Идентификация коллективистская [лат. identificare — отождествлять] — возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного члена группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий . Функционирование феномена И. к. в группе выражается в признании за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и поддержки, а также в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам по группе. Психологической основой И. к. является складывающаяся в совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. Феномен И. к. преобладает в группах высокого уровня развития и не может быть сведен к индивидуальным предпочтениям входящих в группу людей. Проявления И. к., опосредствованные ценностными характеристиками совместной деятельности и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена высокоразвитой общности, перестают определяться как личными симпатиями-антипатиями, так и внешними факторами. И. к. в онтогенезе возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов в процессе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе И. к. выступает как в форме действенного сострадания неудачам, так и в форме активного сопереживания успехам сверстника. Содержательная совместная деятельность и нравственно-эмоциональное общение между детьми являются основой формирования проявлений И. к. в детской группе.
В.В. Абраменкова