Достоевский (Голихов)

Достоевский

 

                1 функция «Хорошо» – субъектная этика. «Если я люблю – так ЛЮБЛЮ и буду любить всегда!!! Если ненавижу – так НЕНАВИЖУ и всегда буду ненавидеть, вах!!!»

Очень привязчив и консервативен в своих чувствах и отношениях к кому-либо, верен однажды появившемуся чувству к кому-либо. Если кто-то с этими оценками не согласен – это вызывает в нем сильный негатив. Однажды обманувший их – становится для них лжецом навсегда, даже если перевоспитается. Со стороны часто воспринимается как моралист, так как его чувства и оценки – главная часть его жизни. Но дело в том, что поскольку по главной функции «продукт» выдаваться не очень любит наружу, в мир, а чаще держится в себе – то происходит это чаще всего тогда, когда что-то раздражает его с точки зрения его оценок. То есть негатив часто виден ярче, чем позитив. Отсюда и такое обманчивое впечатление об этих людях бывает. Пытаться оспаривать их оценки бесполезно, просто что-то «хорошо», а что-то «плохо». Объяснить причину они вам не смогут доходчиво, за исключением общих фраз. Старается удержать возле себя тех, к кому когда-то испытывал положительные чувства. У них очень четкое деление людей на «хороших» и «плохих».  «Хороших» любят, а «плохих» презирают лютой ненавистью: чаще скрыто, иногда откровенно, особенно если человек очень уж сильный негатив вызывает. Если кругом него недостаточно людей, которых он любит, то это может провоцировать в нем скрытую агрессию, так как это означает, что в этом мире его нет: ведь некого любить. Они очень чувствительны к таким понятиям как долг, честь, достоинство, моральность, естественно – именно в своем понимании. Здесь важны собственные чувства, эмоции и отношение к чему-либо, а не внешние, общественные, которым может вообще не придаваться значения.  Редко меняет свое отношение к кому-либо. Особенно – с плохого на хорошее. Обладает огромным запасом самых разных эмоций и их оттенков. Очень чувствителен к отклонениям от собственной морали окружающих его людей, словно постоянно их контролирует в этом отношении и опекает. Его положительные чувства – это что-то, что с его точки зрения нужно постоянно подтверждать поведением, совпадающим с его ожиданиями относительно «хорошо» – «плохо». В обществе им бывает тяжеловато с точки зрения понимания, так как их этика – личная, субъективная, а значит может и значительно отклоняться от общественной при том, что человек в ней очень уж глубоко «сидит».  Приходится искать просто тех, кто с ней согласен. Первая функция через третью: подразумевается необходимость защиты здоровья всех близких, которых он любит. Может переживать их болезни еще сильнее, чем свои.

                2 функция «Надо» – объектная интуиция. «Мир  гармоничен, а кто все же не гармоничен – нам подскажет гильотина».

 Цель жизни такого человека – улучшать, гармонизировать мир, созидать целостность внешней ситуации. Поэтому иногда они бывают достаточно беспощадны к тем, кто ее разрушает. Умелое маневрирование в потоке возможностей – их конек и подходят они к этому вопросу очень творчески. Знают, что и как можно улучшить где-либо. Умеют разобрать ситуацию на части и собрать в более гармоничном,  модернизированном звучании, часто являются генераторами смелых идей по «осчастливливанию человечества». Ищут себе место, где царит хаос, чтобы там  все наладить. Умеют помочь человеку разобраться в какой-то сложной внешней проблеме оригинальным способом, «разруливать» внешние конфликты между людьми, доделывать что-то за других, имеют талант новатора. Но иногда, впрочем, какое-то дело они могут неосознанно до конца не доводить, так как тогда они становятся ненужными. Поэтому для них совершенный мир – это мертвый мир, чего-то улучшать в нем надо всегда. Часто могут искать себе применение в искусстве как способе создания внешней гармонии, умеют создавать гармоничную обстановку где-либо. «Сказочники», стремящиеся к созданию ситуации идеального мира, идеальных людей.  Только вот реально живущие в нее не всегда вписываются, часто могут видеть решение этой  «несостыковочки» в необходимости «кардинальных мер» к ним. Любят воспитывать людей, скажем, брошенная кем-то мимо урны бутылочка может провоцировать их на это, даже если это не безопасно в какой-то ситуации, так как это – их «продукция». Вторая функция о третьей: гармонизируют мир с точки зрения его безопасности, надежности, здоровья. Могут очень много об этом говорить. Вторая функция о первой и четвертой: иногда пытаются улучшать мир своими оценками с точки зрения этики чего-либо и установлением везде какого-то порядка.

