Дон Кихот (Горенко, Толстиков)

Описание Дон Кихота от Евгении Горенко и Владимира Толстикова

Дон Кихот

Я не такой как все,
я такой, какой есть.

Когда-то, давным-давно – а как будто только вчера – на рассвете из ворот своего дома выехал всадник на старой кляче и с картонным шлемом на гордо поднятой голове. Остановился.

Солнце поднималось над цепью далеких гор. Новый день, как и все предыдущие, обещал быть жарким.

Тишина была такой сонной, что казалось, уснула сама жизнь.

Весь мир лежал как на ладони. Все дороги ждали его…

…Взмах поводьев… первый удар копыта поднял облачко золотистой пыли… БА-БАХ!! – и тишина с грохотом разбилась, как хрусталь, и мир снова пришел в движение, снова закрутились галактики, в Южной Атлантике Гольфстрим весело заиграл разноцветными струями воды, а сонные люди стали тереть очумелые от долгой спячки глаза.

Потом они еще долго будут чертыхаться на этого придурка, разбудившего их, да только больше уже не смогут уснуть. Начался не новый день, а новая жизнь.

И тут ему в голову пришла такая странная мысль, какая еще никогда не возникала ни у одного безумца в мире

Если попытаться проследить историю развития любого явления или предмета, созданного человеком, то в самом его начале, у истока, всегда обнаружится просто идея, "странная мысль". И будьте уверены – эта мысль впервые возникла у ИЛЭ.

"Думать" и "придумывать" для него практически одно и то же. В своих фантазиях он проживает тысячи разных жизней, воображая себя в самых разных жизненных ситуациях.

Абсолютно естественно может представить себя на месте понравившегося киногероя; читая книгу, в какой-то момент замрет над строчкой и в своем воображении продолжит сюжет по-своему. В эти несколько секунд полного отрешения от действительности он может прожить приличный отрезок придуманной жизни; когда очнется, на мгновение растеряется – в какой же реальности он сейчас?

По большому счету, для того чтобы упорхнуть в фантазию, ему хватит ничтожнейшего пустяка – вскользь брошенного собеседником слова, рисунка на асфальте, формы облака. И все – теперь только кажется, что ИЛЭ продолжает оставаться рядом. На самом деле он уже может быть на пиратском паруснике или на другой планете.

Но вместо того, чтобы думать о работе, я стал почему-то размышлять о морях и океанах: о том, какие в морях водятся киты и акулы, почему киты такие большие, и что было бы, если бы киты водились на суше и ходили по улицам, и где бы мы жили, если бы какой-нибудь кит разрушил наш дом.

Немудрено, что он в этот момент пропустит мимо ушей обращенный к нему вопрос экзаменатора или проедет пару лишних остановок в трамвае. Понимаете, эта "здешняя и сейчасная" обыденность для него – как пятиметровый бассейн для дельфина: жить можно, да разве это жизнь!

Тем не менее следствием такого фантазирования является не одна только рассеянность. Это – способ постижения этого мира, особенно его новых возможностей. Соединяя в своем неуемном воображении уже известные элементы реальности, ИЛЭ творит новую реальность, которая открывает новые, захватывающие перспективы.

– Да где же эти великаны?
– Да вот они, перед тобой!

Из миллиона безумных идей, которые ИЛЭ может "выдать на-гора" за свою жизнь, хоть одна, но обязательно будет гениальной. Но все дело в том, что не ему судить, какая именно. К сожалению, и подавляющее большинство окружающих его людей тоже не способны сразу это сделать, но только они могут (при благоприятном стечении обстоятельств) не дать ей кануть в Лету. Сам ИЛЭ вряд ли воплотит свои идеи в жизнь: он лишь говорит: это возможно, это полезно, это очень нужно – и бросает их куда-нибудь, кому-нибудь. Пусть лично ему они не принесут никакой прибыли, но для него гораздо важнее, чтобы его идеи не пропали, чтобы реализовались.

Мое истинное призвание – это открывать и изобретать.

Его фантазирование дает не только понимание потенциальных возможностей всего, что его окружает. Оно помогает ему в нестандартных случаях, требующих быстрого принятия решения. Когда его нет в личном опыте, на помощь приходит "опыт" тысяч придуманных жизней. ИЛЭ практически мгновенно ориентируется в них и находит чуть ли не самый лучший выход из критической ситуации. Как, почему он поступил именно так – потом с удовольствием это объяснит, а заранее свои действия не продумывает.

Тем не менее определяющим является накопленный багаж знаний. Если у него этот багаж невелик, то и интуиция мало чем может помочь. Да, ИЛЭ способен на экзамене самостоятельно найти ранее неизвестное ему доказательство какой-нибудь теоремы, но даже самый великий гений не сможет это сделать без знания математики.

