Описание родственных отношений Дюма и Габена от Веры Стратиевской
Дюма – Габен
Программа социотипов — аспект сенсорики ощущений, уровень ЭГО, канал 1 — 1.
Кажущаяся общность программ оборачивается некоторой разностью в методах её реализаций, не говоря уже, что по самой программе между партнёрами возникает немало столкновений. Причина: качественная характеристика каждой из программ. И не только её, так называемое, “наполнение” (этическое у Дюма и логическое у Габена), — в данном случае мы имеем дело с самыми разными спектрами ощущений, с различными эстетическими и гармоническими критериями, с различными составляющими этих гармоний.
У каждого из партнёров своё представление о красоте, о вкусе, о сексе, об эстетике, об организации пространства…
— Но о вкусах не спорят…
— В этой диаде спорят, поскольку здесь уже задеты программные позиции мироощущения каждого из партнёров и каждый из них будет отстаивать свою точку зрения до победного конца. Любая сфера взаимодействия по программному аспекту вызовет у них разногласия, любая общность для них может обернуться конфронтацией…
— Допустим они сообща готовят обед — это наиболее типичная ситуация, что тогда?
— У Габена моментально возникнут технологические придирки к кухне Дюма. Даже, если он будет ею доволен, возникнет непременное соперничество по программам: Габену непременно захочется доказать, что всё то же самое он умеет делать лучше, готовит вкуснее, практичнее, рациональнее, технологичнее. Он начнёт придираться к кухне Дюма, выговаривать ему за то, что тот выпаривает – выжаривает все витамины, готовит слишком калорийно, слишком искажает естественный вкус продуктов… Придирок может быть бесконечное множество и все они могут быть и уместны, и правомочны. И в то же время они будут чрезвычайно обидны для Дюма.
Габен — сенсорик четвёртой квадры, он всегда ратует за технологичность и экологичность способов обработки пищи. Кухня Дюма ему покажется извращённой, нездоровой, чрезмерно усложнённой. Его будет раздражать и то, что процесс приготовления пищи у Дюма занимает слишком много времени, и то как он плохо и нерационально организован. Габен не преминет щегольнуть своей практичностью и изобретательностью, (аспект деловой логики находится у него на выгодных позициях, творческой функции); поэтому и поступки, и методики Дюма покажутся ему непродуманными и нецелесообразными. Каждый такой поступок он и обсмеёт и раскритикует.
Сам того не подозревая, Габен, из одной только высокомерной бравады, из стремления представить свои кулинарные способности в самом выгодном свете, из невинного желания подшутить, подзадорить Дюма, “ударит” его в самую болевую точку — в аспект деловой логики. (У Дюма он находится на позициях мобилизационной функции, это его “зона страха”. В эту “зону” Дюма никого не подпускает и тщательно её оберегает). Дюма действительно нерационален и неметодичен; он про себя это знает и очень этого стесняется. Поэтому и всякого рода технологические и методические придирки воспринимает болезненно, поэтому и “подколки” Габена, пусть даже доброжелательные будут дводить его до белого каления…
— И как же Дюма отреагирует на критику?
— Более чем эмоционально! И здесь уже Габену не поздоровится. Аспект этики эмоций — его болевая точка.
— Дюма бывает невоздержан в проявлении эмоций?
— Он бывает “творчески невоздержан”. Дюма может и охладить эмоциями, может и распалить, и окатить ими как ушатом грязи — в этом и проявляется его эмоциональное “творчество” (на бытовом уровне). Он может “поместить” партнёра в условия определённого эмоционального режима (упрёков, претензий, истерик, грубости, хамства, скандалов, эмоциональных атак) и будет “мариновать” его в этом “режиме” до тех пор, пока тот не станет уступчивее и сговорчивее.
Габен, в условиях такой “обработки” испытает чудовищный психологический дискомфорт, ему покажется, что над ним издеваются самым изощренным способом. И он непременно постарается прекратить общение, (хотя бы временно!) улизнуть, позабыть об этом эпизоде, залечить свои душевные раны…
— Допустим, совместный кулинарный опыт неудачен. Но есть и другие сферы, где они могут проявить себя. Они оба эстеты, почему бы им вместе не оформить интерьер, организовывать пространство? Или на этой почве у них тоже возникнут разногласия?..
