мужчин " они были на виду, а женщины в пределах дома могли делать домашнюю работу какой угодно рукой. Поэтому среди них выжило больше реализованных левшей.

Так правильно ли мы поступаем, снимая это табу и позволяя левшам быть левшами? Не обедним ли мы богатую палитру психотипов в социуме? Впрочем, России это пойдет только на пользу " у нас как раз дефицит людей практических и ненормально высокий процент гуманитариев и теоретиков (чем вы объясните редакцию стенгазеты, хор, танцевальный ансамбль и самодеятельный театр в коллективе тракторного завода?). А вот на Западе, возможно, стоило бы попридержать этот процесс. Табуирование " система обоюдоострая. Слишком затабуированное общество превращается в муравейник, совсем незатабуированное " в хаос. Сложное общество, идущее по пути прогресса (под прогрессом я понимаю усложнение системы), " это оптимально затабуированное общество. Где же этот оптимум? По какую сторону лежит запрет на леворукость? Не следует ли этот вопрос решать для каждого ребёнка индивидуально? Не следует ли отдать его на откуп родителям, чтобы случайный фактор отрегулировал количество левшей и правшей?

Чтобы проверить эту гипотезу, мне нужна помощь врачей, психологов, психиатров, всех специалистов по теме “Асимметрия полушарий ГМ человека и её роль в развитии цивилизации”.

7. Соотношение чувственного и рационального

Ещё одна гипотеза: для нормальной работы ГМ сумма чувственной (ЧИ) и рациональной информации (РИ) должна поддерживаться около некоторой квазистабильной отметки, относительной как личности (возраст, здоровье, социальное происхождение, профессия и пр.), так и социума.

Новорожденные дети получают информацию в основном чувственно, а перерабатывают с помощью врожденных механизмов (инстинктов). Инстинктов относительно немного, и они одинаковые у людей и у близких к ним млекопитающих " приматов. То, что мы называем “социотипом” человеческий детеныш получает путем научения.

Годовалый ребёнок, ещё не начав разговаривать, понимает речь. Соотношение чувственной и рациональной информации у него уже кардинально отличается от новорожденного.

Нормальный путь развития: доля чувственной информации уменьшается, рациональной " возрастает, от чувственности " к рациональности.

С возрастом возможности получать чувственную информацию снижаются " все органы чувств к старости хуже работают.

Пьянство и алкоголизм, кроме социальных, имеют психологические причины. Это " болезни дисгармонии в развитии личности от чувственности к рационализму. Не научившись воспринимать, а главное, производить для внутреннего употребления достаточное количество рациональной информации, такая личность пытается достичь требуемого уровня (ЧИ+РИ) при помощи увеличения компонента ЧИ. Поскольку с возрастом органы чувств портятся, для получения нужного количества ЧИ требуются все более сильные внешние возбудители: алкоголь, наркотики, новые партнёры по сексу (седина в бороду " бес в ребро).