В. В. Гуленко, 22.10.1994, Киев
Разделение на две противоположности, двоичное структурирование объекта или явления. Дихотомия постоянно используется в соционике как инструмент анализа. Каждое свойство имеет свою противоположность – это фундаментальное положение присуще познанию окружающего мира человеком с самых давних времен. Свет противопоставляется тьме, мужское начало женскому, небесная жизнь земной и так далее. Человек осознает себя тогда, когда научается отделять свое «я» от всего, что является «не-я».
Наиболее распространены в соционике дихотомические шкалы Юнга, посредством которых образуются социотипы: рациональность-иррациональность, экстраверсия-интроверсия, логика-этика, сенсорность-интуитивность (см. статью СОЦИОТИП). Однако множество из 16-ти объектов можно дихотомически делить 35-ю различными способами. Пятнадцать из них открыты Г.Рейниным и носят название признаков Рейнина. Упомянутые признаки Юнга входят в их число. Из неюнговских признаков чаще всего используются в работах по соционике оппозиции динамика-статика, аристократизм-демократизм и эволюция-инволюция. эволюция-инволюция.
Дихотомия издревле конкурирует в науке с троичным делением (трихотомией). В динамических ситуациях удобнее пользоваться принципом «черное-белое-серое», то есть вводить помежуточную зону между двумя крайностями. Доказано, что двоичность и троичность – самые выгодные для кодирования информации и построения классификаций деления. Динамическая соционика, соционика триад, только начинает создаваться. Ее отличие от двоичного подхода в лучшей передаче нестабильных, пороговых процессов. В общем случае речь идёт о четных и нечётных разбиениях, которые должны оптимальным образом сочетаться. Однако нечётные градации в соционике получают как редукцию четных: работая с тройкой, социоаналитик рассматривает её как 3 + (1).
Двойная дихотомия дает четверичность, или кватерность. Деление на четыре так же широко разрабатывается в соционике, как и дихотомия. Согласно К.Юнгу, архетип креста – древнейший символ четверицы в коллективном бессознательном. В научных исследованиях этот метод анализа глубоко закрепился благодаря Р.Декарту, построившему систему прямоугольных координат, делящую плоскость на четыре равных угла.
Этим способом в соционике пользуются для выделения различных малых групп по 4 типа в каждой. В качестве иллюстрации возьмем группы перцепции (восприятия). Они образуются путем крестообразного пересечения двух юнговских дихотомических шкал – сенсорность/интуитивность и рациональность/иррациональность:
сенсорность | ДИСТРИБУТИВНЫЕ | КОММУТАТИВНЫЕ рацио – – – – – ——–|————— иррацио | ДИССОЦИАТИВНЫЕ | АССОЦИАТИВНЫЕ | интуитивность
1. Сенсорные иррационалы, или Коммутативные. К ним относятся социотипы СЛЭ, СЭЭ, СЛИ, СЭИ. Восприятие окружающего мира в этой группе предельно чёткое и конкретное, отличается наглядностью и детальностью, наиболее приближено к действительности. Мир для коммутативных социотипов – это мозаичная композиция, где каждый камешек может быть перемещен ( в этом случае картинка меняется как в калейдоскопе), но не выброшен. В бытовом плане у представителей этих социотипов накапливается много вещей, которые постоянно коммутируются – перекладываются.
2. Сенсорные рационалы, или Дистрибутивные. В эту группу входят социотипы ЛСЭ, ЭСЭ, ЛСИ, ЭСИ. В отличие от коммутативных типов они воспринимают мир линейно, словно через некие очки традиционализма – упорядоченного опыта, ставящего одни предметы или состояния на первый план и отодвигающие другие, которые становятся просто фоном. Дистрибутивные социотипы тяжелее всех переносят состояние неопределённости (равновероятности исходов), так как лишаются своей точки опоры – возможности распределять силы и средства под конкретную цель. Это наиболее организованные и пунктуальные члены социума. Вещей, которыми окружают себя дистрибутивные, меньше, чем у коммутативных, но зато содержатся эти вещи в строгом порядке.
