ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ МЕТОД

Двойной стимуляции метод [лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных] — метод исследования, основанный на том, что ребенку предлагаются внешние средства, которые могут использоваться им для решения поставленной перед ним задачи. При этом материал самой задачи образует первый ряд стимулов, а дополнительные стимулы-средства — второй ряд, откуда и происходит название метода. По мысли Л.С. Выготского, разработавшего Д. с. м., он моделирует процесс формирования высших психических функций человека. С помощью Д. с. м. были получены данные, характеризующие этот процесс следующим образом. На начальном этапе формирования внешнее средство не улучшает результатов, достигаемых ребенком, поскольку он еще не в состоянии его использовать.

На следующем этапе внешнее средство начинает все более значительно повышать результат выполнения действия. Это этап, определяемый как зона ближайшего развития соответствующего действия: оно уже может успешно выполняться ребенком в сотрудничестве со взрослым, снабжающим его внешними средствами, но еще не может успешно осуществляться им самостоятельно.

В дальнейшем эффективность выполнения действия с использованием внешних средств, достигнув максимума, перестает расти, зато начинает все более повышаться эффективность его выполнения при отсутствии таких средств. Это происходит благодаря тому, что у ребенка формируются внутренние психологические средства, и внешние средства постепенно перестают быть необходимы. Описанная закономерность получила название "параллелограмма развития", поскольку график, на котором одна линия отражает успешность действия с использованием внешних средств, а другая — успешность действия без их использования, имеет вид параллелограмма (сначала эти линии расходятся, а затем снова сближаются). Впоследствии на основе Д. с. м. был разработан один из наиболее эффективных методов психологии развития — формирующий эксперимент, в ходе которого ребенку не просто предлагаются внешние средства, но и проводится целенаправленная работа, обеспечивающая их интериоризацию.

А.Л. Венгер

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития

Оставьте комментарий