Будущее вашего ребёнка

А.А.Овчаров, В.В.Мегедь

Опубликовано: "Менеджмент и кадры", 2003, № 4.

Ничто не может быть страшнее,

чем когда в человеке виден горизонт.

Герцен

 

Выявление способностей у детей и их развитие

Несмотря на постоянные заверения педагогов о приверженности идее формирования гармоничной и всесторонне развитой личности, традиционная система школьного обучения и воспитания по-прежнему остается формальной и заорганизованной. Вследствие этого нивелируются способности, у школьников вырабатываются стандартные знания и умения. Это касается практически всех предметов, включая гуманитарные, когда знание грамматических правил и хронологических дат ценится больше, чем умение сочинять стихи или фантазировать, придерживаться своего стиля в живописи или по-своему интерпретировать различные исторические события и процессы.

Организация школьной жизни основывается на принципе поощрения лишь учебных успехов, проблема самопознания игнорируется. Успеваемость делается предметом конкурентной борьбы, при этом страх детей потерпеть поражение используется как основное средство учебной мотивации. Все это ведёт к возникновению у детей комплекса неполноценности, формированию отрицательного отношения к предмету и перенос этого отношения на учителя.

Примечательно, что при уходе из школы самооценка бывшего школьника чаще всего повышается. В школе же повышение самооценки ребёнка происходит вне зависимости от учебных успехов, в основном за счёт внешнего вида, спортивных достижений, лидерского авторитета у сверстников.

Для младших школьников самое главное — как их оценивает учитель. Для старших — как их оценивают и принимают одноклассники.

При появлении в последние годы в СНГ школьных учреждений альтернативных традиционным (специали­зирован­ных, частных, элитарных) возникли реальные возможности внедрения так называемой «открытой» системы обучения, для которой, в отличие от традиционной «структурированной», характерны следующие особенности:

  • обучение проводится на индивидуальной основе;
  • преподавание ведётся в темпе, привычном для каждого школьника;
  • отсутствует жесткая система оценок;
  • поддерживаются постоянные контакты с родителями;
  • широко используется механизм внутренней мотивации детей;
  • отношениям учителя с учениками придается личный характер: учителю предоставляется роль помощника и советчика;
  • в обучении используются игровые методы.

В отечественной системе школьного образования отсутствуют программы, рассчитанные на одаренных детей. Практически не выработаны критерии одаренности. В этом направлении, как и во многих других, приходится опираться на опыт и традиции западноевропейских и американской школ педагогики и психологии.

Но автоматический перенос всего даже самого лучшего с одной почвы на другую не дает аналогичных результатов. Причины неудач кроются не столько в недостатке профессионализма педагогов, сколько в незнании или игнорировании психологии разных культур. Менталитет нации или этнической группы должен учитываться при адаптации заимствованных идей и практических методик.

Предлагаемый ниже перечень критериев одаренности достаточно универсален, но, по нашему мнению, практическое его применение требует дифференцированного подхода и учета типных и подтипных особенностей каждого школьника.

Познавательные способности и навыки:

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность.

Творческие способности:

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление (т.е. воспринимающее идею в целом, интуитивно).
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных идей.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

Особенности эмоциональной сферы:

  • Реалистическая Я-концепция (правильное представление человека о себе).
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям (умение сопереживать).
  • Терпимость к особенностям других людей.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Способность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация.

В реальной жизни мы чаще сталкиваемся с тем, что одарённые дети, обладающие какой-то одной группой качеств, не имеют других, либо эти другие представлены достаточно скупо. В частности, педагоги и школьные психологи отмечают, что мальчики и девочки с великолепными математическими способностями плохо ориентируются в эмоциональной сфере. Им чужда эмпатия (способность сопереживать), и они склонны давать объективно-логическую оценку аморальным и неэтичным поступкам других, отводя чувствам и переживаниям второстепенную роль. Напротив, школьники, чутко улавливающие настроение и состояние окружающих по мельчайшим нюансам и оттенкам в интонациях и поведении, чей мир эмоционально насыщен, обычно свою одаренность реализуют в гуманитарных предметах.

