ДЕМОСКОПИЯ

ДЕМОСКОПИЯ (греч. demos – народ, skopeo – смотрю) – прикладная социология, занимающаяся проведением опросов населения; вид исследования, который используется для наблюдения и анализа массовых явлений в обществе. Основные методы сбора информации, применяемые в Д., – анкетный опрос и интервью.

Термин “Д.” предложил в 1946 американский социолог С. Додд. Введен в употребление немецким исследователем, профессором Элизабет Ноэль-Нойман, создательницей одного из самых крупных исследовательских институтов ФРГ – Института Д. (Алленсбах, 1947), известного не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Сфера деятельности Института – исследования по заказам политических партий (прогнозирование исхода выборов), правительственных учреждений, средств массовой информации (анализ аудитории СМИ и выяснение их эффективности; зондаж настроений населения, изучение общественного мнения), предпринимателей (изучение емкости товарного рынка, перспектив капиталовложений, определение перспектив сбыта различных товаров), опросы населения в интересах торговых фирм и т.д. Значительная часть исследований посвящена “изучению мнений” (например, отношения населения к проектам законов, к политическим лозунгам, упаковке и оформлению товаров, изменению тарифов на транспорте и т.п.). Основные положения Д. изложены в книге Э. Ноэль-Нойман “Массовые опросы” (1978).

В.А. Балцевич

Оставьте комментарий