БОГОЯВЛЕНСКАЯ

БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна (р. 1932) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Д-р психологических наук (1988), профессор (1990). Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (с 1990), затем РПО (с 1994); член президиума Координационного совета РПО (1996). Награждена медалью им. К.Д.

Ушинского (1998). Лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности, 1999) и премии Президента РФ по программе "Дети России" (за особый вклад в работу с одаренными детьми, 2001). Окончила психологический (1958) и философский (1962) фак-ты МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру НИИ ОиПП АПН СССР (1965—1968).

Ученица С.Л. Рубинштейна. С 1968 г. — сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. В 1971 г. защитила канд. дис.: "Методы исследования интеллектуальной активности", в 1988 г. — докт: "Психологические основы интеллектуальной активности". С 1990 г. зав. лабораторией "Диагностики творчества" ПИ РАО. Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией творчества и одаренности.

Выделив "единицу анализа творчества", разработала экспериментальный диагностический метод — "Креативное поле" (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм "спонтанных" открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития ("самодвижения деятельности" и "познавательной самодеятельности"), фиксировать выход в область "непредзаданного", что и определяет творческий статус данного феномена.

Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий. Б. и ее учениками изучены структура и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 32 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология ("Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983, "Психология творческих способностей", 2002). Б. является зам. председателя Координационного совета Президентской программы "Одаренные дети" (1997), ответственным ред. коллективной монографии &quot

;Основные современные концепции творчества и одаренности" (1997). Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999, 2000), Международной конференции "Одаренность: рабочая концепция" (2000, 2002). Автор и отв. ред. трудов: "Психология сегодня", Вестник РПО, в 4-х тт., М., 1996; "Педагогические системы: одаренные дети", М., 2000.

Л.А.

Карпенко, В.А. Кольцова

Оставьте комментарий