                3 функция «Проблемы» – субъектная сенсорика. «Бутерброды должны быть безопасными для здоровья и полезными!»

 Большую часть забот вызывают вопросы здоровья, полезности / вредности, надежности и это бросается в глаза. Они часто – ходячие справочники по медицине, знают, когда что принимать в случае какого недомогания. Эти вопросы являются зоной их самооценки, поэтому в этих вопросах они не боятся переборщить: моржевание, закалка, бег по утрам, питье специализированных препаратов для укрепления здоровья. Часто увлекаются и нетрадиционной медициной, их интерес привлекает все, что может как-либо укреплять здоровье, они постоянно об этом говорят. Малейшую опасность для него они воспринимают очень боязненно: когда холодно – они первыми заметят, что нужно срочно одеться теплее. Могут попросить снизить скорость, когда кто-то едет быстро на автомобиле. Любые угрозы здоровью считают недопустимыми, даже вылетевший винтик из двери автомобиля воспринимают как потенциальную угрозу своей жизни и отказываются тронуться в путь, всегда проверяют технику, оборудование по самому ничтожному поводу, никогда не доверят «упаковывать свой парашют» кому-то другому. Если у них есть какие-то проблемы со здоровьем, то это является для них серьезным ударом по самооценке. При активной защите функции будут все равно стремиться доказать свою физическую состоятельность, рваться быть в первых рядах «на амбразуре» (скажем, первыми бежать таскать тяжести на субботнике), при пассивной  будут говорить: «да, я старый и больной». Все, что может подтвердить им их физическую состоятельность,  будет им делаться в первую очередь. Поэтому они любят физические нагрузки как способ доказать, что они все еще «ого-го». Самое страшное наказание для них – лежать беспомощно больным в кровати в присутствии других людей. Им нравится чувствовать себя защищенным в медицинском плане со стороны организации, в которой они работают. Они – часто заложники слова «полезно», особенно если это относится к здоровью. Обычно очень пекутся о социальной защите, долге перед людьми со стороны государства, так как опасаются попасть в ситуацию, когда «некому будет подать стакан воды». Чтобы убедить себя в том, что со здоровьем все в порядке, для них желательно периодически как-то испытывать свое тело на прочность: походы, скалолазание, марафоны, триатлон и т.п. Если испытание пройдено, то и со здоровьем не может быть «что-то не так».   

                4 функция «Хочу» – объектная логика. «Жаль, что штатские живут не по уставу». 

Внушаем фактами, цифрами, часто пропускает мимо ушей все, кроме них. Любит находиться в местах, где знает, в какой ситуации – что нужно делать. Внушаем внешним порядком вещей, который был в момент  его воспитания: политический строй, социальные нормы и т.п. Поэтому крайне болезненно реагирует на перемены социального характера: лишь бы порядок вещей не менялся: «не дай вам бог жить в эпоху перемен».  Движется всегда в сторону мест наибольшего порядка и старательно избегает хаоса, внушается этим порядком и очень переживает, чтобы он потом не менялся. В этой связи иногда привлекает работа в военных структурах, где имеет силу устав. Ему важно, чтобы ситуация где-либо была организована в соответствии с привычными ему правилами и законами, не противоречила фактам объективной реальности. Также важно знать, кто и где должен находиться, что делать. Какие документы нужно собирать, для каких целей, куда их нужно подавать и как правильно заполнять. Наиболее комфортно себя чувствуют в ситуации однозначных правил действия, без примеси субъективности: «в случае того-то – делать то-то». Знанием фактов часто заменяют в конкретной ситуации истинное понимание ее проблематики. Отчего оно становится поверхностным, просто сводом статистики, подмеченными объективными закономерностями и правилами. Не любит долгих и подробных объяснений. Сразу перебивает и говорит: «ну короче, что там «на самом деле?». Имеется ввиду то, что он хочет получить сразу готовое решение, правило, а не его обоснование. Например: «2*2=4». Уже правило. Любит термины, иногда можно говорить им только их и им этого будет достаточно. Не любит тех, кто разрушает нормы поведения в какой-то ситуации, скажем, разрушает субординацию. Особенно внушается теми фактами, которые видит своими глазами, если их можно потрогать руками. Поэтому часто может стать жертвой мошенников, которые умеют им предоставить такие «жареные  факты», особенно, если это наглядно («ловкость рук и никакого мошенства»).  

