Чего боятся наши малыши?
Несколько лет назад ваша покорная слуга занималась исследованием страхов детей дошкольного возраста (от трёх до шести лет). Это исследование было необходимо мне для написания курсовой работы. Я поставила перед собой цель – изучить, насколько позволяли время и знания, причины возникновения детских страхов, объекты страхов, то есть выяснить, чего именно боятся дети, а так же определить способы, пути преодоления или ослабления страхов.
О том, что нужно делать, чтобы ребёнок меньше боялся, я рассказывала в одной из предыдущих статей. Сейчас же давайте поговорим об объектах страхов наших любимых малышей.
Разрешите располагать страхи вот в каком порядке: на «первых местах» будет то, чего дети по результатам моего исследования и исследований моих коллег-психологов, боятся больше всего, ну а на «последних местах» – те явления, предметы, живые существа, которые вызывают страх в меньшей степени. Ну как, согласны вы с таким порядком?
1. Страх темноты (72% из 500 детей, принимавших участие в исследовании). Малыши просят родителей не выключать на ночь свет, самое ужасное и суровое наказание для этих малышей – оказаться запертыми в тёмном чулане или другой комнате, стоять в тёмном углу лицом к стене. Под воздействием темноты у детей появляются другие страхи: навсегда остаться в одиночестве, быть украденными сказочными злыми героями (Бармалеем, Бабой-Ягой и т.п.).
2. Страх смерти. Его «популярность» (распространённость) в детских сердцах неуклонно растёт. Если взрослые думают, что в столь юном возрасте (3- 4 года) малыши ничего не знают о смерти, не понимают самого значения этого слова, то смею утверждать, что подобные мысли ошибочны. Возможно, ребёнок когда-то бывал на поминках, возможно, его бабушки и дедушки и их знакомые то и дело говорят: «Ох, что-то здоровье стало плохим! Вот умру и похоронят меня в сыру землицу!», «Вот соседушка моя умерла и мой черёд настанет скоро!» Иногда взрослые говорят малышу: «Ты меня до гроба доведёшь! В гроб загонишь! Вот умру и что ты будешь делать?» Произнося столь жуткие фразы, взрослые даже не осознают, что укореняют у ребёнка страх смерти. Но вообще страх смерти заложен в нас изначально. Это как бы культурный праобраз, передающийся через поколения.
3. Страх потерять кого-то из родителей или людей, их заменяющих. Многие малыши боятся, что их мама, папа, бабушка, сестрёнка заболеют, а может и умрут. Дети, возможно, видели, как кто-то из членов семьи тяжело болел, как все расстраивались, тревожились, беспокоились.
4. Боязнь различных животных. В первую очередь дети боятся собак и кошек, реже – ворон, пауков. Дети могут бояться только тех животных, с которыми сталкиваются в реальности. То есть, ребёнок, живущий в Москве, едва ли будет страшиться оленя или енота.
5. Боязнь стихийных бедствий. Наличие этого страха почти всегда связано с районом проживания ребёнка. Вряд ли маленький петербуржец будет бояться цунами. Хотя не исключено, что увиденное по телевизору стихийное бедствие так напугает малыша, что страх глубоко поселится в его головке.
6. Боязнь глубины, пожаров и т.п. Ребёнок будет бояться глубины, если он однажды уже тонул или если чувствует неуверенность в том, что, случись ему тонуть, взрослые придут на помощь. То же самое касается и пожаров. Но опять же, если малыш был в той или иной степени очевидцем пожара, последний может стать объектом детского страха.
7. Войны, террористическими акты. Возможно, я должна была поместить этот страх в начале своего «чёрного списка», потому что он в последнее время вновь обретает «популярность». Ежедневно дети видят ужасающие подробности военных действий, слышат о них, а в некоторых регионах являются и прямыми свидетелями таких событий.
8. Страх перед различными сказочными персонажами. Раньше я думала, что страх будет на первом месте, пока не получила результаты исследований. Безусловно, и наши современные малыши боятся быть украденными, съеденными злыми чудовищами. Но на место Бармалея, Бабы-Яги приходят новые злодеи (гоблины, покемоны).
9. Разные специфические страхи. Их наличие зависит от условий, в которых живёт ребёнок и от его психологических особенностей, от особенностей воспитания. Например, дети, которых бьёт отец, боятся вновь быть побитыми. Девочка, на которую в лифте напал злобный подросток, может бояться ездить в лифте или бояться подростков определённого внешнего вида (высоких, рыжеволосых и т.п.) Одна девочка боялась, что ночью её задушит цветок.
Этот список можно ещё продолжать; я привела здесь лишь некоторую часть объектов детских страхов. Боюсь, как бы долгий мой рассказ вас не утомил, дорогие читатели.
Автор – Маргарита Мельникова