Лучше полагаться на интуицию, а не на здравый смысл

Может показаться, что ИЛЭ разделяет свою реальную и придуманную жизнь. И такое иногда действительно случается, но в этом случае он полностью уходит в выдуманный мир, навсегда оставляя чем-то неприятную для него действительность. Это случай "проблемного" ИЛЭ. Если же у него все хорошо, он воспринимает свои фантазии лишь как разные грани настоящей жизни. Да, он любит свои идеи, но еще и очень уважает реальную жизнь во всех ее проявлениях. Ему нравится наблюдать за ней и делать выводы на основе тех фактов, которые встречаются ему на пути, точнее, которые дают ему окружающие люди, – у него несколько опосредованный способ наблюдения за жизнью. Поэтому ему нравится слушать людей, их суждения обо всех и обо всем.

Природа часто не жалеет для ИЛЭ ни памяти, ни проницательности. Даже самый мимолетный факт не забывается им и в нужный момент часто возвращается гениальной мыслью. Может быть очень остроумным; его слово острее шпаги и взрывнее динамита. Способен разжечь спор буквально на ровном месте. Для некоторых ИЛЭ сам процесс спора интереснее его результата. В этом случае будьте готовы к тому, что он не будет соглашаться практически ни с каким вашим утверждением; а уж если вам повезет неопровержимыми доводами "припереть его к стенке", уверенно ответит: "А я это и говорил!"

У ИЛЭ сильно развиты логика и умение анализировать. На основе внешне незначительных фактов может сделать далеко идущие выводы. У него внутри есть какое-то постоянное стремление устанавливать связи между любыми жизненными явлениями… и тут же, иногда опрометчиво, делиться ими с тем, кто первым попадется под руку. Любит, когда эти его способности признаются и ценятся окружающими.

Может не жалеть сил и времени на то, чтобы лучше научиться делать причинно-следственный анализ. Не любит людей с "неряшливым" стилем мышления. По его мнению, все в мире должно быть логично.

Монотонная, кропотливая работа, бумажная волокита не для ИЛЭ; в любом возрасте он играет в увлечения. Работа начнется, если ему удастся превратить ее в игру. Он тяжело подчиняется любой дисциплине и не переносит, когда от него требуют беспрекословного подчинения инструкции.

Не выношу органически, когда меня пытаются зажать в тиски дисциплины!

В любое дело стремится привнести что-то новое, постоянно импровизирует и меняет планы. Если рядом не будет человека, который сможет мягко и ненавязчиво попридержать его шараханья и метания из стороны в сторону, – завалит все, до чего только дотянется. И на руинах тут же выстроит что-то новое и интересное. Его вечное творчество надо вовремя останавливать ("Всё, этого довольно"), потому что сам он меры не знает.

Занимается ИЛЭ тем, что интересно, а не тем, что выгодно. Информацию, которая заинтересовала его, "схватывает на лету", но не всегда этого достаточно, например, для успешной учебы, отсюда и срывы в учебе. С точки зрения ребенка этого типа учителя заняты только тем, что постоянно "разжевывают" то, что всем давным-давно понятно.

Неплохо разбирается в способах достижения каких-либо целей, но, похоже, это надо ему лишь для того, чтобы давать хорошие советы другим людям. Для самого же себя обычно ничего толкового придумать не может. Наступит какая-то проблема – тогда и будет ее решать, а заблаговременно как-то к ней готовиться или пытаться ее предотвратить вряд ли станет.

Его деловитость и предприимчивость отданы в чужое распоряжение, так что для других он будет стараться гораздо лучше, чем для себя. К ИЛЭ всегда можно обратиться с деловыми проблемами, даже просто намеком, и он тут же не только распишет, что и как, но еще и сам начнет все делать. Он будет помогать до тех пор, пока не увидит, что человек уже в состоянии справиться со всем остальным без постороннего вмешательства.
 

В своих обещаниях иногда бывает не очень обязателен. Если он скажет: "Хорошо, договорились", это означает (в большинстве случаев), что он может сделать то, что пообещал, но вовсе не то, что непременно сделает это. Изменятся обстоятельства – изменятся и его намерения.

Времени на общение не жалеет, не прервет дружескую вечеринку по причине каких-то дел (если же дело безотлагательное, может устроить так, что она сама собой закончится к нужному для него моменту).

Если я краду время человека – я краду его свободу.

Из-за рассеянности и несобранности может опаздывать на встречи. Но постарается найти (или придумать) объективную причину задержки. Ему не нравится, когда его учат правильно распределять свое время или просят быть предусмотрительнее.

Все люди мне не важны –
я их люблю поодиночке

Если сказать, что ИЛЭ бестактен, то это ничего не сказать. Реальный диалог, который произошел на следующий день после известия о гибели одного известного политика:
– Ой, а вы слышали, что произошло? И что вы об этом думаете?
– (ИЛЭ, с воодушевлением) Это прекрасно!

