Что такое этикет в российской компании?
Что необходимо знать руководителю об этикете управления в компании.
Вопросы делового этикета важны, прежде всего, для руководителя компании, потому, что профессионал – это тот, кто владеет не только тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостями делового общения. Если руководитель является специалистом, например, в менеджменте, то чтобы эффективно управлять своим коллективом, ему необходимо еще быть специалистом в деловом общении.
Эффективное общение невозможно без знания норм этикета. Эффективное деловое общение и владение нормами этикета – это связанные процессы, и один без другого не может существовать.
Существуют функции управления, которыми обязан владеть руководитель – это организация, мотивация и контроль.
Возможно, директор не замечает иногда в связи со своей занятостью, но сотрудники очень чувствительны к его стилю общения и манерам. Чем больше уважения, внимания будет со стороны директора, тем большие результаты и успех в работе можно увидеть в коллективе.
В данный момент в России происходит быстрое развитие норм делового общения и этикета на крупных предприятиях. Руководители набирают специалистов по обучению своего персонала. Все это говорит о перспективном взгляде в будущее.
Возьмем простой пример: если в большой компании большинство работников чувствуют дефицит хороших манер со стороны своего руководителя и качество общения в коллективе не дотягивает до общепринятых норм, то чего ожидать от таких сотрудников? Они достаточно часто будут безразличны к клиентам и не доброжелательны в ответах.
Всем известно, что во всем цивилизованном мире деловой этикет считается важной категорией. И это действительно так. Если все сотрудники соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и т.д.
Также по поводу правил этикета важно сказать, что эти правила в российских компаниях все еще не всегда соответствуют международным нормам. Например: по поводу запрета на курение, кондиционирования помещений, некоторых видов и стилей одежды российские компании отстают от западного образца. У нас все еще курят в кабинетах и чистота воздуха в помещении почти всегда намного ниже положенной нормы. А что касается стиля одежды, то если компания имеет свою форму, знак отличия, то, что отличает ее от других компаний – это говорит о хорошо подготовленной команде менеджеров и кадровых работников. И при всем при этом, проблемы могут быть в том, что не все руководители уделяют этому вопросу должное внимание и поэтому рискуют остаться за бортом бизнеса.
Думаю, в наше время каждая крупная компания должна иметь менеджера или даже штаб сотрудников, которые занимались бы данными вопросами. Эти сотрудники должны знать основы психологии, знать культуру, цели, направленность предприятия, каковы связи с общественностью и планы на будущее. Кроме того, эти сотрудники должны быть мобильными и уметь предвидеть некоторые казусные ситуации, которые могут возникнуть из-за непонимания каких-либо тонкостей этикета.
На мой взгляд, для того чтобы все сотрудники имели представление о нормах этикета, необходимо создавать специальный кодекс этикета. И все сотрудники, вновь приходящие и уже работающие, должны быть ознакомлены с данными правилами и придерживаться их во всех ситуациях. Все сотрудники должны понимать, что приемлемо в данной ситуации, а что нет. Если просматривать перспективу, то обучение деловому этикету с использованием специальных тренеров имеет большой вес. Деловой стиль компании и этикет сотрудников принесут хорошее отношение к компании и увеличат прибыль.
Все мы стремимся к цивилизованным отношениям, поэтому необходимо освоить цивилизованный деловой этикет для перспективы дальнейших отношений.
Автор – Кристина Смирнова