Связаны ли социотип и внешность?

Печать
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Дмитрий Лытoв

Что изменилось в соционике за последние 10 лет? Привести можно много разных примеров: вышло несколько десятков книг по соционике (до 1990 г. " ни одной), начался диалог с психологами и социологами (раньше " в упор, что называется, не видели), сделано много новых открытий, целый ряд новых гипотез.

Всё это, однако " не главное. Из гипотез многие так и обречены остаться гипотезами, часть "открытий" будет (или уже) опровергнута. Раньше соционика была уникальной " только она предлагала картину взаимосвязи между характерами людей и их взаимоотношениями, поэтому интерес к ней заглушал любые критические сомнения. Соционика, можно сказать, открывала новые горизонты знания " до сомнений ли тут?

Но вот интерес понемногу насыщается, а книги, за редкими исключениями, всё чаще по содержанию повторяют друг друга. Глаза уже не устают от обилия новой информации " наоборот, во многом "новом" нетрудно распознать вариации на тему старого. Появилось время подумать о будущем соционики. Его контуры видны уже сейчас.

Мы устали от "интуитивной неопределённости" многих соционических открытий. За расплывчатыми формулировками нередко скрывалось незнание. За красивыми умозрительными построениями " бегство от реальности. Лишь немногие из соционических теорий выдержали испытание временем и практикой.

Лучшее средство против расплывчатости " конкретность. Не случайно в последнее время всё больше желающих найти "материальные носители" социотипов, связать их с тем, что можно проверить опытным путём, или же просто " пощупать и увидеть. Не случайно всё чаще обсуждается вопрос: связаны ли социотип и внешность? Можно ли нарисовать "средние портреты" для каждого социотипа? Можно ли создать методику определения социотипов по внешности?

Связаны ли социотип и внешность?"Да", сказала ещё Аушра Аугуста, основатель соционики. Методики она не создала, но пока здоровье позволяло заниматься научной работой, пока активно занималась типированием " просила у всех типируемых фотографии, одну или лучше " несколько, а потом обсуждала с другими социониками закономерности, которые (возможно!) в этих фотографиях проявляются. Ясно, что из столь малого материала выводы сделать было нельзя " только предварительные наблюдения.

Некоторые из них, впрочем, изложены в её работах. К примеру, она предположила (а многие соционики восприняли, как аксиому), что признак рациональность/иррациональность во многом совпадает с описанием признака шизотимия/циклотимия, введённого психиатром Кречмером: тот как раз исследовал связь психических заболеваний со структурой тела. Уже через несколько лет С.Филимонов из Ленинграда обратил внимание, что "совпадают" эти признаки далеко не всегда: шизотимы, обладающие вытянутой, сухощавой фигурой, чёткими движениями " вовсе не всегда рационалы, а циклотимы, обладающие округлой фигурой " совсем не обязательно иррационалы. К сожалению, на работу С.Филимонова тогда мало кто обратил внимание. С другой стороны, к счастью, термин циклотим/шизотим в соционике так и не прижился.

Первым, кто описал, как типы выглядят, был В.В.Гуленко. В книге "Соционика для руководителя" (совместно с А.В.Молодцовым) он описал, как социотипы проявляются во внешности и в особенностях поведения. Интерес к этим описаниям не пропадает и сейчас: к примеру, С.Ганин на своём англоязычном сайте (самом известном из зарубежных сайтов о соционике) поместил переводы данных описаний. Он же первым попытался сделать обобщённые изображения среднестатистических представителей типов " к сожалению, потом эти изображения были удалены.

Связаны ли социотип и внешность?На описании общих закономерностей Гуленко не остановился. В 1990-х гг. на заседаниях Киевского клуба соционики (тогда единственного " в Доме учителя) и в соционической школе Гуленко шло активное обсуждение того, как социотип связан с человеческими эмоциями, как эти закономерности отражаются на лице человека. Не секрет, что частая работа конкретных лицевых мышц разрабатывает их, делает пластичными, более выраженными на лице; и наоборот, редко используемые мышцы "атрофируются", на лице они проявлены слабо. К сожалению, в конкретную методику эти исследования не превратились " с 1995 г. Гуленко переключился на другие проблемы.

Сейчас, когда говорят о связи социотипа и внешности, чаще всего вспоминают другие имена.

Начнём с Типолога, на сайте которого помещена большая фотогалерея типов (по 20-30 фотографий на каждый тип). Автор уверяет, что коллекция основана на солидном опыте " за несколько лет он оттипировал несколько тысяч человек. Казалось бы, точность гарантирована. Почему же Типолог делает оговорку, что его взгляды сильно отличаются от классической соционики? К этому вопросу мы ещё вернёмся.