3. Интуитивные иррационалы, или Ассоциативные. Этим способом воспринимают мир социотипы ИЛЭ, ИЭЭ, ИЛИ, ИЭИ. Ассоциативная психика осуществляет восприятие через произвольно порождаемые образы. Какая-то одна деталь внешней картины действительности вызывает у эти социотипов целостный идеальный образ, ассоциируясь со всем его содержанием. Для ассоциативных социотипов система – это не рационально-иерархическая упорядоченность по какому-либо критерию, а всеобъемлющая сетевая связь всего со всем, что когда-либо попало в их поле зрения. У социотипов данной группы всегда имеется большое количество разнообразных идей, но эти идеи слабо упорядочены, свободно перетекают одна в другую.
4. Интуитивные рационалы, или Диссоциативные. В эту перцептивную группу входят ЛИЭ, ЭИЭ, ЛИИ, ЭИИ. Они являются редукционно воспринимающими типами – преломляющими любую поступающую извне информацию через призму основных понятий своего мировоззрения. Их перцепция в наибольшей мере строится на сведении сложного к комбинации первоэлементов, которые К.Юнг в свое время назвал архетипами. Таким образом, диссоциация – это распад на естественные минимальные части. Из этих компонентов диссоциативный тип может синтезировать образ любой сложности. С точки зрения количества идей Диссоциативные уступают Ассоциативным, но с точки зрения их увязки и приведения в систему – превосходят.
Исходя из принципа кватерности, соционика заменяет троичные деления четверичными, восполняя отсутствующий полюс у третьего элемента. Например, фрейдовская триада Эго-Суперэго-Ид была дополнена четвертой инстанцией психики – Суперид. Если Эго как наиболее осознаваемой части психики противостоит Ид – её наиболее бессознательная часть, то Суперэго, под которым Фрейд понимал совокупность требований социума к человеку (цензуру), будет иметь своей противоположностью Суперид, то есть совокупность требований личности к социуму (антицензура).
Другой пример возьмем из более «молодых» психологических теорий. В трансактном анализе Э.Берна различаются три эго-состояния личности: Дитя, Родитель и Взрослый. Родитель как контролирующая инстанция психики противопоставлена Дитя как спонтанной, стремящейся вырваться из под контроля части психики. Взрослый – промежуточная инстанция, которая их уравновешивает. Но что уравновешивает самого Взрослого ? Логично ввести четвертое эго-состояние, которое можно назвать, например, Старик. Старик так же относится к Взрослому, как Родитель к Дитя. Система, основанная на четверичности, приобретает черты завершенности.
Четверичное деление позволяет строить спиралевидные циклы, что наилучшим образом соединяет двоичную замкнутость и троичную разомкнутость. Четыре стороны горизонта (север, юг, запад, восток), четыре времени года (весна, лето, осень, зима), четыре натурфилософские стихии (огонь, вода, воздух, земля) отражают естественные процессы жизни. Соционика моделирует спиралевидный характер развития четырёхзвенными кольцами социального заказа (восходящее развитие) и социальной ревизии (нисходящее развитие).
Отличительная черта соционической дихотомии заключается в признании равноценности и неразрывности обоих её полюсов. К примеру, хотя эмоции и подавляют логику в рассуждениях, но они же и предполагают её наличие в другом месте или в другое время. В этом находит свое выражение математический принцип эквивалентности – строгого равенства. Юнг использовал для обозначения динамической стороны этого явления термин компенсаторность. Чрезмерное акцентирование одного из полюсов неизбежно заканчивается бурной компенсирующей реакцией противоположного начала.
За чрезмерную сенсорную заземленность человек платит суевериями, фетишизмом и дикими предрассудками в идеологии: так дает о себе знать подавленная интуитивность. Вытесненная сенсорность, наоборот, сказывается извращенными вкусами и странными привычками в бытовой сфере: такова плата за чрезмерную интенсивность интуитивных состояний.
С дихотомии начинается ряд соционических делений на 4, 8, 16, 32 и т.д. частей. Путем комбинации двоичных шкал можно моделировать объект или явление любой сложности. Следующий шаг по этому пути – привлечение двоичных булевых функций математической логики для описания интерфункциональных взаимодействий.
Дихотомия – это, по сути, компьютерный принцип нуля и единицы, повсеместно используемый в современной вычислительной технике. С его помощью, как известно, достигается высокая чёткость и качество цифрового изображения. Применение дихотомий для изучения психики позволяет создавать удивительно четкие срезы как всего её объема, так и локальных областей.