Чем мы руководствуемся на самом деле при выборе профессии

Чем мы руководствуемся на самом деле при выборе профессии?

Оказывается, причины, по которым мы выбираем ту или иную профессию, отнюдь не так однозначны, как мы привыкли думать. В самом деле, спросите сотню специалистов самого различного направления, по какой причине они выбрали именно это, а не иное занятие, и ответы будут на удивление похожи:

а) мне это нравилось с детства;
б) этим же занимались мои родители;
в) за компанию с друзьями;
д) в этот вуз мне было легче всего поступить;
е) так получилось – уж куда устроился, туда устроился.

Бывают еще и «редкие» варианты, но суть не в этом: все эти объяснения дают ответ на вопрос «как вы пришли в профессию», а не «как вы выбрали именно то, что выбрали». Ведь фразу «мне нравилось это с детства» или «уж куда устроился, туда устроился» могут произнести и доктор, и киллер, и математик, и биолог… Но вот почему нравилось именно ЭТО, и почему устроился именно ТУДА, а не куда-либо еще – тайна сия великая есть обычно для очень и очень многих.

Поэтому попытаемся приподнять завесу над тайными механизмами выбора людьми своего «дела жизни».

Итак, одной из причин выбора профессии может стать неудовлетворенная с детства насущная потребность. Такая потребность становится главной мотивацией, ведущей человека по жизни, и настоятельно стремится к реализации, к воплощению уже во взрослой жизни. Так, неудовлетворенная потребность во внимании нередко приводит человека на сцену или же в класс в качестве преподавателя; потребность в том, чтобы наесться досыта, приводит в кулинарное училище многих детдомовских ребят, а потребность к безопасности и упорядоченности жизни приводит детей из неблагополучных семей к парадоксальному с точки зрения окружающих выбору работы в правоохранительных органах.

Следующая причина – это сублимация, перевод энергии либидо (сексуального влечения) на другой, социально приемлемый объект. Это не следует понимать буквально: мол, если женщина не удовлетворена сексуально, она пойдет в проститутки. Нет, этот механизм значительно более сложен. К примеру, такие профессии, как хирург, шахтер, охотник, рыбак, боксер – это удачная сублимация агрессии (а вот киллер – неудачная!).

У женщин есть дополнительный вариант сублимации по принципу «Не могу быть красавицей – буду умницей». Отсюда происходит миф о том, что все красавицы глупы – и это именно миф, поскольку на деле механизм совсем иной. Это не красотки – глупышки, а просто НЕкрасавицы имеют больше причин и больше (порой) желания развивать свой интеллект, чтобы компенсировать свою меньшую востребованность в традиционно женском смысле и перевести собственную значимость для общества из плоскости матримониальной в плоскость интеллектуальную.

Третья причина – фиксация на определенных травмирующих обстоятельствах. Так, нередко становятся докторами те люди, жизнь которым (либо их родным и близким) в свое время спасли врачи; бывает и наоборот, однако по тому же принципу фиксации: спасателями или докторами становятся ребята, родители или друзья которых в свое время погибли, и спасти их было некому.

Еще один вариант – это следование сценарным программам, заложенным в нас семьей или же обществом в целом. Такая программа принимается примерно в 50% случаев – то есть примерно половина человечества при выборе жизненного пути руководствуется не тремя вышеизложенными причинами, а принципами сценариев. Поэтому остановимся на них подробнее.

Наиболее общие сценарные программы – гендерные, или половые. Общеизвестно, что существуют профессии традиционно «женские» (воспитательница в детском саду, учитель младших классов, младший медперсонал в лечебном учреждении) и традиционно «мужские» (летчик-испытатель, мореплаватель, боксер); однако есть и те, где «состав актеров смешанный».

Остальные сценарии закладываются преимущественно уже не столько обществом, сколько семьей. Это своеобразные «жизненные планы», которые прививаются ребенку в возрасте 5-6 лет. Итак, каковы же эти семейные сценарные карьеры?

Первый сценарий традиционно предписывает ребенку прямое копирование родительского варианта карьерного поведения: в народе это называется «пойти по стопам».

Второй вариант – предопределенность в зависимости от очередности рождения. Первый ребенок традиционно успешно воплощает родительский сценарий. Второй, в особенности родившийся через 5-6 лет после первого, как правило, нарушает этот сценарий, идя путем противоположным («от противного») либо пытаясь найти собственный. Какими путями пойдут остальные дети – предсказать куда сложнее, так как к сценариям родителей зачастую примешиваются и сценарии братьев и сестер.

Третий вариант сценария зависим от пола ребенка. Воспитание девочки ведется обычно по сценарию мамы, мальчика же, особенно после 5-6 лет – по сценарию папы.

Четвертый вариант – воплощение в ребенке несбывшихся родительских надежд. Так, четырехлетнюю малышку отдает в балет или гимнастику мама, в прошлом сама занимавшаяся этим серьезно, но по каким-либо причинам бросившая это важное для нее дело. Либо же в определенный вуз изо всех сил тащит сына папа, в свое время не сумевший осуществить эту СВОЮ мечту (и забывая, что мечты его сына могут быть совсем другими)…

Пятый сценарий – напротив, направлен на подспудный, негласный запрет на превышение родительских карьерных достижений. С малых лет ребенку прямо или косвенно внушают, каким великим человеком является его отец (дед, дядя, бабушка – нужное подчеркнуть) с подтекстом «куда тебе до него!» Под влиянием этого сценария ребенок либо становится хроническим «непобедителем», либо идет в совершенно непривычную для семьи сферу деятельности – чтобы реализовать себя там, где «великие» предки не успели застить ему дорогу.

Следующий сценарный тип – воспитание вундеркинда. Родители все свои силы и потенциал (порой нешуточный!) бросают на «развитие» ребенка в одном определенном или же сразу во всех возможных направлениях. Иногда, если у ребенка имелись соответствующие природные задатки, у родителей «получается», и вундеркинд действительно некоторое время существует (однако, как правило, его «карьера» в качестве уникума заканчивается годам к 16-17). Если же задатков не было – ребенка искренне жаль, это – прямой путь в невроз.

И последний вариант пытается ограничить в возможностях и правах девочек: в рамках этого сценария им внушается мысль о том, что достижение женщиной больших карьерных высот приравнивается к потере ими женственности. То есть у девушек в сознании формируется альтернатива: либо ты успешна, либо ты – настоящая женщина. Многие «ведутся».

Несмотря на то, что следовать сценариям легче, чем пробивать путь самостоятельно, задача взрослого человека – все же научиться жить автономно от сценария и «выбираться своей колеей». Некоторым это удается, но большинство идут проторенной дорожкой либо прерывают навязанные извне программы только под влиянием форс-мажорных обстоятельств. Существуют еще и антисценарии – более или менее (чаще – менее) удачные попытки выйти из-под влияния навязанных стереотипов и пойти не просто другим путем, но в кардинально ином направлении (не всегда согласуя свой дух противоречия с реальными возможностями и склонностями).

Если же не «ломать стереотипы» и следовать программе неукоснительно, то следует учесть, что, конечно, сценарий может идеально вписаться в личностные особенности человека, однако может и не вписаться (что происходит гораздо чаще), и всю жизнь такой человек будет не на своем месте и делать не свое дело. Именно поэтому нужно уметь тщательно анализировать и не бояться разобраться в себе: чем же на самом деле вызван именно такой мой выбор, действительно ли это «мое» и правда ли, что, занимаясь воплощением именно этого жизненного плана, я смогу максимально реализовать себя как личность.

Желаю всем в этом успехов!

Автор – Наталья Проценко

Источник

Оставьте комментарий