На сайте Николая Чаура, а также на двух соционических форумах, известных как "оргии" и "кофейня", вот уже несколько лет при определении типа новичков важную роль играют их фотографии. Иногда типируемый соглашается с "диагнозом", нередко " нет; но гораздо чаще типировщики сами расходятся между собой: один "видит" одно, другой " другое.

Третий пример " "пофигурологи" (как они себя называют) Ефим Кривошеев и Руслан Степанов. С недавнего времени Руслан Степанов помещает на знаменитом "лазере" серии портретов знаменитостей, оттипированных, как считают авторы, в соответствии с характерными особенностями их внешности. Правда, развёрнутой методики определения типа по внешности они не приводят.

Связаны ли социотип и внешность?Самый же известный пример " галерея портретов Екатерины Филатовой. Автор собирает свои портреты с 1991 г. "Несколькими тысячами", как Типолог, она похвастать не может " у неё к 1996 г. было около 500 портретов, а сейчас " твёрдая тысяча. Многие портреты вошли сначала в её книгу "Соционика в портретах" (1996), а затем гораздо большее их число " в недавно вышедшую "Личность в зеркале соционики". Увидеть её коллекцию портретов можно и в Интернете.

Стоит ли говорить, что разные авторы далеко не всегда сходятся во мнениях? Типолог, взглянув на портреты из коллекции Филатовой, пишет у себя на сайте, что большинство людей определено ей "неправильно". Подобные же разногласия существуют между ним и "пофигурологами", между последними " и Филатовой. Ясно, что все сразу быть правы не могут. Поэтому рассмотрим методы, которыми пользуются типировщики.

Связаны ли социотип и внешность?Для Е.С.Филатовой с самого начала внешность не была решающим фактором по нескольким причинам. Во-первых, методов определения типа по внешности в 1991г. не существовало " были только описания типов. Во-вторых, даже описания в то время были ещё "сырыми", неоднозначными. Это сейчас авторы лихо приводят в описаниях какие-нибудь легко запоминающиеся факты (не всегда стараясь выяснить, а "типный" ли это факт, или просто личная черта человека). Поэтому надо было проделать сложную работу: объяснить человеку, что такое типы; объяснить ему его характеристику; проверить затем, работают ли его отношения с другими людьми (это выяснялось, в частности, из рассказов человека о том, что у него вызывало раздражение, а в каких ситуациях он себя чувствовал комфортно, привычно). Первые несколько десятков оттипированных были её студентами " их отношения можно было пронаблюдать на практике. Определение типа нередко занимало больше недели, иногда " месяц (этому правилу она следует и сейчас). В конце концов, когда человек соглашался с характеристикой окончательно " она спрашивала его разрешение на фотографию для своей книги, причем фотографии делались в стандартных ракурсах " чтобы можно было потом сравнивать друг с другом.

На сайте Типолога, прежде всего, ракурсы " совершенно различные, что затрудняет сравнение. Но самое главное " большинство "персонажей" оттипированы им заочно, без их желания и ведома. Как же он решил эту проблему? Очень просто: он предложил свои методы определения типов по внешности. Интуиты выглядят так-то, сенсорики " так-то; и так для всех 4-х юнговских признаков социотипа. Что в результате определял Типолог? Не социотип; он определял, похож ли человек на представления Типолога о том или ином типе.

Ну и какая разница, спросите вы. Разве у Филатовой нет своих представлений о типах? Есть, но есть и разница: она всегда сверяла эти представления с самими типируемыми. Важно ведь не просто определить тип; важно, чтобы под одним и тем же типом всегда понималось одно и то же. Иначе какой смысл в социотипах? Каждый видит своё, прощай, наука!

Если же Типолог обнаружил какую-то связь между, к примеру, длиной рук и интуицией/сенсорикой, то надо ещё суметь и описать её грамотно. Во-первых, руки имеют обыкновение расти. Во-вторых, руки можно разрабатывать упражнениями (меняется ли при этом тип?). В-третьих (и это главное!), тело " это ещё не социотип. Только мозг и центральная нервная система определяют соционический тип личности человека. Всё остальное к характеру человека может и вовсе не относиться.

Но " зададим коварный вопрос " не доказывает ли сама Филатова правоту Типолога? Кажется, такое и в голову прийти не могло? Подумаем... Когда количество её фотографий стало переваливать за несколько сот, она обнаружила серии "близнецов" среди представителей каждого из типов. Нет, родственниками эти люди не были " и всё же сходство было настолько разительным, что тогда она впервые задумалась о генетической природе социотипов. Действительно, даже в рамках одного типа поведение может меняться (чтобы объяснить это, и была создана известная Модель А) " но тип остаётся неизменным; значит, он задан генетически! Но разве строение тела не задано генетически? Если задано, то почему Типолог не может быть прав? Почему нельзя связать параметры тела с социотипами?

