ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ – одна из форм эксперимента (см.), проводится в специально подготовленном помещении (лаборатории) с целью максимально ограничить влияние возможных посторонних факторов на участников эксперимента. Основными требованиями при проведении Э.Л. являются: устранение действия посторонних факторов и рандомизация (см.) распределения участников по группам. Удовлетворить этим требованиям легче всего, проведя эксперимент в лабораторных условиях. В лаборатории все параметры внешней среды остаются постоянными и исследователь уверен, что, по крайней мере, среда не оказала влияния на результаты эксперимента. Кроме того, у исследователя есть возможность должным образом сформировать контрольную и экспериментальную группы (или предъявить экспериментальные условия).
>При проведении Э.Л. есть опасность того, что лабораторные условия так существенно влияют на людей, что обобщение результатов на другие ситуации невозможно. “Ради науки” люди способны проделывать в лаборатории то, что никогда бы не сделали в других ситуациях. Так, в 1962 в серии экспериментов по гипнозу американский ученый Орни решил сконструировать бессмысленную задачу, которую незагипнотезированный человек либо должен сразу отказаться выполнять, либо выполнять недолго. В качестве задачи участникам Э.Л. предложили складывать огромное количество двухзначных чисел. После пяти с половиной часов (!) экспериментатор сдался, так как испытуемые продолжали методично выполнять задание.
Орни не помогло и придуманное на ходу условие, что каждый использованный лист с числами должен быть порван не менее чем на 32 части. Очевидно, что вне лаборатории человек никогда бы не стал выполнять такую работу. Орни предлагал использовать в Э.Л. так называемую квази-контрольную группу, т.е. людей, посвященных в цели Э.Л. и играющих роль излишне “хороших” испытуемых. Их роль состоит в том, чтобы поделится впечатлениями, как условия Э.Л. могут изменить стиль их поведения.
>Еще одной распространенной процедурой при проведении Э.Л. является проведение симулирующих экспериментов (испытуемых просят действовать так, как если бы они находились в экспериментальных условиях) с целью удостовериться, что для проявления нужного эффекта одного желания испытуемых будет мало, а требуется предъявление экспериментального условия.
А.П. Репеко