— Непременно! И опять же, по поводу практичности и рациональности. (Габен не может не обсуждать эту тему!). Ему всегда будет тесно, неуютно и неудобно в пространстве, организованным Дюма. Оно ему покажется загромождённым и захламлённым. Габен стремится выбрасывать лишние вещи, а Дюма, как назло, их накапливает, и по этому поводу у них постоянно будут возникать не то что споры, а конфликты, доходящие до драки: “Ах тебе мешают мои старые туфли?! А мне мешают твои железки, которые ты неизвестно с какой помойки принёс!” Габен тоже может собирать всякие полезные (как он считает!) в хозяйстве вещи и будет их складывать по углам, надеясь со временем собрать из них что-то нужное. Дюма же эти “железки” будут раздражать. И всякий раз, когда Габен посягнёт на какую-нибудь допотопную рухлядь Дюма, тот коршуном налетит на его недостроенную “механику” Габена, (“машину времени” или “вечный двигатель”, Габены часто замахиваются на дерзкие проекты), и пригрозит всю эту “рухлядь” выбросить на помойку…
— Но вернёмся к их эстетическим общностям — ведь должно же их что -то сближать! Допустим, в доме порядок, покой, уют…
— И этот “уют” тоже будет раздражать Габена, особенно изобилие мелких декоративных дополнений, которыми Дюма любит украшать свой быт. Пестрота статуэток, картинок или фотографий, развешенных по стенам Габена нервирует.
Дюма любит коврики – салфеточки, Габен их терпеть не может, Дюма предпочитает громоздкую, старинную мебель затейливых форм, Габен настаивает на компактной, а ещё лучше, встроенной мебели, считая, что пространство должно быть свободным, незагромождённым. Габену необходимо обилие света и воздуха. (Представители четвёртой квадры всегда боятся пространственных ограничений, боятся ущемления своего субъективного пространства. Им всегда недостаёт простора, воздуха. Поэтому даже самое крошечное пространство Габен старается организовать так, что оно будет выглядеть просторным…
— Получается, что одному из них в этом доме всегда будет и тесно, и неуютно.
— Скорее всего, Габену. Его сенсорная программа сводится к минимизации ощущений дискомфорта (сенсоика ощущений со знаком минус), а программа Дюма — максимализация сенсорных удовольствий, (сенсорика ощущений со знаком плюс). По эстетике Дюма, чем больше удовольствия, тем лучше. (Если уж кровать, так во всю комнату, если уж стол, так от стенки до стенки. Если уж закупать продукты, так полный холодильник). Неудивительно, что и первое столкновение между ними, первое расхождение их программ возникает на почве сенсорного перенасыщения. Габена возмущает неумеренность Дюма, он противник любого пресыщения: и визуального, и пространственного, и вкусового, и сексуального…
— А здесь уже мы подходим к вопросу этики сексуальных отношений.
— Точнее, к вопросу этики эмоций. Сексуальное пресыщение эмоционально расхолаживает Габена, (который, как мы знаем, эмоциями и так не блещет). И это обстоятельство особенно обижает Дюма, предпочитающего манипулировать и своим, и чужим настроением. Всё, что ни делает Дюма, он делает “под настроение”, для “создания настроения”, для поднятия эмоционального тонуса.
В любом деле, касающемся получения удовольствий, Дюма сам предпочитает определять меру. Это касается и еды, и секса, и отдыха, и развлечений. И тут Габен ему сбивает все карты. Только Дюма разохотился, только вошёл во вкус — ан, глядишь, праздник и закончился: Габен уже пресыщен и собирается исчезнуть на неопределённое время и в неопределённом направлении. (Свойство Габена сбегать “средь шумного бала”, “по-английски, не прощаясь”, кому угодно испортит настроение, а тем более Дюма, который в устройство каждого “бала” вкладывал всю душу и предполагает получить и какую-то отдачу от партнёра).
