ГОФМАН Александр Бенционович (р. 1945) – российский социолог, специалист в области теории и истории социологии и социологии культуры. Окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института. Доктор социологических наук (1995).
В 1971-1976 – младший научный сотрудник Института социологических исследований АН СССР; в 1976-1989 – младший, старший, ведущий научный сотрудник Института технической эстетики ГКНТ; в 1989-1997 – ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. С 1997 – профессор кафедры теоретической социологии Высшей школы экономики – Госуниверситет.
В статье “Обычай как форма социальной регуляции” (1973, в соавторстве) Г. дал функционалистский теоретико-социологический анализ обычая как одной из разновидностей стереотипизированного социального поведения.
Обосновал различие трех видов участия социологии в развитии индустриального дизайна: 1) “социология дизайна”; 2) “социология в дизайне”; 3) “социология для дизайна”. Осуществил теоретический анализ трех специфических аспектов социально-типической потребности в бытовых вещах для целей проектирования предметной среды, аспектов, выступающих как стадии реализации этой потребности: 1) потребность-состояние; 2) потребность-стремление; 3) потребность-установка. Участвовал в разработке методик формирования ассортимента и проектирования различных групп товаров широкого потребления.
Г. исследовал социологическую теорию моды, основанную на выявлении в структуре этого явления следующих компонентов: 1) модных стандартов и объектов (“мод”); 2) “атрибутивных” ценностей моды (современности, диффузности, игры, демонстративности); 3) “денотативных” ценностей моды, состав которых в принципе может быть самым разным; 4) поведения участников моды.
В работе “Семь лекций по истории социологии” (1995) Г. обосновал критерии (онтологические, эпистемологические, этические, научно-организационные) отнесения тех или иных форм знания к социологии – в сочетании с парадигмальным подходом к истории социологии они позволяют адекватно представлять развитие социологической мысли, не проецируя на него какую-то одну “эталонную” теорию и, вместе с тем, не выходя за пределы собственно социологии. С точки зрения Г., социология исторически возникла как результат конвергенции, соединения в определенное время в определенной точке мирового культурного пространства четырех главных идей: 1) идеи общества; 2) идеи “естественного закона” применительно к обществу; 3) идеи общественного прогресса; 4) идеи метода. Г. показал историческое формирование этих идей, соединение которых означало переход социологии из фазы “предыстории” в фазу собственно ее истории. Отмеченные принципы и подходы были применены Г. к анализу социологических теорий Конта (см.), Маркса (см.), Дюркгейма (см.), Парето (см.), социал-дарвинистских и расово-антропологических концепций.
В переводе Г. и с его сопроводительными статьями и комментариями в России изданы произведения Э. Дюркгейма (см.), А. Бергсона и М. Мосса (см.).
Г. – автор более 100 научных работ, в том числе
“Мода и люди. Новые теории моды и модного поведения” (1994) и др.