Честное слово, он был не кровожадный фанатик, а вполне добрый человек, и сердце у него не каменное. Просто его захватила мысль о возможных положительных переменах, и он не подумал о том, что смерть – это трагедия, особенно для тех, кто любил этого человека.

Но от ИЛЭ трудно требовать, чтобы он вел себя этично. Если вы будете напирать, то ситуация станет еще хуже. У французов есть выражение "enfant terrible" (ужасный ребенок). Буквально оно означает, что иногда маленькие, еще неразумные дети способны ТАКОЕ выдать, что всем присутствующим хочется провалиться сквозь землю.

ИЛЭ до седых волос остается ребенком. Маленьким детям такое поведение прощается, ну что же, значит, нам всем надо быть последовательными до конца.

Принимайте меня таким, какой я есть

ИЛЭ хочется, чтобы его принимали таким, какой он есть, поэтому в себе ничего не приукрашивает, откровенно говорит обо всех своих качествах. Незнакомому человеку, с которым ему, возможно, потом придется тесно общаться, может рассказать о своих основных недостатках. И тут же поинтересуется: "А вы чем можете похвастаться? Пока мы не поселились вместе, хорошо бы узнать друг о друге самое худшее".

В детстве он верит, что все люди хорошие и что все любят друг друга. Такую веру, если повезет и он не столкнется с предательством, может пронести через всю жизнь. Очень легко ловится на явную клевету, беззащитен перед интригами.

Я не люблю, когда во время ссор переходят на персональные характеристики; не люблю, когда кого-то обсуждают в его отсутствие; когда на отношение к человеку влияют социальное положение, национальность, цвет кожи и т. д. Меня даже иногда бьют. Но это все не важно, ведь правда остается правдой.

Друзей сам не выбирает – выбирают его. У него большой круг знакомых, а вот определить, кто из них лучше, а кто хуже, не может. Он хорошо видит, на что способны люди, но как они относятся к нему и как будут поступать в тех или иных конкретных случаях, не знает. Из-за этого он часто попадает впросак.

Иногда, чтобы хоть немного разобраться в этом, любит ставить над людьми эксперименты: если вот так поступить, что они сделают? Что могут сказать в ответ? А теперь попробуем поступить иначе. Что получится в этом случае?

Так он собирает факты, на основании которых и делает потом свои выводы.

Довольно смешон и неловок, когда ситуация требует инициативы в проявлении чувств, – он в этом совершенно не разбирается. Это не означает, что ИЛЭ вовсе не способен на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. В области чувств он "как собака" (или как студент) – все понимает, но сказать ничего не может. Любовь он проявляет заботой и защитой, но не красивыми словами. К людям привязывается очень сильно.

ИЛЭ склонен к частым, но непродолжительным ссорам с близкими людьми. В этом случае сглаживать все острые углы лучше им – сам он только умеет создавать сложности в общении и потом напарываться на них. Если же он увидит, что близкие люди искренне стараются создавать теплую, доброжелательную обстановку – со своей стороны станет деятельно помогать им в этом.

Простота хуже воровства

Еще он любит усложнять себе жизнь, причем возводит это в свой жизненный принцип. Слово "простота" для него синоним "скуки". Острые ощущения подзаряжают его. Чем больше вокруг эмоций и паники, тем он активнее и увереннее. Запугать его нельзя – это приводит к обратному эффекту. Если оказывается в затруднительной ситуации, за помощью обычно не обращается – не позволяют гордость и честолюбие.

Оптимист, почти всегда производит впечатление энергичного и жизнерадостного человека, который может шутя справиться с любой проблемой. Однако у него бывают иногда приступы хандры, когда ему ничего не хочется делать, он ни с кем не желает разговаривать (и совсем не потому, что на кого-то обиделся). Может целыми днями лежать на диване, уткнувшись носом в стенку…

…или часами играть на компьютере в дурацкие игры.

Выход из такой хандры старается найти сам, например загрузиться работой. Но и эмоциональная поддержка окружающих будет здесь не лишней. Мгновенный выход из депрессии обеспечен, если рассказать ему, что какая-то идея, которую он когда-то выдал, оказалась классной и здорово всем помогла.

Тут мы стали искать молоток и наконец нашли его у меня в руках

Все свои потребности старается удовлетворять сам, не любит быть иждивенцем; однако подсознательно ему хочется, чтобы кто-то позаботился о его быте, комфорте и удобствах. Он живет в мире своих идей, и вещи его не особенно волнуют, он их как бы не видит. Способен долго искать в сумке и в карманах записную книжку, которая лежит рядом, на том же (пустом!) столе.