Так что, и здесь каждый “перетягивает одеяло на себя”: Габен стремится оставить Дюма чуть-чуть неудовлетворённым (и сенсорно, и этически). Это и его способ выстраивать “стратегию отношений”, и часть его этической интриги — его способ завлекать партнёра, (рассчитанный на его дуала Гексли, непостоянного и переменчивого в своих интересах “Дон-Жуана”). Габену всегда нужно уйти именно тогда, когда его партнёр больше всего заинтересован в том, чтобы он остался — на это “работает” и нормативная интуиция времени Габена, и его наблюдательная волевая сенсорика. (Габену нужно дважды преодолеть сопротивление партнёра: первый раз, чтобы добиться желаемого сближения — физического, этического, сексуального, — второй раз, чтобы добиться желаемого отдаления. Первый раз он стремится насытить свою сенсорную программу и получить желаемое удовольствие. Второй раз он преодолевает сопротивление партнёра, намеренно отдаляясь от него. Опасаясь пресытиться им эмоционально или сенсорно, боясь усложнить отношения этически. Габен старается не связывать себя моральными обязательствами, опасаясь сделать отношения слишком статичными и невозможными для дальнейшего развития. Уходя, Габен всегда оставляет за собой “открытую дверь”, оставляет за собой право вернуться в любой момент. Поэтому ему очень важно интуитивно сбалансировать свой “уход”, выбрать для этого правильное время. Габену нужно уйти, чтобы снова вернуть и вернуться, чтобы снова уйти. Стратегия его отношений с партнёром строится на этом интуитивном балансе. И здесь ему важен не только интуитивный расчёт или дальновидность, но и умение проявить свою волю, способность сломить сопротивление партнёра. И вот здесь между ним и Дюма начинается противоборство по наблюдательным функциям, по аспекту волевой сенсорики. (Уровень ИД, канал 7 — 7)
Так уж получилось, что в этой диаде взаимодействую два стратега и оба — программные сенсорики. Каждый, по – своему, фанат наслаждений и у каждого свой стратегический расчёт: подчинить партнёра своей системе удовольствий.
— Это что же, прагматизм? в родственных отношениях?
— Скорее, своего рода “душевность”, котора ввиду волевого противостояния партнёров принимает несколько уродливые формы. Симпатия, возникшая на начальном этапе общения (ввиду общности их интересов), сменяется взаимными обидами, разочарованием и перерастает в ненависть. Но программное сенсорное противоборство обязательно включает в себя и противостояние стратегическое. (Это происходит и в этой диаде, и в диаде Жуков — Цезарь, где также взаимодействуют два программных сенсорика, два стратега).
— Так что же им нужно друг от друга?..
— Прежде всего дополнения. Дюма заинтересован в альянсе с Габеном, он видит в этом много для себя позитивного. Габен эстет, (и Дюма его за это уважает), Габен — умелец на все руки, (качество высоко ценимое Дюма); спокойный, домовитый, — чем не партнёр?
Взяв установку “захороводить” Габена любой ценой Дюма начинает расставлять свои “стратегические ловушки”: он обхаживает Габена и сенсорно, и этически; демонстративно благодушествует и этим Габена активизирует этически. ( Аспект этики отношений у Габена — активационная функция, у Дюма демонстративная).
Демонстративная доброжелательность Дюма доставляет удовольствие Габену на самом начальном этапе их отношений (до тех пор, пока он ею не пресыщается).
Сактивизировавшись по этике отношений, Габен проявляет себя интересным собеседником, остроумным рассказчиком, эрудитом — то есть “работает” по своей демонстративной логике соотношений, (которая уже активизирует Дюма, взаимодействие по уровням ИД — СУПЕРИД, по каналам 8 — 6, 6 — 8.) Попутно Габен может оказать и посильную помощь по своему творческому аспекту, по деловой логике, — может что – то починить, решить какие – то бытовые проблемы…
— Ну, вот же они прекрасно общаются!..
— Но недолго — наступает перегрев по активационным функциям, который сменяется расхолаживанием и инертностью: Габену демонстративное прекраснодушие Дюма начинает казаться небескорыстным; Дюма показушная логичность Габена начинает казаться пустословием и демагогией. Параллельно с этим начинает проявляться противостояние по сенсорным аспектам, которое подсознательно отмечается ими обоими, и их обоих настораживает. Каждый подумывает: а что ему от меня нужно? а какая у него конечная цель? Эта подозрительность сообщает неловкость их взаимоотношениям. И вот уже Габен чувствует дискомфорт и хочет уйти (именно тогда, когда Дюма хочет, чтобы он остался). И тогда уже каждый начинает, как бы, “фонить” по аспекту волевой сенсорики”…
— Это ещё что такое?! — пугается Читатель.
— Это состояние сенсорного перенапряжения и дискомфорта, создаваемого представителями этих социотипов. (Такой “сенсорный фон” характерен только для них, и только для их “сенсорного блока”. Напряжение по волевой сенсорике сопровождается у них неприятным, негативным “фоном” по сенсорике ощущений: каждый как бы напрягается до судорог, проявляя болезненное раздражение мимикой, движениями, жестами, голосом, интонациями… Каждый из них как бы конденсирует некий энергетический заряд, который постоянно нарастает, готовый разрядится новым взрывом. (Это их беспредельное напряжение всегда неприятно наблюдать и нежелательно испытывать на себе! Тот, кто хоть один раз испытал, уже никогда этого не забудет).
