ДОЙЧ

ДОЙЧ (Deutsch) Мортон (р. 1920) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий. Образование получил в Нью-Йоркском городском колледже (бакалавр, 1939), Пенсильванском ун-те (магистр, 1940), Массачусеттском технологическом ин-те (д-р философии, 1948). Профессиональная деятельность Д. носила широко известный исследовательский и педагогический характер (профессор по психологии и вопросам образования Педагогического колледжа Колумбийского ун-та). Д. являлся председателем и членом многих американских психологических ассоциаций и международных психологических обществ, членом редкол. многих журналов. Его труд отмечен рядом премий и престижных наград. Наиболее известные исследования Д. связаны с проблемами сотрудничества, соревнования, конфликта, сделки и справедливого распределения. В своей докт. дис. (1948) Д. рассмотрел вопросы сотрудничества и соревнования в группе (в школьных классах), проанализировал психологические процессы, лежащие в основе этих отношений, и их влияние на поступки, взаимоотношения и самооценку членов группы (A theory of cooperation and competition. &quot

;Human Relation", 1949). Исследовались такие аспекты, как доверие и подозрение, сделка и переговоры, способы разрешения конфликта. Исследования включали экспериментальные "игры", имитирующие изучаемые условия.

Они помогли создать методологию "игр" и внесли важный вклад в понимание основного вопроса: что определяет и какое направление примет разрешение конфликта — созидательное или разрушительное ("Research Methods in Social Relations". Holt-Dryden, 1951, 1958). Д. и его сотрудники установили, что обычно установка на взаимодействие порождает сотрудничество, которое способствует конструктивному решению конфликта, тогда как установка на соревновательность делает конфликт разрушительным (&quot

;Conflicts: Productive and Destructive". Journal of Social Issues, 1969, 25). Эта информация оказалась полезной для многих практиков — специалистов по конфликтам (семейным, трудовым, межгрупповым, международным и т. п.). Результаты исследований ситуаций со смешанной мотивацией были использованы Д. при разработке Проекта закона социальных взаимоотношений, который гласил, что в типичных случаях то или иное социальное отношение имеет тенденцию порождать социальное отношение того же типа. Этот закон был применен при планировании серии экспериментов по справедливому распределению. Результаты показали, что оба принципа распределения ("равенство" или "справедливость") имеют отчетливую психологическую ориентацию: будучи однажды примененными каждый из них в дальнейшем создает предпочтение сходному принципу ("The Resolution of Conflict", Vale University Press, 1973).

Л.А. Карпенко

Оставьте комментарий