Физкультурные занятия являются одной из основных форм организации двигательной деятельности ребенка в детском саду. Физкультурное занятие в зависимости от конкретных задач можно провести в следующих формах:
– традиционное (классическое) занятие, состоящее из вводно-подготовительной, основной и заключительной части;
– круговая тренировка;
– занятие тренировочного типа для отработки определенных движений или упражнений;
– комплексное занятие, объединенное одним игровым сюжетом и включающее задания по развитию речи и музыкальные номера;
– обучающее занятие, на котором разучиваются новые упражнения;
– занятия-соревнования, построенное на командных играх и играх-эстафетах;
– двигательные рассказы;
– сюжетно-игровые занятия;
– занятия ритмической гимнастикой;
– самостоятельное занятие по интересам;
– занятие с использованием тренажеров;
– контрольное занятие, направленное на выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения.
Алгоритм классического занятия по физической культуре в детском саду:
I. Вводная часть:
а) корригирующая ходьба;
б) различные виды ходьбы;
в) построения и перестроения;
г) повороты;
д) различные виды бега;
е) упражнения в равновесии.
II. Основная часть:
1. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них:
а) ритмические упражнения;
б) упражнения-имитации;
в) элементы йоги.
2. Основные виды движений:
а) метание;
б) лазание;
в) прыжки;
г) равновесие;
д) подвижная игра.
III. Заключительная часть:
а) различные виды ходьбы;
б) упражнения на восстановление дыхания;
в) малоподвижные развивающие игры;
г) игры на развитие творческого воображения;
д) телесно-тренировочные упражнения;
е) дыхательные упражнения с элементами йоги;
ж) хоровод.
Предлагаю конспекты сюжетно-игровых занятий для младшего и среднего дошкольного возраста.
План-конспект
сюжетно-игрового занятия по физкультуре
«В гостях у бабушки»
во второй младшей группе
Программное содержание: Продолжать учить ходить по ограниченной площади опоры, сохраняя устойчивое равновесие; упражнять в прокатывании мяча друг другу, энергично его отталкивая; в подпрыгивании на месте, приземляясь на полусогнутые ноги. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, живущих в деревне. Воспитывать желание заниматься физкультурой, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: круговая веревка, мячи и обручи на ? группы детей, маска-шапочка наседки.
I. Построение в шеренгу – «Сегодня мы поедем в гости к бабушке в деревню».
Перестроение в колонну по одному поворотом направо.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на носках, руки на пояс
Ходьба, бег в колонне по одному – «Поедем в гости к бабушке».
Ходьба с высоким подниманием колен – «Поехали на лошадке».
Ходьба по кругу.
Построение в круг.
II. ОРУ «Кто живет у бабушки?»
1. Курочки машут крыльями. И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены. 1 – поднять руки вверх, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.
2. Гуси шипят: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон вперед, локти отвести назад, 2 – и.п., 3-4 то же. 4-5 раз
3. Котятки потягиваются. И.п.: стоя на четвереньках. 1 – округлить спинку, 2 – прогнуть спинку, и.п., 3-4 то же. 4-5 раз.
4. Щенки играют. И.п.: лежа на спине. 1,2,3,4 – быстро двигать руками и ногами.
5. Воробушки прыгают. Прыжки в чередовании с ходьбой на месте.
Перестроение в колонну по одному.
Основные виды движений: «Поможем бабушке в огороде»
1. «Идем по огороду» – ходьба по извилистой дорожке (ширина 20 см, длина 3 м).
2. «Собираем арбузы» – прокатывание мяча двумя руками друг другу (расстояние 1,5 м).
3. «Собираем груши» – прыжки на всей ступне с подниманием на носки.
Подвижная игра «Наседка и цыплята».
III. Игровое упражнение «Шалтай-Болтай».
Подведение итогов занятия
План-конспект
сюжетно-игрового занятия по физкультуре
«Зверюшки, навострите ушки!»
