ГАБЕРЛИН

ГАБЕРЛИН (Haberlin) Пауль (1878—1960) — швейцарский философ, психолог и педагог. Магистр (1902). Д-р философии, профессор (1922). Изучал теологию, философию, психологию и педагогику. С 1903 г. преподавал в Базеле. В 1904—1908 гг. — директор Учительского ин-та в Крейлингене. В 1908—1922 — приват-доцент Бернского ун-та. С 1922 г. — профессор Базельского ун-та. Исследовал предмет психологии, вопросы поведения, характера психических свойств индивида и др. проблемы. В 1921 г. опубликовал программную книгу &quot

;Предмет психологии", в которой противопоставил естествознание (как науку о действительности) и психологию (как науку о символах). Предложил понимание психологии как единственной "постигающей науки", ориентированной на ощущение и постижение людьми самих себя как подлинной действительности. Сформулировал идеи о возможности, целесообразности и необходимости развития "антропологической психологии", ориентированной на постижение загадки человека и его действительной сущности. В 1925 г. в книге &quot

;Характер" изложил основы характерологии и проанализировал ее соотношение с психологией. Считал, что "элементарная психология" (как учение о главных моментах психической жизни, индивиде, поведении и бессознательном) противостоит "подлинной характерологии" (как бинарному учению о жизненном положении и жизненной установке). В опубликованных работах по философии, антропологии, педагогике, этике, эстетике, логике и др. изложил ряд психологических идей, ориентированных на постижение подлинного бытия людей.

Автор книг: "Основания философии Герберта Спенсера" (1908), "Наука и философия" (1910—1912, в 2 тт.), "Основной вопрос философии" (1914), "Символ в психологии и символ в искусстве" (1916), "Родители и ребенок" (1922), "Душа и влечение. Элементарная психология" (1924), "Загадка действительности" (1927), "Суггестия" (1927), "Сущность философии" (1934), "Руководство по психологии" (1937), "Натурфилософские размышления" (в 2-х тт., 1939—1940), "Человек. Основы философской антропологии" (1941) и др.

В.И. Овчаренко

Оставьте комментарий