 

                – 1 функция «Плохо» – объектная этика.

Игнорирует внешние, реальные отношения между людьми в угоду своим чувствам и своему отношению к чему-то. Таким образом, может запросто нажить себе врагов. Ведь в одной ситуации нужно так себя вести, а в другой – эдак. На празднике не стоит выяснять отношения, а на свадьбе не стоит скандалить. Но он этого  не видит, так как эта функция вытеснена из его сознания и все это может запросто делать. Может  демонстративно игнорировать внешние отношения, как бы не признавая их значимость: «ну и что, что муж и жена, я же вижу, что они смотрят друг на друга без искренних чувств». Словно бы каждые внешние отношения – просто дополняющий атрибут внутренних отношений. Штамп в паспорте – это просто внешнее подтверждение этих самых чувств, если их нет, то это – не отношения, а фикция. Впрочем, иногда, когда они не могут работать по первой функции комфортно, подвергаются нападкам по ней, обороняются от этого или просто разговаривают на темы объектной этики, они могут их начать критиковать, анализировать, работая по этой функции. В конечном итоге – начинают их видеть, хотя бы частично, и учитывать. Тогда все эти моменты, по крайней мере, не несут ему таких же неприятностей, как до того. Понятие поведенческие  нормы для них – что-то очень непонятное, они даже не пытаются им следовать. Полностью подменяют это понятие своей оценкой этих самых норм, в результате иногда и смех на похоронах может становиться нормой, если так считаешь (но это, конечно, совсем уж утрированный пример).

                – 2 функция «Не надо» – субъектная интуиция. 

 У него есть небольшой набор нужных шаблонов внутренних состояний, которым он и пытается соответствовать сам и требовать того же от других: на похоронах надо расстраиваться, на праздниках – быть в приподнятом настроении и т.п. Те, кто поступают наоборот – не правы. Идеи и принципы для него – тоже что-то, что иногда, но редко бывает нужно, только как заявленная форма достижения какой-то цели, а не сами по себе. В ситуации, когда человек не может найти себе работу на вторую функцию, может начать критиковать идеи и принципы других людей, тем самым лучше вникает в их внутренние проблемы. Это позволяет корректировать свою работу по гармонизации внешнего мира, чтобы она соответствовала реальным живым людям, а не «волшебным человечкам». 

                – 3 функция «Проблемы» – объектная сенсорика. 

 Если «мирными способами» не удается наладить контакт со здоровьем, то приходится принимать решительные жесткие меры: поход в горы, моржевание, восточные единоборства, изнуряющие диеты,  голодания, марафоны. То есть, чем хуже здоровье, тем сильнее себя изнуряет всем этим. Если все итак хорошо, то все может ограничиваться увлечением медициной и коллекционированием способов защиты от малейших угроз здоровью. А если проблемы есть, то человек будет больше работать над созданием из себя «боеспособной боевой единицы». Может начать воспринимать свою сексуальную выносливость как способ доказать свое здоровье или начать увлекаться экстремальными видами спорта: ведь человек, который может сплавляться на каяке по горной реке – не может быть слабым.

                – 4 функция «Не хочу, боюсь» – субъектная логика.