— Это они “сшибаются лбами” в волевом противостоянии?..
— К сожалению. И орудием их волевого противостояния как раз и является это нестерпимо давящеее ощущение сенсорного дискомфорта, это плотное, до звона в ушах биоэнергетическое поле…
— Этот “инструмент” у них реализуется подсознательно…
— В расчёте на то чтобы “подавить” нормативную волевую сенсорику их дуалов — Дон – Кихота или Гексли; нацелен на то, чтобы сломить сопротивление этих двух “упрямцев”…
А в данном случае Габену и Дюма приходится направлять это оружие друг на друга. И они оба от этого страдают, оба испытывают жесточайший сенсорный дискомфорт, который воспринимается программной функцией каждого из них. И поэтому каждый из них осознаёт это противоборство и соответственно этому выстраивает свои отношения.
— То есть, эта их сенсорная неудовлетворённость, эта программная жажда удовольствия оборачивается у них волевым противоборством: не получаю добром, отберу силой!
— Взаимная сенсорная неудовлетворенность автоматически приводит к неудовлетворённости интуитивной: каждый из них попеременно то пугает, то разочаровывает, то настораживает друг друга, но в любом случае ничего хорошего от этого альянса они для себя уже не ждут. (Их нормативно развитая интуиция им это подсказывает).
По интуитивным аспектам у них постоянно возникают претензии друг к другу. Габена, например, раздражает медлительность Дюма, его разбросанность, неорганизованность. (Любую работу Дюма может растянуть на сколь угодно долгое время или забросить совсем.) Габена смешат и наивные прогнозы Дюма — то чрезмерно оптимистичные, то пессимистические. (Аспект интуиции времени.)
Дюма же, со своей стороны, не очень доверяет прогнозам Габена, быстро разуверяется в его обещаниях и возможностях. Не верит тому, что Габен рассказывает о своём прошлом и сомневается в его планах на будущее. Дюма сомневается в деловых качествах Габена, в его способности достичь каких – то значительных результатов. (Если Габен так легко разбрасывается тем, что имеет, он, (по мнению Дюма), никогда ничего не добьётся в жизни, ничего не наживёт). Габену неприятен приземлённый реализм Дюма, отсутствие полёта, фантазии, воображения. Ему неприятна замкнутость Дюма в узкосемейных интересах. Габену скучно с таким партнёром, Дюма ему становится неинтересен.
— Это разочарование случайно, ситуативно?
— Это разочарование закономерно, оно объясняется отсутствием поддержки по суггестивному аспекту обоих партнёров — по интуиции возможностей. Каждый из них подсознательно сориентирован на восторженного мечтателя, на человека с неистощимой фантазией и безграничным воображением (Дюма на Дон-Кихота, Габен на Гексли); и каждому из них становится скучно друг с другом, у каждого возникает ощущение безысходности и разочарования друг в друге. И тогда уже каждый из них выдвигает всевозможные придирки. Габен высмеивает интеллектуальную ограниченность Дюма. Дюма выставляет Габену этические претензии, упрекает его в отсутствии чуткости, душевности. И тогда уже начинается поединок на витальном уровне, по аспектам логики соотношений и этики отношений. (Уровни ИД — СУПЕРИД, каналы 6 — 8, 8 — 6.)
Подколками Габена, его снисходительной, “аристократической” иронией Дюма может слегка сактивзироваться, — если не сочтёт её для себя слишком обидной, (конфликт “аристократа” с “демократом”), — возможно начнёт расширять свой кругозор: наберёт книжек в библиотеке, запишется на какие – нибудь курсы, а потом сообразит, что всех нагрузок ему не потянуть, умнее всех он всё равно не будет, а глупее других он себя не чувствует, так что и энтузиазм его, недостаточно подпитанный всего лишь демонстративной логикой Габена, довольно быстро иссякнет.
То же произойдёт и с активизацией Габена по аспекту этики отношений. Демонстративные этические манипуляции Дюма возможно и произведут на него некоторое впечатления, возможно он даже захочет исправиться, стать образцовым семьянином, но и этих благих намерений хватит ненадолго. Дюма не сможет этически управлять Габеном так, как это творчески сделал бы Гексли. Его демонстративного прекраснодушия надолго не хватит. Он непременно переключится на свою творческую этику эмоций (ему так удобней). А это значит, что он опять будет досаждать Габену чрезмерной эмоциональностью, снова спровоцирует его на “исчезнование в неизвестном направлении”, и сам же останется неудовлетворённым и раздосадованным…