Что такое мораль, или Размышления о ханжестве
Мораль – это важничанье человека перед природой.
Ф. Ницше
С.А. Комаров в учебнике по общей теории государства и права определяет общественную нравственность следующим образом – это «взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».
Поведение каждого человека оценивается и регулируется с помощью разнообразных общественных норм. Поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным установкам и ценностям, существующим в обществе в данное время.
То есть, общественная нравственность – категория меняющаяся. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. Надо лишь успевать приспосабливаться к новым условиям. Многие так и живут – приспосабливаясь к изменениям. Высокоморальные и глубоконравственные люди. Очень глубоко…
В нашем ханжеском обществе «война легальна, а любовь нет». Общественная мораль всегда приспосабливается к тому, чтобы служить господствующей силе – государству, религии, диктатору или даже демократическому лидеру. Общественная мораль пытается привести всех к единому знаменателю – установить общую для стада норму. Но ведь норма как единый образец поведения для всех людей является только средним показателем – и выглядит как некая схема, слабо связанная с многообразием реальной жизни и временами доходящая до абсурда. И скотство становится совершенно естественным, нормальным состоянием для человека толпы. В будничной жизни это выражается удивлением прохожих при виде счастливого человека на улице (как вариант). На уровне общественных явлений это выражается в ужесточении общественной морали по отношению к тому, кто вообразил, будто может стать счастливым там, где царит неудовлетворенность.
Есть еще индивидуальная мораль. Право каждого иметь собственное мнение и жить так, как ему хочется. Ведь все люди никогда не смогут соответствовать какому-либо одному стандарту, и права отдельного человека никогда не будут соблюдены обществом, хотя бы потому, что из любого правила есть исключения.
Индивидуальная мораль глубоконравственных общественных интеллектуалов во внешних проявлениях всегда совпадает с общественной нравственностью. Внешне совпадет – так спокойней. Что у них внутри, неизвестно. Чужая душа – потемки. И чужое бездушие – тоже.
Усреднение людей порождает проблемы. Ч.Ломброзо описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное».
У каждого человека есть выбор. Жизнь – чувства, переживания, творчество. Или спокойное безопасное ханжеское существование. Выбор – человек ты или …
Автор – Александр Захаров