ФИЛОНОВ

ФИЛОНОВ Лев Борисович (р. 1925) — российский психолог, специалист в области социальной и юридической психологии. Доктор психологических наук (1986), профессор (1989). Заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного педагогического института (1986—90) и кафедрой психологии Университета Российской Академии Образования (1992—94). Награжден 6 правительственными наградами за участие в Великой Отечественной войне.

Окончил Казанский юридический институт (1949), а затем отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета (1954). В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объекта". Зависимость, установленная в исследовании, получила название "феномена Филонова". В 1986 г. защитил докторскую диссертацию на тему: "Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения".

Является автором "методики контактного взаимодействия" (Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982), которая легла в основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами. Один из первых разработчиков учебных курсов по юридической психологии (Юридическая психология; Тренинг контактного взаимодействия: Учебно-методические программы // Сборник учебно-методических программ. МГУ, 1998).

С 1992 г. Ф. заведует лабораторией психологической антропологии Российского института культурологии, где руководил исследованиями по 3 направлениям: методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению девиации и девиантности. Методологическое направление было посвящено решению закономерностей оперирования признаками и показателями.

В русле этого направления исследовались возможности применения комплекса методик для изучения индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов экспериментов. Коммуникационное направление соотносилось с концепцией девиационной природы изменчивости и с практикой применения контакта.

Результаты используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и установления доверительных отношений. Была выявлена стадиальная природа развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и формированием асоциальных качеств личности. С 2002 г. Ф. продолжает исследование проблем психологической антропологии на кафедре социальной психологии

Московского государственного социального университета. С 2004 г. возглавляет секцию психологической антропологии в Московском отделении Российского психологического общества. Под руководством Ф. защищено 23 кандидатские и 4 докторские диссертации. Он автор 155 публикаций, в том числе монографий и учебных пособий: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ, 1979; Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981;

Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992. Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003.

Е.А. Петрова

Оставьте комментарий