Наступила пора, когда в школу идёт ваш подросший сын или дочь. Смешанные чувства царят в душе родителей. Всем хочется, чтобы школьная жизнь малыша началась успешно.
Заняться подбором школы для ребёнка стоит заблаговременно. Для всех ответственных родителей не должно быть секретом, какие школы расположены в микрорайоне, районе, городе. Не лишним будет узнать, в чём преимущество той или иной школы. И, конечно, зная характер и темперамент, задатки и способности своего будущего ученика, вы сможете хотя бы предположить, какой тип школы выбрать. Но спешить всё-таки не стоит.
Родителей обычно волнует множество вопросов: по каким программам, новым технологиям, авторским методикам работают педагоги школы, какие спортивные секции и кружки есть в школе, некоторые вопросы психологического микроклимата и т.д. Обо всём этом можно узнать до начала учебного года. Интересующие вас вопросы запишите в блокнот, выберите время и посетите школу для беседы с заместителем директора по учебной работе.
Лучше это сделать в начале весны, когда администрация школы уже рассматривает основные вопросы организации будущего учебного года. Однако, не откладывайте беседу с завучем надолго. Если вы придёте, например, в конце мая, представитель администрации не всегда найдёт время, чтобы подробно ответить на все ваши вопросы по той простой причине, что окончание учебного года для учеников, учителей и администрации очень хлопотное, «горячее» время. Это и оформление документации, и выставление годовых отметок, выпускные экзамены и многие другие моменты ежегодной школьной жизни.
В большинстве школ весной проводится собрание для родителей будущих учеников школы. На таком собрании тоже можно получить много нужной для вас информации. Узнать о собрании можно по телефону школы. Обычно объявление о таком родительском собрании вывешивается и на дверях школы.
Внимательно взгляните на своего малыша. Это – ваша радость и гордость, ваши родительские надежды. Но в то же время – это личность, которая имеет свой характер и привычки (которые не всегда вас радуют), своё видение мира. И как бы нам ни было досадно и больно за ошибки собственного ребёнка, – это его жизнь. Мы вправе предложить какие-то её стороны, но не навязывать.
При выборе школы, задумайтесь, не будет ли малыш отставать от одноклассников, не покажется ли, например, изучение предметов на повышенном уровне, для него очень сложным. И если всё-таки, ваш выбор в пользу школы с углубленным изучением предметов, найдите в себе силы для ежедневной помощи в подготовке домашних заданий, чёткой организации труда и отдыха ребёнка, выполнения советов и рекомендаций учителей и дальнейших занятий по развитию речи под руководством логопеда.
Обучение в первом классе в большинстве случаев происходит на базе детского сада или помещения, оборудованного для учёбы, игры и для дневного сна. По санитарным требованиям дети 6-летнего возраста обязательно должны днём спать. Это порой не нравится самим первоклассникам и на первых порах бывает непросто объяснить малышу, почему он поступал в школу, а ходит опять в детский сад.
Чтобы это не было для ребёнка неожиданностью, лучше заранее рассказать малышу о его новом режиме дня, вспомнить истории из своего детства. Но обязательно подчеркнуть, что первый класс только находится в помещении детского сада, но это настоящая школа.
О чём ещё необходимо помнить родителям школьника?
Уже с первых дней обучения для ребёнка очень важно создать ситуацию успеха. Это значит настроить его на положительный лад, вселить уверенность в своих силах, помочь адаптироваться к школе. Накануне нового учебного года родителей беспокоятся о том, как пройдёт адаптация к школьной жизни, как скоро у ребёнка появятся школьные друзья, не будет ли ему одиноко. Общительные дети, как правило, быстро находят общий язык с учителем и одноклассниками. А вот ребятам застенчивым действительно порой трудно найти друзей. На помощь, конечно же, придёт учитель. Не стоит стесняться рассказать учителю о характере своего ребёнка. Это поможет учителю и ученику лучше узнать друг друга.
