Описание Гюго от Екатерины Филатовой
Гюго
Установка сознания ведущего блока ЭСЭ: главное, что движет людьми во всех их поступках, – это эмоции; самая большая ценность -положительные эмоции (ЧЭ – программная функция), и задача состоит в том, чтобы прибавить людям в этой жизни радости и удобств, избегая всего неприятного (БС – реализация программы).
Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)
ЧЭ – программная функция. Человек этого психотипа, как с очевидностью следует из его ведущей функции, – весьма эмоционален. Его эмоциональная стихия сказывается особенно ярко в умении радоваться любому проявлению жизни. Повсюду он старается создать праздник и себе, и другим, осуществляет это стремление легко, без бахвальства, заряжая окружающих своим энтузиазмом, энергией, высоким тонусом.
Самое пустячное событие для него уже может служить источником энтузиазма: выглянуло солнышко, купил интересную книгу, впереди выходные дни, встретил интересного человека…
Жизнь для него – эмоциональное море, в котором он купается, владеет этим пространством, вбирает в себя его энергию и немедленно возвращает в десятикратном размере. ЭСЭ не может жить без людей и общения с ними, они для него – высшая ценность. При этом он склонен преувеличивать их достоинства и предпочитает не замечать "теневые" стороны.
По убеждению ЭСЭ, всех негативных человеческих реакций (обида, уныние, раздражение и т. п.) следует избегать: ведь жизнь и так коротка, зачем ее тратить так бездарно? Конечно, в его жизни, как и у всех остальных людей, бывают объективно тяжелые времена. Обычно это вызвано напряженностью в отношениях с людьми, которые для него много значат. Особенно ему трудно, если это связано с домом, с семьей. ЭСЭ может также оказаться в неприятной ситуации из-за своего легковерия. Бывает, что его эмоциональная несдержанность выплеснется излишней болтливостью и даже хвастовством.
В плохие минуты ему также трудно скрывать свои чувства, и тогда ЭСЭ старается уйти от всех, предпочитает пережить неприятности в одиночестве. Он полагает, что и другие должны поступать так же, поэтому, разделяя с другими радость и приумножая ее, он далеко не всегда способен разделить с человеком его горе: в подобных случаях предпочитает отступить на некоторую дистанцию.
Вообще, ЭСЭ тяжело страдает от любой конфликтной ситуации, даже если сам и не является непосредственным ее участником: очень уж легко он эмоционально вовлекается во все передряги и воспринимает все слишком близко к сердцу.
БС – функция реализации программы. ЭСЭ – романтик и эстет, любит создавать теплую атмосферу общения. Это хорошо заметно во внешней манере его поведения: встретив знакомого, обязательно остановится (мужчина – галантно раскланяется, женщина – одарит солнечной улыбкой). Одно из самых больших удовольствий для ЭСЭ – вручать подарки. Тут главная для него цель – доставить человеку удовольствие, стать свидетелем его радости, а сколько подарок стоит – ему неважно: ЭСЭ недаром славится среди своих друзей щедростью и широтой души.
Он легко отзывается на любую просьбу помочь, и при этом может оставить свои дела, не менее важные. Ему и в голову не приходит, что за помощь можно было бы получить определенную мзду, наградой ему служит осознание того факта, что он сделал доброе дело.
ЭСЭ охотно участвует в организации различных неформальных мероприятий – дней рождения и юбилеев, елки для детей сотрудников, походов на выходные дни, экскурсий.., лишь бы вокруг были интересные люди, для которых и с которыми вместе все это приятно делать.
Человек очень деятельный, он любит активный отдых. Если это спорт, то для него, опять-таки, важнее всего общение, а не победа над противником. Многие представители ЭСЭ любят природу – лес, море, отдых на горных лыжах, но обязательно, чтобы при этом была компания хороших друзей.
Как никто другой, ЭСЭ способен наилучшим образом организовать окружающее пространство, сделать его уютным, удобным, комфортным. Нередко он обладает прекрасным художественным вкусом, старается, чтобы вокруг все было красивым, радовало глаз и одновременно отвечало бы более прозаическим потребностям людей.
Это качество хорошо заметно и в одежде ЭСЭ (особенно у женщин): изящество, элегантность, безукоризненный стиль, умение использовать недорогие, но очень подходящие к платью аксессуары – их отличительная черта. При этом ЭСЭ никогда не забывает о функциональности одежды, ее удобстве.
Особо следует отметить, что ЭСЭ – великолепные кулинары. Все приготовленное ими, как правило, отменно вкусно. Даже если набор продуктов сильно ограничен, ЭСЭ придумает что-то совершенно новое и сделает это так, что "пальчики оближешь"!
Описание действия функций слабых каналов ЭСЭ
БИ – канал наименьшего сопротивления (КНС). Человек этого психотипа плохо ощущает ход времени. Ему трудно распределить свои силы так, чтобы все успеть сделать вовремя, он не всегда может оценить, что в данный момент главное, а с чем можно подождать.
Оценивая человека исходит, преимущественно из того, как тот к нему относится, и уже в силу этого может ошибаться в людях, в мотивах поступков, которые ими движут (ЧИ). Доверчив. Его бывает легко обмануть.
Ему трудно проникнуть в скрытые, глубинные возможности новых явлений. Хорошо оценивая результат, он, как правило, плохо видит его причину. Поэтому в одних ситуациях он с трудом отказывается от хорошо проверенного и апробированного, а в других – его кипучая и отважная натура может подтолкнуть к рискованным действиям.
Из-за слабо развитой интуиции времени ЭСЭ часто кажется консервативным. Плохо представляя себе последствия тех или иных действий, он предпочитает знать конкретно о том, что будет завтра.
ЧЛ – нормативная функция. Отличительные черты характера – непоседливость и эмоциональность – не способствуют тому, чтобы ЭСЭ глубоко продумывал необходимые действия на работе. Он руководствуется сиюминутными настроениями, нередко его поступки опережают его мысли, – правда, он может тут же осознать свой промах и корит себя за опрометчивость.
Все это – причина того, что ЭСЭ достигает своей цели чаще за счет бурной деятельности, а не путем планомерной подготовки своих действий.
ЭСЭ на работе и дома
Все, что ЭСЭ делает, – делает азартно. Умеет загореться идеей и следовать ей до конца. Такая вовлеченность не дает ему делать два дела одновременно. Чтобы ощутить себя нужным на производстве, ему хочется быть постоянно загруженным и демонстрировать в работе только положительный результат. Тогда он не чувствует усталости и ощущает постоянный приток сил. Вообще, на работе эмоциональная атмосфера для него – определяющий фактор. Если окружающие проявляют к его работе интерес, а к нему самому – симпатию, он может работать, что называется, только "за спасибо".
Руководитель-ЭСЭ стремится, в первую очередь, сплотить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Он берется за дело рьяно, без промедления и побуждает других к тому же. Слабость интуиции не позволяет ему видеть четкие перспективы начинаний, он слишком занят мелочами, даже способен сам на себя взять рутинную работу, если того, кому это поручено, нет на рабочем месте, – ждать ЭСЭ не умеет.
Если подчиненный плохо выполнил свое дело и этим подвел других – ЭСЭ способен отчитать его, даже пойти на конфликт, поскольку сильно переживает за престиж своего коллектива, за то, чтобы работа была выполнена качественно. Лучше ему удается руководство небольшой группой сотрудников в пределах любого предприятия.
ЭСЭ очень привязан к своей семье. Для многих – особенно женщин – это самое главное в жизни. Умение создать не только физический, но и психологический комфорт, оптимизм, желание принести радость своим близким – наиболее сильные стороны натуры ЭСЭ, и проявляются они здесь особенно ярко.
Из-за слабости своей интуиции он не может объективно оцепить не только других, но и себя самого. Поэтому упреки домашних в свой адрес (по поводу, например, его невысокого служебного положения) он переносит крайне болезненно.
Этико-сенсорный экстраверт рассказывает о себе, и другие – о нем
Когда я была совсем маленькой, у нас собрались гости по случаю дня рождения бабушки. Вазу с яблоками почему-то поставили на мягкий стул, а кот ее опрокинул, и ваза разбилась. Моя мама стала бить кота. Я его тут же отняла, взяла на руки и закричала: "Если будете бить моего котика, я убегу из дома!" После этого я еще долго плакала, потому что мне его было очень жалко – не могу видеть, как обижают животных.
Есть в душе человека что-то такое, что для него является святым – это сидит в нем с малых лет. Когда я пошел учиться в первый класс, то в первый же день познакомился с девочкой, которая мне очень понравилась. После уроков я попросил маму отпустить меня поиграть с этой девочкой. Мама засмеялась: "Не успел пойти в школу, а уже влюбился!" Я прямо задохнулся от обиды и оскорбления. Три дня после этого лежал в горячке, в бреду, с высокой температурой. Никогда больше не делился с мамой никакими своими переживаниями.
Сейчас я уже дед и могу сказать, что этот случай оказал влияние на всю мою жизнь. Я защищался от грубых и бестактных замечаний, никогда и никому не рассказывал о своих увлечениях, потому что боялся, что мое чувство, к которому я отношусь, как к святыне, как к дорогому сокровищу, будет оплевано и разрушено.
Когда я училась в третьем классе, учительница попросила меня и мою подругу помочь ей съездить в магазин за учебниками для класса. Я обожала свою учительницу, была одной из лучших учениц и просьбу восприняла с невероятной гордостью. Но, не помню почему, мама меня не отпустила в эту поездку. Я была в таком диком отчаянии, что решила отравиться – жизнь казалась невозможной. Мама, почуяв недоброе, в последний момент буквально оттащила меня от тумбочки с лекарствами, к которой я подошла, чтобы выполнить свое намерение.
Все три воспоминания подтверждают яркую эмоциональность ЭСЭ. Такая сильная эмоциональность, которая может послужить причиной болезни, – результат того, что эмоции – самая мощная функция ЭСЭ. Надо помнить, что "солнечность" и жизнелюбие этого психотипа – только приятная манера для окружающих. Она не означает высокого предела эмоциональной устойчивости психики ЭСЭ, как это могло бы показаться. Поэтому следует оберегать этих милых людей от чрезмерных психических нагрузок, особенно в детском возрасте.
У нас в шестом классе преподавала биологию очень строгая учительница. По моему мнению, она была ко мне несправедлива. Одна из девочек нашего класса никогда не готовилась к урокам и все задания списывала – чаще всего у меня. Но мне учительница никогда больше тройки не ставила, а ей ставила только пятерки. Как то раз я не выдержала и спросила, почему мне поставили явно заниженную оценку, а Тане за такую же работу – отличную? Тогда наша учительница раскричалась, назвала меня при всем классе дурой, коровой и еще как-то там по всякому. И тогда я ей выдала все, что про нее думаю, что она ставит Тане пятерки потому, что Танин папа начальник, и еще много такого, после чего она мне велела вообще на ее уроках до конца года не появляться, и поставила мне за год три балла. Я потом пожалела о том, что ей наговорила, но вернуть сказанные слова назад было, конечно, уже невозможно…
Вот уж действительно, такое характерное для ЭСЭ свойство – сначала сказать, а потом подумать. Но что же делать, если в дихотомии логика – этика превалирует этика.
В училище начались каникулы, и я поехала к себе домой, в деревню. "Удобства" там – сами знаете, на улице. Пошли мы однажды туда с подругой, а доски в туалете оказались подгнившими, проломились, и она рухнула в выгребную яму. Я, совершенно не задумываясь о последствиях, бросилась к ней – спасать. К счастью, яма оказалась неглубокой, мы благополучно выбрались оттуда и, отмываясь потом в речке, хохотали до упаду.
Способность, не задумываясь, броситься на помощь другу – одна из наиболее привлекательных черт ЭСЭ, которая является, несомненно, следствием его эмоциональности.
Каждый раз, когда С. приходит ко мне, я, открыв дверь, прежде всего вижу его ослепительную улыбку. Еще ни разу не было так, чтобы он пришел с кислой физиономией. Частенько, рассказывая о своих нешуточных проблемах, oн смеется, превращая ситуацию почти в комическую. По его лицу не видно, чтобы это как-то портило ему настроение, что он это серьезно переживает, как будто эти неприятности происходят не с ним, а с другим человеком. "А что, мне плакать, что ли?" – говорит он мне, когда я недоумеваю, как можно спокойно говорить о таких вещах.
Недавно какие-то его знакомые, по-видимому, не очень добросовестные, втянули его в денежную авантюру, в результате которой на нем. повис долг в 3 тысячи рублей, и это при стипендии в 90 рублей! Никакого опыта, где и как достать эти деньги, у него не было. В течение недели С. приходил ко мне каждый день и с олимпийским спокойствием рассказывал о своих неудачных попытках справиться с такой ситуацией. Только тогда, когда все благополучно разрешилось, он признался, каким тяжелым грузом давил на него этот долг, какие "кошки скребли" на душе (о чем я даже и не подозревала).
Как приятно иметь дело с человеком, который не позволяет себе обременять знакомых своими проблемами. По мнению ЭСЭ, каждый должен справляться с ними сам, чтобы не прибавлять в мире отрицательных эмоций. А вот радостью можно поделиться и с другими – и такую возможность он постарается не упустить.
Он постоянно где то носится, улаживает какие-то дела, кому-то помогает. Зимой к его другу приехала мама, и ее надо было встретить, чтобы помочь нести очень много вещей, которые она везла с собой. Друг попросил его помочь, а он в то время подрабатывал по ночам: одну ночь работает, другую отдыхает. И вот, несмотря на то, что он уже не спал предыдущую ночь и не будет спать следующую, – сразу согласился. У него даже и мысли не возникло отказаться, попросить друга обратиться с такой просьбой к кому-то другому, хотя в такой ситуации это было бы естественным.
Если мы приезжаем к нему домой в деревню, он тут же умудряется участвовать в соревнованиях по волейболу или уходит к деду, который живет рядом, чтобы помочь ему по хозяйству.
Сделать так, чтобы человеку было удобно и приятно, не отказать в помощи и этим доставить удовольствие – буквально такова установка сознания ЭСЭ.
Я очень не люблю портить отношения с людьми, но бывает так, что приходится одергивать человека, если, с моей точки зрения, он чересчур зарвался.
Недавно в коридоре нашего университета мне встретилась знакомая из соседнего отдела. На весь коридор громким голосом она стала провозглашать:
– Поздравляю! Ты теперь бабушка! Ну, посмотрите на эту молодую бабушку!. – и все в таком духе, на разные лады.
Я минут пять терпела, потом не выдержала и оборвала ее:
– Может, хватит?
Однажды в бухгалтерию, где я работаю, вошел один из сотрудников и стал хамить бухгалтеру из-за каких-то полутора рублей, которые в наше-то время уже и вообще не деньги. Оказалось, что бухгалтер что-то забыла и перевела эти деньги ему на книжку, вместо того, чтобы выплатить вместе с зарплатой. Из-за такой ерунды он орал на нес, стучал кулаком и закончил свою тираду словами:
– Я – профессор! Я – заведующий кафедрой!
Повернувшись к нему и глядя ему прямо в лицо, я сказала:
– Ну, надо же. А я уж подумала, что Вы – грузчик.
А в этом рассказе эмоциональность ЭСЭ выражается в неумении скрыть свое возмущение, если он сталкивается с явной несправедливостью.
Одна наша однокурсница рано вышла замуж, уже на четвертом курсе она – мать двоих детей, сына и дочери. Ее муж – аспирант, говорят, очень талантливый молодой человек. "Обожаю умных мужиков", – часто слышим мы от нее. Похоже, что это ее обожание распространяется не только на мужа. Она довольно кокетлива и чем-то напоминает лисичку: походка ее немного виляющая, она как будто хвостиком заметает следы. Редкого мужчину она обойдет вниманием, флиртует направо и налево, строит глазки даже преподавателям, явно добиваясь снисходительного отношения к себе на зачетах.
Она часто приходит к нам в комнату поделиться своими переживаниями, похвастаться своими победами. Есть у нее друзья среди коммерсантов, и среди медиков, и среди шоферов. На все случаи жизни она обеспечена их помощью, у нее не переводятся бананы, лимоны, сникерсы и прочие трофеи, которыми она изредка угощает и нас, но в основном – несет домой: "Кто же, кроме меня, обеспечит семью? У моего аспиранта, знаете, доходы таковы, что хорошо, если он самого себя сумеет прокормить!"
Увы, и такое бывает: уровень культуры и духовность – не последнее свойство характера, определяющее поведение человека, в том числе и ЭСЭ. Напомним еще раз: соционика определяет лишь структуру психики , а вот чем эта структура наполнена – вопрос уже не к соционике.
Этим летом, после особенно напряженной зимы, когда я пошла в отпуск и надеялась наконец-то отдохнуть, серьезно заболела моя дочь. Все ее тело в короткий срок покрылось гнойными волдырями, в течение 3 недель температура не опускалась ниже 39 градусов. Девочка почти не спала от боли, иногда бредила. Каждое утро мне приходилось отмачивать и отдирать от ее тела кроваво-гнойное белье, чтобы надеть чистое. И тут еще, как это часто бывает, у нас отключили горячую воду, поэтому стирка, мытье, приготовление еды – все потребовало дополнительных усилий. Где-то на 15-й день такой жизни, в условиях непрерывного стресса и практического отсутствия сна, я стала серьезно думать о самоубийстве – вскрытие вен в ванной казалось мне самым желанным выходом из этого кошмара…
Тут было, однако, серьезное препятствие. Осуществление моего плана было бы возможным только в том случае, если бы я могла лечь в чистую ванну с теплой прозрачной водой. Ванна же была грязной, вымыть ее было трудно, да и налить теплую воду – тоже. Именно это обстоятельство и остановило меня.
Как будто уловив мои мысли, неожиданно о самоубийстве стала говорить моя дочь… Это вернуло мне здравый рассудок. Найдя подходящий случай, я с улыбкой рассказала дочери о своих размышлениях на ту же тему и, рассмеявшись, закончила: "Придется отложить с самоубийством, пока дадут горячую воду!"
Через несколько дней кризис миновал, девочка поправилась и сейчас уже обо всем забыла. Сегодня прогуляла со своим парнем всю ночь и вернулась только утром, но это – уже совсем другая проблема.
Даже в такой тяжелой обстановке ЭСЭ не может обойтись без эстетики. Умереть можно себе позволить только в том случае, если это будет красиво выглядеть. Эстет он и есть эстет.
Труднее всего мне пришлось, когда я преподавала математику в 5 – 6-х классах школы. Чтобы сделать уроки интересными и разнообразными, я придумывала все новые и новые способы обучения. Я всегда опасалась, что, справившись с задачей, ученик заскучает, и поэтому, как только он поднимал голову от тетради – тут же выдавала ему открытку с каким-нибудь шутливым вопросом из области математики. А открытку старалась выбрать очень красивую, да еще и текст разрисовывала на разные лады, чтобы все это выглядело приятно и забавно.
Скоро мои ребята привыкли к урокам такого рода. Им это очень нравилось, они всякий раз ждали от меня все новых и новых приемов, но не могла же я до бесконечности изобретать для них что-то новое! Я уж и так совершенно запустила свое домашнее хозяйство, кастрюли на кухне заросли грязью, совсем перестала заботиться о муже и детях. Однажды дошла до того, что появилась в школе в сапогах от разных пар. Хорошо, что у меня в учительской были туфли, в которые можно было переобуться…
Надо отдать должное нашему директору: он был ко мне очень внимателен. Однажды пригласил меня в кабинет и сказал:
– Все, хватит, Вы должны отдохнуть. Завтра я сам проведу все Ваши уроки, а Вы лучше посидите пока дома и придите ка в себя!
Вообще, я заметила, что меня всегда и везде хорошо встречают, я быстро устанавливаю контакт с людьми и тут же стараюсь взять на себя как можно больше обязанностей. Но при этом требовать от других я не умею, и постепенно все садятся мне на шею – школьники, муж, мои собственные дети. В один прекрасный момент я чувствую, что нет больше моих сил, я задавлена так, что это уже невыносимо, и взрываюсь.
Этот рассказ иллюстрирует действие двух функций: преподаватель старается, чтобы ее ученикам было приятно изучать такой, казалось бы, сухой предмет, как математика (БС – 2-й канал), но, не умея рационально действовать (ЧЛ – 4-й канал), она явно переутомляется.
