Игровая зависимость детей: стоит ли опускать руки?
Факт существования игровой зависимости у детей и подростков школьного возраста открыто признается большинством современных психологов, работающих с данным контингентом. Методы борьбы с данным явлением самые разные: тренинги, групповые беседы, самоанализ и прочие сложные вещи, вызывающие зевоту у обывателя.
В данной статье я намерен изложить свой личный опыт по коррекции поведения зависимых подростков, приобретенный мною в период работы в школе «для трудных» детей. Надо сказать, что сталкивался я с самыми разнообразными личностями и характерами, и предлагаемая нехитрая методика давала положительную динамику в каждом отдельном случае.
В доме появился компьютер. Или уже есть компьютер и «запойный» игрок. Для начала четко определите, какое предельно допустимое время ребенок должен проводить за компьютером в день. Аргументация указанного времени самая примитивная: «Врачи говорят, что больше – вредно!» Ребенок обязательно скорчит пренебрежительную гримасу, однако исследования показывают, что образ врача, с детства вызывавший опаску и благоговение, и в подростковом возрасте весьма сильный авторитет. Кроме того, негативное отношение переносится с «родителя» на некоего гипотетического врача. В детском возрасте (5-8 лет) это очень важно. В дальнейшем ни в коем случае нельзя допускать никакой торговли по поводу изменения установленного времени.
Некоторые родители начинают использовать компьютер как дополнительную стимуляцию: «Помой пол, потом поиграешь полчаса». Данная метода, дающая на первых порах отличные результаты, приводит к «безлимитному» зависанию ребенка перед монитором и жестокой торговле за каждую минуту. В крайнем случае, если Вы хотите поощрить ребенка за какие-то успехи, Вы можете предоставить ребенку дополнительное время «по невнимательности», «забыв» по часам отследить время игры. Причем, это никак не должно привести к отклонению от установленного канона. Это должно быть исключением, не чаще 1-2 раз в месяц. Привычка к точному часу вырабатывает устойчивый стереотип поведения. Желая поощрить своих воспитанников, я иногда «забывал» о времени, но, отработав за компьютером привычный час в день, они, за редким исключением, предпочитали уже самостоятельно сменить род деятельности, мотивируя это тем, что уже «наигрались». Правда, на формирование подобного устойчивого стереотипа необходимо минимум три месяца строжайшей дисциплины.
Отслеживать, в какие именно игры играет Ваш ребенок, по моему скромному мнению, не только нужно, но и необходимо. Огромный выбор квестов, гонок и других игр позволил мне полностью исключить из «меню» моих подопечных кровавые стрелялки типа экшн. После одного-двух категоричных запретов этот вопрос практически больше не поднимался. Волне возможно и разумно разрешать ребенку самостоятельно приобретать и устанавливать игры и другое программное обеспечение, но регулярный контроль процесса работы ребенка на компьютере, по моему мнению, абсолютно необходим. Если ребенок стесняется при Вас запустить какую-либо игру, выключает компьютер при вашем приближении – необходимо срочно пригласить специалиста и отфильтровать содержимое компьютера. Кроме того, необходимо будет провести «разъяснительную работу» с ребенком по результатам исследования содержимого компьютера. Сам факт того, что Вы обнаружили его секреты, заставит ребенка относиться к компьютеру более рационально. Причем, что интересно, такое явление не повторяется более двух раз.
Самая сложная, на мой взгляд, ситуация – когда ребенок проводит кучу времени в компьютерных клубах. Комплекс действий, приводящий к реальным результатам:
1. Приобрести современный домашний компьютер.
2. Исключить финансовые дотации ребенка родителями, сердобольными родственниками и знакомыми.
3. Постепенно, но твердо внедрять вышеизложенные принципы общения ребенка с компьютером в жизнь.
И последнее: ни в коем случае не стоит пускать дело на самотек и опускать руки. На Вас возложена ответственность за Вашего ребенка, и вполне в Ваших силах сделать его и свою жизнь спокойной, приятной и комфортной. Нужны всего лишь последовательность, настойчивость, твердость и дисциплина.
Автор – Алекс Карцев
Источник