Так, да не так. Цвет глаз и пол " тоже генетические факторы, но связаны ли они? Всегда ли у девочек " только, к примеру, серые глаза, а у мальчиков " карие? Ответ очевиден. Фенотип, внешность человека, " такое же вторичное проявление его генотипа, как и соционический ТИМ. Поэтому "выводить" тип из внешности " всё равно, что выводить характер каждого Габсбурга из "заячьей губы", которая была свойственна всей династии. Так и с другими генетическими факторами, которые исчисляются, если мне не изменяет память, миллиардами. Пытаться каждой особенности тела найти свой аналог в психике, конечно, можно... И даже можно этому всю жизнь посвятить...

Вспомним начало ХХ века, вспомним врачей Галля и Ломброзо, связывавших характер со строением черепа. Не так уж они были и неправы, форма черепа косвенно свидетельствует о развитости тех или иных участков мозга. Но опять же " косвенно, а не прямо. Форма черепа Ленина никак не свидетельствовала об атрофии одного из полушарий его мозга " даже когда его психические отклонения стали видны всем его близким, даже когда он был при смерти.

Вспомнив о черепе, не забудем и об "Обществе практической типологии" из Кирова (Вятки). Уже несколько лет они сначала выявляли связь социотипов со строением черепа, а теперь на основе такой методики определяют социотипы. При этом они используют и другой метод определения социотипов " по "чакрам". Насколько эффективен их метод " решайте сами. У меня есть сомнения по поводу их метода " те же, что и по поводу методики Типолога. Но с другой стороны, все участники кировской группы " профессиональные медики, как, впрочем, и основоположники метода Галль и Ломброзо.

Слово "чакра" впервые в соционике произнёс врач-хирург С.Ю.Гиндин. Работая в больнице, он, по его словам, обнаружил закономерность между заболеваниями и социотипами пациентов " у каждого социотипа обнаружились свои "родные" заболевания, так что человек с большей вероятностью страдал ими, чем какими-либо другими. Схематически расположив органы, затрагиваемые "типными" болезнями, на изображении человека, Гиндин и воспользовался модным тогда словом "чакра"... и понеслось! Недавно встретившись с ним, я видел, как он плюётся от одного упоминания о "чакрах": "Не то я хотел сказать, совсем не то!". И в самом деле " можно ли опыт хирурга с нескольким десятков лет стажа сравнивать с опытом ретивого типировщика без медицинского диплома, но вооружённого гиндинским наброском?

Тот же Гиндин высказал и другое предложение: "Почему Филатова фотографирует только лицо? Я бы на её месте раздел человека и сфотографировал целиком! Да, неприлично; ну так в медицине всегда есть выбор между приличием и эффективным лечением; чтобы эффективно лечить, нужно хорошо знать тело!". Ну что же... таких коллекций, рассортированных по типам, ещё нет. А жаль... это бы здорово подняло тираж соционической прессы. Но кто хочет попробовать себя в роли типировщика, пусть заходит на известный "Фотосайт". Тем более что один из лучших фотографов на "Фотосайте", Евгений Варданян " одновременно и автор одного из самых красивых соционических сайтов, посвящённого работам Виктора Гуленко.

Подводя итоги, скажу: умозрительно можно вывести какие угодно закономерности связи типа и внешности. Но для действительно эффективного исследования нужно не забывать о двух правилах:

1) личное мнение автора имеет ценность только для него самого и ни для кого другого. Те, кто не знакомы с методами научного исследования, или кто делают вид, что знакомы, но не особенно стараются " так и останутся "непонятыми одиночками", на худой конец " "членами кружков непонятых одиночек".

2) лицо, строение тела, даже мимика " лишь косвенные проявления типа, а иногда и вовсе с ним не связаны. Понять до конца природу соционических типов невозможно, если не знать структуру и механизм работы центральной нервной системы и головного мозга.

1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. М.-СПБ., Terra Fantastica, 1998.
2. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Соционика для руководителя. Киев, ВЗУУП, 1990.
3. Кашницкий С.Е. Среди людей: соционика " наука общения. М., "Армада " пресс", 2001.
4. Кречмер Э. Строение тела и характер. Госиздат Украины, 1924.
5. Филатова Е.С. Личность в зеркале соционики. СПБ, Б&К, 2001.
6. Филатова Е.С. Соционика в портретах. Новосибирск, 1996.
7. Филимонов С.В. Признак рациональность-иррациональность в соционике, или о двух типах в типе. " журнал "16", Вильнюс, 1990; повторная публикация " «Соционика, ментология и психология личности», Киев, 1997, № 2.


Новые статьи:
Старые статьи: