ГОЛУБЕВА

ГОЛУБЕВА Эра Александровна (р. 1927) — российский психолог, психофизиолог, специалист в области дифференциальной психофизиологии, психологии индивидуальности, способностей и склонностей. Д-р психологических наук (1976), профессор (1981). Ученица Е.И. Бойко и Е.Н. Соколова. Закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1952) и аспирантуру кафедры психологии МГУ (1955). С 1958 г. по настоящее время работает в ПИ РАО.

Занималась исследованием природных основ индивидуальных различий в лаборатории Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына. После трагической гибели В.Д. Небылицына в 1972 г. возглавила группу, в которой продолжали изучаться проблемы функциональных состояний человека в связи с типологическими свойствами нервной системы, в том числе исследование типологических свойств нервной системы — как задатков индивидуальных особенностей памяти человека.

Проблема реального содержания понятия "задатки" оставалась во многом невыясненной, что было обусловлено отсутствием систематического сопоставления показателей типологических свойств нервной системы и характеристик различных способностей. Разделяя мнение Б.М. Теплова о том, что объединение этих подходов является особой научной задачей, Г. и ее сотрудники занимались комплексным исследованием этой проблемы. Для изучения взаимосвязи способностей и их задатков (в частности, применительно к индивидуальным различиям памяти, языковых способностей и др.) были объединены параметры физиологических, психологических и поведенческих характеристик испытуемых на основе синтеза методов дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Были разработаны специальные электрофизиологические методики, направленные на диагностику типологических свойств нервной системы. Г принадлежала идея выделения в электроэнцефалографических методиках безусловнорефлекторных компонентов как наиболее адекватно отражающих природную основу индивидуальных различий. Развитие этой идеи привело к выявлению и обоснованию нового типологического свойства НС — активированности.

Результаты этой работы были обобщены в докт. дис. &quot

;Электрофизиологическое изучение свойств нервной системы и некоторые индивидуальные особенности памяти человека", защищенной в 1975 г. Под руководством Г. были проведены экспериментальные исследования индивидуально-психологических различий и их природных предпосылок в мотивации, темпераменте, способностях и характере. Изучались общие (память и интеллект) и специальные (музыкальные, педагогические, языковые, математические, речевые) способности и соответствующие задатки в сопоставлении с успешностью обучения школьников и студентов.

Была предложена структура индивидуальности как целостной системы, подструктуры которой (мотивация, темперамент, способности, характер) связываются в единое целое через иерархию структурообразующих признаков — эмоциональность, активность, саморегуляцию и побуждения. На основе полученного эмпирического материала Г. была дана классификация способностей, учитывающая дифференциацию сфер человеческой деятельности — познание, общение, труд — в соответствии с чем выделяются познавательные, коммуникативные способности и работоспособность как категории дифференциально-физиологические и психологические. Целостный подход позволил дать обоснованное определение места способностей в структуре индивидуальности и обозначить содержательные линии их взаимодействия с темпераментом, характером, мотивацией. Многолетние исследования Г. отражены в монографиях: "Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование)", М., 1980; "Способности и склонности", в соавт., М., 1989; "Способности и индивидуальность", М., 1993; "Способности: К 100-летию Б.М. Теплова", в соавт., М., 1997.

Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

Оставьте комментарий