Дидона

Дидона

Дидона (Dido), Элисса, в римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, которого убил брат Д. Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в Африку, Д. купила у берберского царя Ярба землю.

По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Д. окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу (греч. βύρσα, «шкура»). При её закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь, уступающую, однако, римской (при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова — знак господства Рима над миром).

По версии Юстина (XVIII 4—7), восходящей к более ранним греческим или финикийским источникам, Д., преследуемая сватовством Ярба, взошла на костёр, храня верность памяти мужа. Римская традиция связала Д. с Энеем.

Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (III—II вв. до н. э.) о Пунической войне. Обработал её Вергилий в четвёртой книге «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея.

Однако Юпитер послал к Энею Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Д. покончила с собой, взойдя на костёр и предсказав вражду Карфагена с Римом.

Образ Д., возможно, восходит к финикийскому божеству; карфагеняне чтили её как богиню.Е. Ш.В начале XVI в., почти одновременно с первыми переводами «Энеиды» Вергилия, создаются трагедии: «Дидона» Дж. Джиральди Чинтио; «Дидона» Л. Дольче; «Дидона, приносящая себя в жертву» Э. Жоделя и др.; среди поэтических произведений: «История царицы Дидоны» Г. Сакса и др. Среди драматических произведений XVII—XVIII вв.: «Дидона, приносящая себя в жертву» А. Арди; «Дидона» Ж. де Скюдери; «Покинутая Дидона» П. Метастазио; «Дидона» И. Э. Шлегеля; «Дидона» Я. Б. Княжнина и «Дидона» М. Н. Муравьёва.Миф о Д. пользовался особой популярностью в европейском музыкально-драматическом искусстве начиная с середины XVII в. (среди первых опер.: «Дидона» Ф. Кавалли; «Безумная Дидона» К. Паллавичино; «Дидона и Эней» Г. Пёрселла; «Безумная Дидона» А. Скарлатти и др.).

К либретто П. Метастазио обращались композиторы А. Скарлатти (вторая опера на этот сюжет), Н. Порпора, Г. Ф. Гендель, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, В. Фьораванти.До нас дошло немного произведений античного искусства, связанных с мифом (фреска в Помпеях, мозаика из Галикарнаса, ряд статуэток Д., кончающей с собой, и др.). Европейское искусство обращается к мифу вначале в иллюстрациях к поэме Вергилия, начиная с XV в. — в живописи. Наиболее распространённым был сюжет «самоубийство Д.» (картины А. Мантеньи, Аннибале Карраччи, Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенса, С. Бурдона, Ш. Лебрена, А. Куапеля, Дж. Рейнолдса и др.), воплощались также сцены пиршества Энея и Д. и их охоты (фрески Я. Амигони и Дж. Б. Тьеполо, картины Г. Рени, И. Г. Тишбейна и др.), сюжет «Д. основывает Карфаген» (Дж. Б. Питтони и др.).

Оставьте комментарий