Вместе с вашим малышом-первоклассником в путь за знаниями отправляется ещё много ребят. В том числе и ребята-сверстники, с которыми ребёнок дружит с детства. Стоит ли им идти в один класс? Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдайте или вспомните, как эти ребята играют вместе. Если уже в 5-6-летнем возрасте между малышами нередки были серьёзные ссоры, болезненное соперничество, нежелание уступить даже по просьбе взрослых, таким ребятам лучше находиться в разных классах. Встречаясь после уроков на нейтральной территории, они смогут поделиться своими школьными новостями и избежать конфликтов в учебной деятельности. Если же ваши сын или дочь хорошо общаются с друзьями-ровесниками, более того, если про них можно сказать «не разлей вода», скорее всего эти ребята смогут комфортно ужиться в одном классе.
Однако, не стоит отдавать ребёнка в тот или иной класс только потому, что в нём будет учиться дети ваших знакомых. Ориентируйтесь на способности и уровень развития своего ребёнка. А среди новых одноклассников сына или дочери скорее всего окажутся и новые школьные друзья.
Постарайтесь быть ближе к ребёнку, интересуйтесь его новой школьной жизнью. Старайтесь не выдавать ваше волнение, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Наоборот, почаще говорите вашему малышу, что у него всё получится, но для этого надо приложить старание. А вы всегда будете рядом. Не сравнивайте ребёнка с другими, особенно болезненно это звучит для малыша, если его ругают или сравнивают в присутствии одноклассников.
Сравнивайте успехи ребёнка с его же успехами, достигнутыми ранее. Ненавязчиво напоминайте сыну или дочери о новом статусе ученика, новых правах и обязанностях ученика. И, конечно, старайтесь выполнять все рекомендации учителя.
Очень важно, каково состояние здоровья будущего первоклассника, уровень готовности к школе и другие факторы. Например, чем лучше подготовка к школе, тем увереннее будет чувствовать себя ученик и нагрузка не будет так сильно ощущаться. И наоборот, если малыш подготовлен слабо, нагрузка может оказаться для него чрезмерной.
Совместная работа ученика, учителя и родителей поможет ребёнку в обучении. Однако, то, как ребёнок усваивает темы предметов, зависит и от его способностей. Родители с детства наблюдают за развитием способностей своих детей. И когда наступит пора выбрать школу для ребёнка, нужно реально оценить ситуацию и не переусердствовать с нагрузкой, которую ежедневно будет получать ребёнок. «Хорошие учителя его всему научат», – полагают родители, не учитывая к сожалению, что обучение – это двусторонний процесс.
Без усердия и трудолюбия самого ученика учитель не сможет дать ученику знания. А ученик начинает отставать от одноклассников. На уроке он испытывает дискомфорт, боится, чтобы его не вызвали, нервничает. Родителям важно не упустить момент и постараться разобраться в ситуации. Поговорить с учителем, усилить подготовку домашних заданий. А если, испробовав все методы исправить ситуацию, ребёнок по-прежнему отстаёт в учёбе и нагрузка остаётся для него чрезмерной, лучше, наверное, сменить школу. Ведь физическое и психическое здоровье ребёнка важнее. Чтобы в вашей семье не сложилась такая ситуация, выбирайте школу для ребёнка не с точки зрения родительских амбиций, а для ребёнка и вместе с ребёнком.
Частая смена школ тоже вряд ли принесёт желаемый результат. Если уже в нескольких школах возникают конфликтные ситуации, задумайтесь, почему это происходит. Попробуйте научить ребёнка уклоняться от конфликтов, искать выход из сложных ситуаций, если не прав – извиниться. В жизни человеку приходится общаться с разными людьми, идти на
Совсем скоро в двери одной из школ войдёт ещё один ученик – ваши сын или дочь. И пусть он станет гордостью той школы, которую вы так заботливо для него выбрали. Счастливого пути!
подготовка детей к обучению в школе