ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (греч. hypostasis – сущность, субстанция) – 1) рассмотрение абстрактных объектов, не обладающих временным и пространственным онтологическими статусами, в качестве непосредственных объектов человеческого мышления. Вневременность и внепространственность гипостазированных объектов отличает их от эмпирических объектов внешнего мира, обладающих пространственно-временными характеристиками. Г. есть процесс осмысления в заданной системе категорий объекта рефлексии, наделенного исключительным, несвойственным ему статусом (например, понятие “число” в пифагореизме, “диалог” в философии Левинаса и др.); 2) логико-семантическая ошибка, связанная с неправильным употреблением так называемых “мнимых” имен или ономатоидов (греч. “онома” – имя, “ономатоид” – нечто похожее на имя), не обозначающих конкретные объекты (например, “справедливость”, “право”, “обязательство”, “равенство” и т.д. не являются именами конкретных предметов). Результатом признания мнимых имен в качестве действительных при одинаковом понимании существования их денотатов (см. Денотат) является Г. “мнимого” названия. Путем Г. создавалась, например, философия права, содержащая постулаты об идеальном правопорядке, совершенных нормах и т.д. Вторым источником логико-семантического Г. является платоновская интерпретация наименований, которые считаются общими не по названию, а общими по пониманию. Г. находится в зависимости от понимания смысла имени. Ситуации, в которых единичная интенция заменяется интенцией общей, являются контекстами Г. Именованиям общей интенции соответствуют не только отдельные объекты, т.е. десигнаты, но и общие абстрактные объекты, т.е. денотаты. Например, величина площади круга S=πR² зависит от иррационального числа π и может существовать только как гипостазированный объект.
С.В. Воробьёва