Что поможет человеку быть счастливым: религиозная вера или разум

Что поможет человеку быть счастливым: религиозная вера или разум?

В последнее время живу почти по Зощенко: радио есть, а счастья нет… Вообще-то у меня еще и холодильник есть, и почему-то стиральная машина, и два телевизора, и музыкальный центр, и подружек – «три штуки»… Но счастья все равно нет.

«А, все потому, что у тебя веры нет! Не стремишься ты к познанию Бога, не веришь, что Бог создал мир и устроил его некоторым определенным образом… Не приближаешься к Богу!» – все уши прожужжал мой религиозно настроенный приятель.

Он мне уже давно не дает покоя своими странными речами: «Если мы что-то познаем, то делаем это в первую очередь для веры, для познания Бога!» Вот так-то!.. Бог – не только откровение продуцирует, а он еще мир создает, это его Творение. И, познавая этот мир, в том числе и научными средствами, мы познаем Бога.

Слушаю его, и порой не покидает ощущение, что нахожусь в Средневековье, в смысле – так себе века, ничего хорошего, – в этом случае «средненькие» такие. Он всерьез полагает: мы видим мир вокруг себя, мы познаем его и тем самым приобщаемся к Богу, потому что всё то, что мы познаем, прекрасно, и это всё – откровение Божье.

А еще он сторонник «механистического» мировоззрения, согласно которому все устроено наподобие «вечного» двигателя. «Вечный» двигатель – это универсальная метафора: Бог – верховный конструктор и рабочий-универсал в одном лице.

Бог просто создал этот мир, завел двигатель, а дальше по определенным законам всё само крутится. Запуск сделан всего лишь один раз, и теперь долго будет крутиться. Сколько будет крутиться – неизвестно, но это и не важно. Главное, что вселенский порядок определен.

«Ну, и как мне быть счастливым в этом порядке?» – вопрошаю я своего религиозно настроенного приятеля. И, чтобы помочь ему с ответами, начинаю задавать уточняющие вопросы. Но он, перебивая меня, сначала удивляет: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов», – а потом и вовсе огорошивает: «Человек – микрокосм, поэтому, познав себя, можно познать и Богов».

Ух, как интересно!.. Это что же получается: можно познать Бога? Даже не буду уточнять какого, ведь богов люди напридумывали великое множество! А теология учит: человек с Богом несоизмерим. Так как же можно его познать?.. Да и зачем мне это надо? Я хочу быть просто счастливым, без затей… Не смог мне приятель ничего толком объяснить, и такие заповеди меня не вдохновляют.

Искать счастье в религиозном познании мира мне не хочется. Тем более, что Бог не эволюционировал… Хоть современные просвещенные теологи и хотят цивилизованного диалога с наукой, но как-то «душком» отдает.

Мне больше по душе мысли философов. Тех, что не склонны отводить привилегированное место какому-то одному виду знания: либо научному, либо религиозному. И, когда философ включается во взаимодействие между наукой и религией, возникает возможность диалога, потому что философу это интересно.

Еще больше нравятся мысли ученых… Наверное, не только мне. Многие, я думаю, согласятся с академиком Гинзбургом, когда он говорит: «Вы можете верить в Бога, это ваше личное дело, но нам как ученым это ничего не дает».

Если нет порядка природы, то нет возможности никакого познания. Да! В мире существуют определенные объекты, упорядоченные некоторым образом, между ними есть связи, они не нарушаются, они закономерны, отсюда возникает возможность познания этого мира. Но что это такое – порядок природы, в который, кстати, можно только верить?

И каким образом верить?.. Вера, вообще-то, присутствует повсеместно в жизни человека. Даже на этапах исследовательского поиска ученого: он получил результат эксперимента, он наблюдал на разных приборах разное положения стрелок – верил своим органам чувств и был вынужден записать в протокол наблюдения то, что видел.

Опять вера!.. Неужели приходится только верить в собственное счастье?

«Познай самого себя до некоторой степени – и станешь счастлив!» Именно «до некоторой степени». Ибо познание самого себя – недостижимо и бесконечно.

Человек – это проект, который должен сам себя проектировать. Надо себя познавать для того, чтобы жить по-человечески. Суметь познать: насколько ты ограничен, насколько отличаются твои представления от представлений тех людей, которые тебя окружают, что ты можешь сделать в этом мире, а чего не можешь, кого любишь и почему ненавидишь.

До какой-то степени человек с этим справляется. Возможно, этого некоторым достаточно для счастья. Но религиозное знание вряд ли имеет такую же четко сформулированную цель, которая может быть достигнута.

И потому стоит занимать позицию не атеизма и не приверженности религии, а современную позицию просвещенного гуманизма…

И быть счастливым по-своему.

Автор – Вячеслав Старостин
Источник

Оставьте комментарий