ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – структурированная и формализованная информация, собранная в ходе эмпирического социологического исследования. Процедуры формализации включают определение генеральной и выборочной совокупности, способов измерения показателей (переменных), а также интервалов времени, через которые производятся измерения (см. Дизайн социологического исследования).
Информация структурируется по обследуемым объектам, измеряемым показателям и времени проведения исследования. В большинстве исследований используются не более двух из трех названных критериев структурирования данных.
Данные типа “объект” возникают при одноразовом (cross-sectional) статистическом обследовании выборки объектов по единственному показателю. Они представляют собой вектор измеренных значений. Если показателей несколько, структура данных представляется в виде матрицы типа “объект – признак”.
Это наиболее распространенный тип структуры данных (см. Матрица данных), он используется, например, при опросах общественного мнения.
Матрица данных “объект – время” используется в тех случаях, когда на некоторой совокупности объектов через определенные промежутки времени измеряется один и тот же показатель, например, рождаемость в ряде стран или населенных пунктов.
Если измерению подлежит только один объект, результаты измерения могут быть представлены вектором “время”; если на единственном объекте неоднократно измеряются несколько показателей – матрицей “признак – время”. Наконец, данные типа “признак” возникают при единовременном исследовании одного объекта по нескольким показателям, как, например, при психологическом тестировании.
Данные, в структуре которых присутствуют все три измерения (“объект – признак – время”), образуются при неоднократном измерении одних и тех же показателей на одной и той же совокупности объектов. Они могут быть представлены в виде “куба”, образованного в результате “наложения” друг на друга нескольких двумерных матриц “объект – признак”, относящихся к последовательным промежуткам времени. Данные этого типа порождаются, в частности, лонгитюдными и когортными социологическими исследованиями, при которых одним и тем же респондентам через определенные промежутки времени задаются одни и те же вопросы.
О.В. Терещенко