14 лет перед пенсией она работала в химической лаборатории, занималась синтезом, работа проходила в три смены – ночь и день, – все перепутывалось. Ни премий, ни доплат за сверхурочную работу и ночные смены ей часто не платили. Сотрудники догадывались, что эти доплаты оформляет на себя начальница, но почему-то молчали.
Однажды, после бессонной ночи, отработав смену, утром она передавала синтезированное вещество заказчику. И тут выяснилось, что вся ее работа проделана напрасно – в сопроводительной инструкции по синтезу неправильно указали температуру. Ее возмущению не было границ – была загроблена масса реактивов, денег, труда. Вот тут-то она сразу высказала все, что накопилось в душе, в том числе и в адрес начальницы, – об организации труда и распределении заработной платы. Не смогла удержаться и от нецензурных выражений. Затем ушла, хлопнув дверью, и подала заявление об увольнении, хотя ей это было в тот момент в высшей степени невыгодно – пенсия у нее оказалась маленькая. И, словно нарочно, после этого скандала всем оставшимся сотрудницам была повышена зарплата – событие, которого безуспешно ждали целый год.
Несмотря на стремление быть полезным и приятным людям, ЭСЭ не дает себя в обиду. Но, конечно, при этом его эмоциональность часто опережает рассудительность, что и приводит к ситуации, описанной выше.
Во время службы в армии мне пришло известие, что мою маму арестовали и посадили в тюрьму – это были 30-е годы. От этого известия я упал в обморок, потом долго болел. После демобилизации вернулся "домой" – из квартиры нас выселили, сестра работала в женском общежитии уборщицей, там она и жила. Мне некуда было деваться, но комендант оказалась доброй женщиной и пустила меня в общежитие, там я жил в комнате с сестрой и ее подругами. Приходил ночевать как можно позже, чтобы не мешать им, уходил, когда они еще спали. А что было делать? Так целый год и прожил.
Потом я женился и перешел к жене. Жила она в одной комнате со своими родителями, комната всего 11 квадратных метров, темная, окно выходило в глухой двор. Потом у нас еще и двое детей родились. Мы так вшестером там и жили – целых 20 лет. И что удивительно, мы никогда не ссорились, ни в моем родительском доме – а нас у матери было семеро детей (я младший), – ни потом, в этой коммуналке. Меня уже тогда выбрали старостой, чтобы я наводил порядок. Если жильцы были чем-то недовольны, я старался сделать так, чтобы все уладить миром. Например, часто возникали споры из-за света: кто-то уедет, скажем, на неделю и потом говорит, что свет не жег, почему должен платить, как все? Я тогда возьму и уменьшу ему плату на 5 копеек, там ведь копеечные оплаты-то были, и человек доволен, что его уважили…
Когда я женился, сразу пошел на курсы, стал механизатором широкого профиля и шофером, неплохо зарабатывал, а через 19 лет работы на стройке дали 3 комнатную квартиру. Теперь еще я и участок с домом приобрел. Мне там так нравится! Но без людей – никак не могу. Если кто мне укажет, что я делаю неправильно, – никогда не обижусь, спорить не буду. Но за справедливость – полезу на рожон!
Сейчас я – ответственный по участкам в садоводстве, многие мне дают заказ на машину с удобрениями, торфом… Я договариваюсь с шофером, и он привозит, я ему деньги от заказчика передаю, он мне говорит: "Что же ты, Михалыч, все мне отдаешь, оставь себе хоть пару рублей!" А я думаю так: придет старушка, увидит, что у нее под оградкой заказанный торф уж готовый лежит, она тут же ко мне пойдет да спасибо скажет, а мне и в радость, я и доволен. А эти 2 рубля – ну, если уж от чистого сердца, то возьму, а если пожалеешь – не надо мне твоих денег, все одно, почую я своим худым сердцем, ежели это не по доброте.
Не правда ли, достоин глубокого уважения герой этого повествования? Свою объективно очень тяжелую жизнь он не драматизирует, в его рассказе нет никакой рисовки, герой не ищет сочувствия и жалости (двадцать лет вшестером в одиннадцатиметровой комнате – только по одному этому поводу можно было бы рассказать что-нибудь душераздирающее) , а просто и спокойно повествует о своей жизненной позиции. Это одна из наиболее привлекательных черт характера, присущая многим представителям ЭСЭ.