в средней группе
Программное содержание: Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Учить сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной площади опоры, закреплять умение ползать по скамейке, опираясь на ладони и колени, повторить прыжки с продвижением вперед. Упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног, учить ходить и бегать ритмично. Формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие. Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве зала. Воспитывать самостоятельность, творчество, интерес к занятиям физкультурой, дружеские взаимоотношения, любовь к животному миру. Закреплять знания детей о живой природе, учить в движениях подражать повадкам животных.
Оборудование: 4-5 конусов, 2 скамейки, 4-5 обручей, кубик высотой 10 см, маска-шапочка волка.
I. Построение в шеренгу.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем веселыми зверушками. А каких зверей вы знаете? (Ответы детей). Молодцы. Будем подражать их повадкам.
Итак, зверюшки, навострите ушки, слушайте внимательно. Сделаем все движения просто замечательно.
Перестроение в колонну по одному поворотом направо.
Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на носках, руки на пояс – «лисичка крадется», ходьба на внешней стороне стопы – «медведи идут вперевалочку» в чередовании с обычной ходьбой.
Прыжки с продвижением вперед – «зайки прыгают».
Ходьба, бег в колонне по одному – «волк бежит рысцой».
Ходьба, ходьба и бег змейкой между конусами – «змея ползет».
Построение в круг.
II. ОРУ «Вы готовы ли к зиме?»
– По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом.
Отвечайте, звери, мне:
Вы готовы ли к зиме?
1. Рукавицы для лисицы. И.п. стоя ноги на ширине ступни. 1 – вынести руки вперед, 2,3 – покрутить кистями, 4 – опустить. 5-6 раз.
– Да, ответили лисицы,
Мы связали рукавицы,
Рукавицы новые,
Теплые, пуховые.
2. Белка в дупле. И.п. – то же. 1 – подняться на носки, руки вверх, 2 – и.п. 5-6 раз.
– Смотрит белка из дупла:
Я орешков припасла.
Высоко мое дупло,
В нем и сухо, и тепло.
3. Бобры рубят дрова. И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки в замке. 1 – поднять руки вверх над головой, 2 – наклон вперед. 5-6 раз.
– Крикнул бобр медведю с речки:
Я колю дрова для печки,
Дай мне, Миша, только срок –
Из трубы пойдет дымок.
4. А у ежика – грибы. И.п. стоя ноги на ширине ступни, руки опущены. 1 – присесть, руки на пол, 2 – встать, и.п. 5-6 раз.
– Вылез ежик из листвы:
Про меня забыли вы?
Здесь в кустах моя избушка,
А в избе – грибов кадушка.
5. Подземный ход. И.п. лежа на животе, руками подпереть голову. 1-2-3-4 – болтать ногами вперед-назад.
– Ну а я, ответил крот,
Под землей устроил ход.
Там с детишками зимой
Будем чай мы пить семьей.
6. Валенки для заиньки. И.п. стоя, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой на месте.
– А у нас есть валенки,
Отвечали заиньки.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь!
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунет он
И увидит сладкий сон.
Ходьба в колонне по 1, перестроение в 2 звена.
ОВД:
1. Ходьба по скамейке, перешагивая через кубик, руки на поясе.
– Идет лиса по мостику,
Виляет рыжим хвостиком.
Прогулялась очень мило,
И предмет не уронила.
2. Ползание по скамейке на четвереньках.
– Мишка косолапый по лесу гуляет,
По бревнышку ловко он переползает. (ползание)
Чтобы спинке не болеть,
Здесь потянется медведь. (выпрямиться, подняв руки).
3. Прыжки из обруча в обруч.
– За морковкой в огород
Зайка прыгает вперед.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
III. Игровое упражнение «Ежик».
– Ежик свернулся в клубок и снова развернулся.
Игровое упражнение «Барсук» ( релаксация).
– Вот барсук, лентяй изрядный
Крепко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Построение в колонну по 1. Подведение итогов занятия.