Достоевский (Рейнин)

Достоевский (Рейнин)

Квадральные признаки:

дельта-квадра; серьезный, рассудительный, аристократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), уступчивый, преду­смотрительный, индивидуалист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, статик, деклатим, позитивист, интуит, этик, стратег, конструктивный.

Описание по функциям:

I

Хорошо

(уровень организации личности)

 

Субъектная этика

Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

Зона уверенности — мое отношение к другим людям. Спектр эмоциональных реакций этого типа не­обычайно велик. Достоевский чувствует себя в этой сфере гораздо увереннее, чем другие. Ему доступны такие грани, нюансы и оттенки эмоций, о ко­торых представители других типов не имеют даже отдаленного представ­ления.

Что понимает, допустим, Жуков в эмоциональном мире Достоевского, что он может там понять, если в его психологическом пространстве этого просто нет? Люди зачастую живут в разных пространствах, которые не пересекаются нигде, кроме весьма узкой области конвенционального общения.

-I

Плохо

(минус-ценности)

 

Объектная этика

Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.

Игнорирование внешних отношений. У Достоевского, как и у Драйзера, есть этот момент.

Если человек специально занимается отношениями, он, конечно, лучше это видит, а если не занимается, то может не заметить каких-то отношений с другими людьми. И тогда возникают проблемы. Это, кстати, проблемы, которые возникают вдруг, неожиданно, как бы ни с того ни с сего. Иногда бывает, что Достоевский игнорирует внешние отношения демонстративно, ­надевая маску мизантропа. Внутренний мир — да, а вот сфера внешних отношений зачастую оказывается для Достоевского закрытой плотной завесой его собственных фантазий.

II

Надо

(уровень функционирования)

 

Объектная интуиция

Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

Как Ф. М. Достоевский писал свои романы? Он прежде всего создавал структуру, очень подробный план романа. На это уходило много времени, иногда месяцы. И дальше буквально в две-три недели он мог написать роман. Роман, в котором герои оживают и даже ведут себя не по плану, "своевольничают". Это и есть творческая функ­ция человека этого типа — объектная интуиция: Достоевский позволял "своеволие" своим героям, благодаря чему они действовали как живые люди, а не как схемы. Может быть, это и отличает классика: он чувствует, какое поведение естественно для человека того или иного типа, хотя и не знает типологии. Зато он хорошо знает людей и мир, в котором они живут. Ф. М. Достоевский в своих романах как раз препарирует, анализирует этот мир, стараясь понять, почему же он так негармоничен. Это ведь благодаря его роману древнее выражение "Красота спасет мир" стало крылатым.

Вполне естественно, что люди, у которых внешняя гармония является творческой функцией, становятся писателями, музыкантами, художниками.

-II

Не надо

(стереотипы поведения)

 

Субъектная интуиция

Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

Зона нормативов — целостность внутренней ситуации. Тут имеются два-три стандартных состояния, в которых человек бывает, и больше ему не надо. Бывает, однако, еще одно состояние, когда он уходит в глубокий "штопор". Это тоже одно из привычных состояний, которое время от времени появляется у людей этого типа. В такие моменты они практически отключаются от внешнего мира, плохо осознавая все происходящее вокруг.

III

Проблемы

(место наименьшего сопротивления)

 

Субъектная сенсорика

Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.

Самооценка — мои ощущения, связанные с сексом, самочувствием и пр. Часто люди этого типа ИМ работают врачами, психиатрами. Они внимательны, им очень важно здоровье. И, по всей видимости, работая с другими людьми, помогая другим людям, они тем самым решают и свои проблемы. Достоевский часто выглядит больным, так как у него защита третьей функции обычно осуществляется "в минус". Бывает, человек этого типа производит впечатление тяжело, а возможно, неизлечимо больного. Однако при этом он активно занимается своим здоровьем. Наличие полноценной сексуальной жизни — также повод для хорошего отношения к себе.

-III

Решения

(защита самооценки)

 

Объектная сенсорика

Это форма, действие, движение, поступок, внеш­ность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж.

Решение проблем — внешняя форма, действие. Если есть проблемы со здоровьем, значит надо что-то делать, как-то лечиться… Что-то заваривать, что-то прикладывать, заниматься физкультурой. Даже будучи далеки от медицины, они обладают, как правило, обширной информацией в этой области.

IV

Хочу

(суггестивная)

 

Объектная логика

Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.

Это тип, который суггестируется через факт, знание. "Хочу знать, как на самом деле. Дайте мне цифры". Им легко манипулируют другие люди, предъявляя "объективные" данные.

С другой стороны, когда Достоевский сам начинает что-то объяснять, то понять иногда трудно, не в обиду ему будет сказано. Человеку приходится манипулировать в зоне страхов (минус-четвертая функция — субъектная логика), в зоне понимания. Я согласен, что эта зона притягивает, но манипуляция здесь выглядит весьма экзотически.

У людей этого типа зачастую бывает свое собственное, сильно отличающееся от других видение того, что происходит вокруг. Наблюдается склонность к мистическим, нумерологическим и иным интерпретациям подобного рода.

-IV

Боюсь

(мнительность)

 

Субъектная логика

Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.

Страх все понять. Поэтому объяснения Достоевского иногда кажутся представителям других типов непонятными, запутанными. Здесь наблюдаются две крайности: с одной стороны, склонность к мистицизму, с другой — не­обыкновенное доверие статистике и объективным свидетельствам. Из-за подсознательного страха все понять, часто возникает ситуация объяснения ­не­известного через непонятное. Люди, относящиеся к типу Достоевский, прекрасные практики, однако объяснять, прямо скажем, не самое сильное их место.

Автор – Григорий Рейнин

Оставьте комментарий