Чему учит христианская аскетика, или Как верующему исправить свои нравы? С чего все началось
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
(Евангелие от Матфея, глава 9, стих 12)
Иисус Христос, как Он Сам и сказал, «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).
Потому и основанную Им Христианскую Церковь следует больше рассматривать не как сообщество святых (то есть уже достигших абсолютной святости людей), но больше как больницу, в которую каждый приходит со своими скорбями и болезнями в поисках исцеления, утешения и помощи. Святость – вовсе не причина пребывания человека в Церкви, святость – это цель, к которой он стремится, это идеал, притом достижимый идеал.
За две тысячи лет немало людей шествовало этим путем, путем от порока – к праведности, от погибели – к святости. Христианская Церковь хранит не только предания о трудах и подвигах этих людей в назидание для молодых и неопытных, но и их «путевые записки» – творения, поучения, беседы и проповеди.
Попытаемся произвести краткий обзор наиболее знаменитых авторов, описавших свой путь, и постараемся определить, какую пользу из их трудов может извлечь современный человек, но перед этим необходимо ответить на ряд вопросов.
А оно есть, с чем бороться-то?
Христианские общины собираются во имя Иисуса Христа, Бога, Создателя всего видимого и невидимого, ставшего две тысячи лет назад ради нас Человеком, чтобы человек в конце концов смог стать богом. Бог для христиан – Источник всякого добра, радости, заботы, любви, счастья – словом, всякого блага, всякого доброго чувства и переживания, которое человек только может ощутить в этой жизни. Потому вполне естественно, что христиане пытаются стать поближе к Богу, угодить Ему, стать похожими на Него – они хотят приобщиться Его благости, ощутить на себе Его любовь, заботу и доброту.
Как можно угодить Богу? Ответ находим в Евангелии: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» (ср. Ин. 14, 21), – говорит Господь. Какие это заповеди? «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим…, и ближнего твоего, как самого себя». (Лк. 10, 27).
Казалось бы – все просто. Нужно всего-то вести себя хорошо и любить всех.
Но не тут-то было – стоит человеку лишь попытаться исправиться, стать ко всем добрым, как начинает твориться что-то непонятное.
Помучившись сам с собой, человек в итоге восклицает: «Не понимаю, что делаю! Чего хочу – того не делаю, а что ненавижу – то совершаю. Умом я нахожу удовольствие в законе Божием, то в теле своем вижу другой закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником греха и неправды. О, бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (ср. Рим. 7, 15, 22-25).
Что это? Сумасшествие? Сила привычки?
Христианская антропология дает на это следующий ответ: это повреждение целостности человеческого естества, выраженное расстройством всех внутренних сил человека, произошедшее в результате грехопадения прародителей.
Теперь скажем то же самое, но попроще. Разделим человека на ум (разумная часть человека), сердце (чувственная часть человека) и тело (телесная часть человека).
Человек изначала был сотворен совершенным, идеальным. В идеальном человеке все три его части согласованы друг с другом и строго иерархичны. Например, ум говорит: «Хочу стать философом», сердце сигналит: «Вперед!», и тело весело бежит в библиотеку.
Плюс к этому идеальный человек не имеет какой-либо предрасположенности к добру или ко злу, но имеет свободу выбора, и, какую сторону он в этом противоборстве изберет, таким он и станет – добрым или злым. Кроме того, идеальный человек был сотворен бессмертным.
Но вот случилось нечто ужасное и непоправимое: первые люди, Адам и Ева, вопреки предостережениям и запретам своего Создателя, вкушают плоды с древа познания добра и зла, и смерть входит в прежде бессмертного человека, внося с собой разруху, боль и хаос (на языке богословов этот момент истории человечества и называется «грехопадение прародителей»).
Повреждение человека было настолько велико, что Самому Богу пришлось умереть за нас, чтобы дать нам возможность исправиться, вернуться в изначальное, неповрежденное состояние.
Как грехопадение отразилось на естестве человека? Если изначально человек был цельным и гармоничным, то теперь он больше похож на многодетную маму, которую ее дети-тройняшки один сильнее другого тянут каждый в свою сторону. Вот пример. Ум: «Хочу почитать книжку»; сердце: «По телеку классный сериал показывают»; тело: «А я вообще есть хочу!». Ум: «Тетя Даша, кстати, просила к ней зайти»; сердце: «Забей! Давай на дискач сходим»; тело: «Ничего не знаю! Есть хочу!» – и прочее, и прочее, и прочее.
Однако самое печальное, что после грехопадения человек получил врожденную предрасположенность – склонность ко злу, которая передается по наследству от родителей к детям, от старшего поколения – младшему.
Человеку теперь очень тяжело даются добрые дела и значительно легче – злые. При этом зло часто маскируется под добро и по принципу ложки дегтя в бочке меда отравляет почти всякое наше благое начинание, всякую нашу попытку жить честно, свято и непорочно.
О свойствах этого зла и о методах борьбы с ним и призвана рассказать эта статья.
Автор – Виктор Корытов