Не любит долгих объяснений, так как они его пугают. Он вообще не любит вникать в какие-то знания.  Просто знаю факты, что «так-то и так». Скажем, по статистике 10% людей по ночам сидит в интернете. Но пытаться понять, что значат эти факты – не надо, лучше давайте придумаем как мы это можем использовать себе на пользу. Из-за этого его знания часто «грешат» поверхностностью, неглубокие. Как будто человек энциклопедии начитался и ходит ее везде цитирует. А копни глубже – этого не понял, того. Не умеет ставить себя на место другого человека, не пытается понять его. В чужих рассуждениях ловит только факты, статистику, а во время объяснений перебивает репликами вроде:  «нет, мне не надо ничего объяснять, скажи просто как оно на самом деле», так как пугается он. Может вдруг выясниться, что чего-то он понял не так – ну зачем, ведь это неприятно, страшно? А так, не выходя на эту территорию, достаточно просто можно «играться» фактами и при этом еще из этого извлекать пользу. Ведь с ними не поспоришь. Также не умеет объяснять что-то. Блистать знаниям умеет, а вот уметь их правильно интерпретировать – нет. Поэтому, если его просят именно объяснить что-то, помочь понять – может возникнуть желание сбежать оттуда. В то же время, если сбежать из некомфортного места не удается, то может поднимать эти темы. Например, немного рассказать как он что понимает. Кто-то его поправит и невольно начнет при этом оперировать фактами, ссылаться на какой-то фактический материал. Таким образом, место снова станет для него комфортным. Может запомнить этот прием и тогда уже немного интересоваться этим даже, чтобы при намеке на то, что место становится некомфортным – опять сказать немного как он что понимает, переводя таким маневром разговор на факты.

 

                Резюмирующее описание

Рационал, что означает внутреннюю предсказуемость, последовательность. Внешние проявления наоборот  очень нестандартные: одежда, работа, «продукция». Первая функция связана с высоковероятными событиями, что делает его еще более консервативным и это может считаться негативным фактором.  Основная «продукция» связана с маловероятными событиями, и это может считаться также негативным фактором ввиду ее еще большей экзальтированности. Все вместе это дает эффект сложности взаимопонимания с окружающим миром: внутри – слишком консервативен, а снаружи – слишком экзальтирован, его деятельность может никем не быть замеченной, признанной. Интровертный тип, это означает то, что он воспринимает себя чем-то отделенным от окружающего мира, а не чем-то в него включенным. Сам себе он кажется непонятным и сложным, поэтому – достаточно скрытный, не очень любит о себе рассказывать некоторые подробности. С удовольствием изучает свой внутренний мир, а окружающий  кажется ему простым и понятным, поэтому он умеет и смело с ним манипулирует, умеет взять «командование» на себя. Доминантные потребности связаны с функциями, ориентированными на себя, а не на окружающий мир. Это позволяет ему достаточно легко перемещаться с места на место, мигрировать, приспосабливаться к изменениям внешнего мира (склонность к сангвиническому темпераменту – уравновешен, подвижен). Также это добавляет ему некоторый элемент самоуверенности. Активная жизненная позиция из-за того, что доминантная потребность находится на первой функции. Не очень активен в творчестве из-за того, что субдоминантная потребность – на второй. Живут в потоке качественной информации, что означает умение хорошо видеть нужное направление движения, но извлечь из этого пользу могут не всегда из-за неумения работать над этим. Ему очень полезно было бы найти помощника, умеющего работать,  который бы помогал ему достигать нужных целей.   

Признаки: откровенный (зона самоуверенности), романтичный (зона уверенности), вкушающий (зона переживаний), правильный (зона продажности).

Залог успеха типа: правила, порядок, законы и факты по месту нахождения; здоровье и социальная защищенность; нравящийся и любимый мир; потребность в его умении созидать гармонию в мире.

Профориентация: миротворец, музыка, законотворчество, оптимизатор, медицина, дизайнер интерьеров,  воспитатель, строитель, специальности в сфере природы и продовольствия, искусство.

Автор – Голихов Дмитрий

Источник –  "Пособие по инструментальной соционике"

Оставьте комментарий