И вот если этот кто-то не позаботится, он может ходить голодным, грязным и растрепанным. (Примечание автора. Именно "может", но совсем не обязательно, что так и будет. Многие женщины этого типа и даже некоторые мужчины способны самостоятельно и успешно решать свои бытовые проблемы.) В его вещах может быть настоящий хаос, который ему по душе. Иногда по-настоящему страшно заходить в гости к одинокому ИЛЭ: кажется, там лет семьдесят сберегается в неприкосновенности экспозиция музея разрухи времен Гражданской войны.

На нужды своего тела тоже может внимания почти не обращать. Запросто забудет поесть или, приехав в гости, проделав тридцать километров по жаре на велосипеде, только через полчаса вспомнит о том, что "умирает от жажды".

Если он заболеет, вряд ли сможет рассказать о том, что у него болит: доктору виднее. Как бы ни был болен, если тот вынесет вердикт "здоров", ИЛЭ будет бегать как обычно, пока совсем не свалится.

Или вот сага о том, как ИЛЭ покупал ботинки. Надел один, повернул ногу туда-сюда. Так ничего и не решив, поднял голову, посмотрел на приятеля: "Ну как, мне не давит?"

Ну что здесь скажешь?

Однажды я попытался охарактеризовать себя – составил список из двух десятков определений, часть из которых противоречила друг другу.

А в заключение приведем слова одного ИЛЭ, и, честное слово, лучшей концовки не придумаешь:

Но это далеко не все, что имеет наглость называться мной.

 

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Первая функция: интуиция возможностей

А Умение постигать суть вещей и явлений. Генерирование идей, понимание их перспективности и возможностей реализации. Способность воссоздать целое по некоторым частям. Сообразительность, богатая фантазия, спонтанность, быстрая реакция в нестандартных ситуациях, рассеянность в быту.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Вторая функция: логика соотношений

Желание найти логическую связь между любыми фактами. Умение проводить причинно-следственный анализ, отделять главное от второстепенного, быть логичным. Склонность к точным наукам, стремление объяснять все с позиций логики.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Третья функция: волевая сенсорика

Стремление создавать о себе представление как о волевом и целеустремленном человеке. Анализ действий других людей с точки зрения проявления ими своих волевых качеств. Накопление своего опыта. Внутренняя неуверенность в своих силах. Самокритика и неприятие чужой критики о собственной цельности, целеустремленности и пробивных качествах.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Четвертая функция: этика отношений

Непонимание того, как относятся люди друг к другу и к нему лично. Непонимание собственных желаний. Категорическое нежелание "навязываться" кому-то со своими чувствами. Избегание любых разговоров об этике, нравственности и такте, нежелание оценивать как собственные поступки, так и поступки других людей с точки зрения нравственности. Либо слишком обостренная чувствительность к собственной неэтичности, либо полное отсутствие такта и этичности. Обидчивость на "недоброжелателей", бестактность, невежливость.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Пятая функция: сенсорика ощущений

Слабая сенсорная чувствительность. Некомпетентность в вопросах создания уюта. Благодарность за проявление сенсорной заботы о себе и своем комфорте. Доверчивость к мнению других людей в вопросах обустройства быта. Обида на жизнь в случае недостаточной комфортности собственного существования. Пассивность, беспорядок, неухоженность.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Шестая функция: этика эмоций

Желание быть бодрым и энергичным. Слабое умение самостоятельно справляться с плохим настроением и апатией. Периодическая хандра и упадок сил. Эмоциональная поддержка со стороны близких людей принимается с благодарностью. Подсознательное ожидание с их стороны похвалы за собственное хорошее настроение. Любовь к праздникам, немного нарочитая веселость.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Седьмая функция: интуиция времени

Умение при необходимости структурировать свое и чужое время. Подсознательное чувство времени. Нежелание принимать советы и рекомендации о своевременности своих действий. Неприятие чужих предостережений о возможных опасностях. Раздача своих советов и предостережений близким людям. Нежелание подводить других людей со временем. Непунктуальность (или сверхпунктуальность), не замечает опасности на своем пути.

Дон Кихот (Горенко, Толстиков) Восьмая функция: деловая логика

Подсознательное отслеживание всех вопросов, связанных с деловой активностью. Упорное и скрываемое от чужого внимания стремление быть всегда в курсе дел окружающих людей. Постоянное молчаливое предложение им своих деловых способностей. Готовность прийти им на помощь. Незаметная и невыпячиваемая работа. Полная и не всегда осознаваемая ответственность за свои поступки. Нежелание приносить вред людям в их делах. Ожидание от них молчаливой благодарности за свои услуги. Альтруизм, приуменьшение значения своих услуг.

(С) Евгения Горенко, Владимир Толстиков "Природа собственного Я"

Обсудить на форуме

 

Оставьте комментарий