ФАРБЕР

ФАРБЕР Дебора Ароновна (р. 1924 г.) — российский физиолог и психолог, д-р биологических наук (1968), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1989), д. чл. РАО (1992). С 1993 г. — член Президиума РАО. Зав лабораторией НИИ физиологии детей и подростков (1964—1993). Гл. н. с. Института возрастной физиологии РАО (с 1993). Окончив биологический фак-т МГУ им. М.В.

Ломоносова по специальности физиология животных (1947), работала в токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР (1947—1949). С 1949 г. зав. виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1954 г. Ф. — ассистент кафедры анатомии и физиологии Белорусской сельскохозяйственной академии. С 1956 г. — м.н.с. Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1957 г. защитила канд. дис. на тему &quot

;Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора" и поступила на работу в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР. С 1964 г. зав. лабораторией НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). В 1966 г. защитила докт. дис. "Электрическая активность мозга в раннем онтогенезе". С 1978 по 1990 г. руководила комплексной программой исследований по проблеме "Физиология развития детей". Основные работы Ф. посвящены исследованию функционального развития мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а также изучению нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих формирование когнитивных процессов.

Результаты этих исследований отражены в монографиях: "Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе", М., 1969; "Электроэнцефалограмма детей и подростков", в соавт., М., 1972; "Сенсорные механизмы развивающегося мозга", М., 1977; "Физиология подростка", М., 1988; "Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга", М., 1995.

Полученные в исследованиях факты позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга, характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей Ф. были разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно и адекватно учитывающих физиологические и психофизиологические особенности детей. Является совм. с М.М. Безруких автором словаря "Психофизиология" (2004) в составе "Психологического лексикона" (под общ. ред. А.В. Петровского).

А.Н. Коновалов, Т.Д. Марцинковская

Оставьте комментарий