Типология личности позволяет провести анализ типных качеств каждого школьника и по доминированию определённых психосоматических признаков определить склонность ребёнка к тому или иному способу мышления и поведения, поскольку каждый индивид (даже на стадии формирования) подсознательно стремится реализовать свои потенциальные таланты или способности, заложенные в структуре собственного Я.

Эти признаки, выделенные и описанные ещё К. Г. Юнгом, легче определить не с помощью стандартных тестов, а в различных игровых, бытовых, производственных и других ситуациях, где ребёнок или подросток максимально свободно, а значит, творчески, проявляет свои природные, (по Юнгу — архетипные) качества.

Термины, используемые нами, по своему содержанию ближе всего отражают юнговскую интерпретацию, её нельзя смешивать с аналогичными понятиями, используемыми в литературе по философии, традиционной психологии и смежным гуманитарным дисциплинам

Чувствование:

Умение разбирать споры, ссоры между людьми, уговаривать, успокаивать, поднимать настроение, откровенно сопереживать. Желание оказывать услуги, делать подарки, хвалить и делать комплименты, ставить на первое место тему своих симпатий и антипатий. Стремление воспитывать, наставлять; проводить время с маленькими детьми, ухаживая за ними, часто возмущаться по поводу «нехороших» поступков других, легко обижаться, проявлять слезливость и, наоборот, смешливость.

Мышление:

Умение составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, измеряемых объектах, запоминать формулы, условные обозначения на географических и топологических картах, названия химических элементов, физических величин. Стремление к классификации (например, знание и умение описать определённое количество деревьев, кустарников, трав, зверей или птиц, характерных для какого-нибудь конкретного региона. Умение разбираться в чертежах, схемах, таблицах. Тяготение ко всевозможным вычислениям и расчетам; умение искать и исправлять ошибки других в текстах, задачах, рисунках и др. Любовь к техническим устройствам, механике, электронике, физике и т. д.).

Ощущения:

Умение пришить пуговицу, заштопать одежду, отремонтировать игрушку, сделать полезную вещь или украшение для дома, приготовить вкусное блюдо, составить букет цветов (икебана). Стремление показать друзьям (подружкам), как необходимо со вкусом и опрятно одеваться, как сделать прическу. Возможность различать следы человека, птицы, животного, велосипеда, мотоцикла, автомобиля на влажной земле или снегу. Способность ухаживать за маленьким ребёнком. Умение оказать первую медицинскую помощь: промыть и забинтовать рану, удалить занозу, помочь при потере сознания, сделать искусственное дыхание. Проявление практичности и сноровки в походе (умение быстро поставить палатку, разжечь костер, приготовить пищу, уложить рюкзак); способность пользоваться инструментами, правильно их содержать, любовь к работе в мастерской (столярной, слесарной, авто и т.п.).

Интуиция:

Придумывание новых игр, сочинение стихов, рассказов, анекдотов. Умение сделать самое оригинальное описание внешнего вида космического пришельца или неизвестного (несуществующего) животного, не имеющего аналогов на Земле, и дать ему соответствующее название. Конструирование или разработка нового вида какого-нибудь изделия (одежды, машины, дома, продуктов питания и т.п.). Возможность создания собственного музыкального (художественного, драматического, научного) произведения. Умение чувствовать скрытые мотивы других людей, прогнозировать развитие событий и процессов.

Обычно у школьника наблюдается доминирование пары связанных между собой признаков: этики и сенсорики, этики и интуиции, логики и сенсорики, логики и интуиции. Выявление у ребёнка доминирующей пары признаков позволяет направить его способности на определённый вид деятельности – в социальной, гуманитарной, производственной или научно-исследовательской сферах.

Оставьте комментарий