БРУШЛИНСКИЙ

БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933—2002) — российский психолог, философ, д-р психологических наук (1978), профессор (1991), чл.-кор. АПН СССР (1989), чл.-кор. АН СССР (ныне РАН) (1990), один из учредителей и академик РАО (1992), академик Международной Академии наук Международного Совета научного развития (1994), академик Международной кадровой Академии, аккредитованной при Европейской сети национальных центров ЮНЕСКО (1997), чл. Генеральной Ассамблеи Международного союза психологической науки (1994). Лауреат премии им. С.Л.

Рубинштейна Президиума РАН (1992) и премии Президента РФ (1998). Окончил отделение психологии философского факта МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), ученик С.Л. Рубинштейна. С 1956 по 1972 гг. работал в Секторе психологии Института философии АН СССР, в составе которого в 1972 г. перешел в Институт психологии АН СССР. С 1989 г. — директор Института психологии РАН. С 1981 по 1987 г. был зам. гл. ред. журнала "Вопросы психологии", с 1988 г. — гл. ред. "Психологического журнала" АН СССР. Чл. редсовета ряда других отечественных и зарубежных изданий.

Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1983—1988), член Центрального Совета ОП СССР (с 1989). Инициатор создания и чл. Президиума Российского Психологического общества (1994). Область научных интересов Б. — онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, кибернетикой, информатикой, физиологией и социологией); теоретическая и экспериментальная психология мышления; психология субъекта и личности; педагогическая психология; история психологии. В работах, посвященных мышлению, Б. исследовал принципиальные отличия мышления человека от функционирования компьютера ("Психология мышления и кибернетика", 1970).

Был разработан новый вариант системного подхода: континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики. На основе этого метода экспериментально изучалось мышление как деятельность и как непрерывный процесс прогнозирования; был открыт новый вид инсайта — "не мгновенный инсайт"; выявлены существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратных связей; прослежено взаимодействие логических (прерывных) и процессуальных (непрерывных) уровней познания. ("Мышление и прогнозирование", 1979; "Мышление: процесс, деятельность, общение" / сб. под ред. Б./, 1982).

Был обоснован вывод о том, что любое мышление (хотя бы в минимальной степени) является творческим, и потому не существует репродуктивного мышления; в результате была дана новая трактовка взаимосвязи мышления и творчества.

Раскрыта подчиненность диалога мышлению в процессе совместного решения задачи с помощью анализа через синтез; на этой основе проведен критический анализ теории М.М. Бахтина ("Мышление и общение", в соавт., 1990; 1999). Разработана теория внутриутробного возникновения психики человека ("О природных предпосылках психического развития человека", 1977). Б. — автор континуально-генетической психологии субъекта, в которой человек и группа людей раскрываются на высшем (индивидуализированном) уровне своей активности, целостности (системности), автономности и т. д. Понятие субъекта (в отличие от личности) рассматривается как наиболее общее и широкое определение человека в интегральности всех его существенных качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Социальное здесь — это общечеловеческое, а общественное — типологическое (т. е. характерное лишь для определенных общностей людей). Поэтому психология человека, по мнению Б., не должна разделяться на две ветви: только естественнонаучную или только гуманитарную. С этих позиций Б. разработаны теория творчества и теория умственного и нравственного развития людей ("Проблемы психологии субъекта", 1994; "Субъект и социальная компетентность личности" (сб. под ред. Б.), 1995). Все результаты своих исследований Б. обобщил в новом варианте диалектической логики, при котором — вопреки К. Попперу и др. — полностью соблюдается логический закон противоречия (но не закон исключенного третьего). ("Субъект: мышление, учение, воображение". 1996.) Уточнен принцип детерминизма применительно к историческому и психическому развитию людей.

>Проведен критический анализ концепции Л.С. Выготского и, прежде всего, его теории житейских и научных понятий ("Культурно-историческая теория мышления", 1968). Б. систематически сопоставлял субъектно-деятельностный и знаково-речевой подходы при сравнении теорий М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С. Московичи, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и С.Л. Франка ("Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна" (совм. с К.А. Абульхановой), М., 1989; "Психологическая наука в России XX столетия" / под ред. Б., М., 1997; "Проблема субъекта в психологической науке" / под ред. Б., М., 2000)

В.А. Кольцова

Оставьте комментарий