Бюлер

БЮЛЕР (Buehler) Карл (1879—1963) — немецко-австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Образование получил во Фрайбургском ун-те (д-р медицины, 1903), продолжил в Страсбургском ун-те (д-р философии, 1904).

В 1906 закончил Берлинский ун-тет и присоединился к группе О. Кюльпе в Вюрцбурге. Занимался разработкой методик экспериментального изучения мышления, в частности метода свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Результат (Ausfragemethod) очень походил на современное структурированное интервью.

В 1909 Б. стал профессором психологии Боннского ун-та и занимался изучением гештальт-феноменов. Его работа о гештальт-восприятии была издана в 1913, что совпало с переходом в Мюнхенский ун-тет на должность профессора психологии. После Первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики.

В 1918 опубликовал труд, который считается первой попыткой обширного изучения детской психологии, и был назначен профессором психологии в Дрездене. Четырьмя годами позже Б. принял кафедру психологии в Венском университете и с этого момента вместе со своей женой Шарлоттой занялся преобразованием Венского факультета психологии в один из ведущих центров по исследованию детской психологии.

Его разочарование в американском бихевиоризме и приверженность холистическому мировоззрению побудили Б. заняться критикой методологии. В своей книге "Die Krise der Psychologe" ("Кризис в психологии", 1927 г) Б. не отвергал ни одну из школ, но пытался ограничить их претензии на абсолютную истину.

Считал, что выход из кризисной ситуации возможен путем интеграции трех основных направлений: интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции и культурологических исследований психики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В 1931 г. Б. обращается к психолингвистике, введя понятие контролирующих факторов во временную модель "стимула — реакции" и применив принципы гештальтпсихологии к изучению языка. С появлением нацистов в Вене в 1938 г. был вынужден уехать сначала в Норвегию, а затем в Америку. Бихевиористские предпочтения американской психологии до сих пор мешают оценить последнюю его работу, посвященную теории информации и коммуникации ("Menschen und Tiere", Hans Huber, 1958).
С.В. Ильина, М.Г. Ярошевский

Оставьте комментарий