БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ – состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов. В узком понимании Б. – это защищенность политических, экономических, социальных и иных отношений и организационных связей, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов личности, общества и государства от угроз; это состояние системы отношений, при котором реализуются жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Б. необходимо рассматривать, во-первых, в структурном аспекте, во-вторых, как состояние, и, в-третьих, как процесс, т.е., в функциональном плане.
В структурном аспекте Б. рассматривается как система жизненно важных интересов и их субъектов (носителей отношений); угроз им, обусловленных различными факторами, процессами и действиями; субъектов (носителей) угроз.
Структурный аспект проблемы предполагает выделение основных факторов, влияющих на реализацию интересов, а через последние – на Б. государства и субъектов хозяйствования. Эти факторы можно разделить на группы, характеризующие: а) политическую, экономическую, социальную, информационную, военную и иные сферы; б) материальное обеспечение: производства, социальной политики, здравоохранения и пр.
Как состояние Б. характеризуется степенью достижения наибольшего соответствия (сбалансированности) между жизненно важными интересами личности, общества и государства, создания условий для оптимального функционирования системы общественных отношений, обеспечивающей удовлетворение потребностей и реализацию интересов.
В функциональном плане Б. тождественна понятию “обеспечение Б.” и должна рассматриваться как процесс обеспечения, достижения единства жизненно важных интересов; выявления и предупреждения угроз им; противодействия субъектам угроз, что фактически будет обеспечивать создание и упрочнение условий надежного функционирования социальной структуры в ходе ее развития.
Особенности внешних и внутренних процессов, политических, экономических и социальных факторов развития республики со всей остротой ставят вопрос об обеспечении Б. Беларуси, о защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, определении компетенции каждого из субъектов системы обеспечения Б., построении модели обеспечения Б., применимой как на национальном, государственном уровне, так и в различных сферах жизнедеятельности.
Исходным пунктом построения такой модели является определение основных понятий, принципов моделирования, элементов системы обеспечения Б.Н.
В наиболее общем плане Б. рассматривается как отсутствие опасности (или защищенность от угроз) для функционирования или развития объекта, процесса, явления, то есть характеризует свойство или состояние (стабильность, устойчивость) последних.
Применительно к социальной структуре, социальной общности, Б. означает функционирование и развитие этой социальной структуры и ее элементов (на микро- или макроуровне) без опасности, прежде всего, со стороны другой социальной группы, общности или их представителей, а также со стороны других факторов (природных, техногенных и пр.).
Определяющее значение для формирования системы Б. социальной структуры имеют жизненно важные интересы, которые реализуются и для человека, и для общества, и для государства в различных сферах их жизнедеятельности.
Интересы каждого из субъектов социума находятся в постоянном развитии и изменении. Соответственно, обеспечение Б. в социальном плане в целом должно рассматриваться как создание условий по устранению опасности (негативного воздействия) для жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе и экономических.
Интересы каждого из элементов социальной системы противоположны и даже могут находиться в противоречии с интересами других. Наличие противоречий интересов и отсутствие механизмов их разрешения создают предпосылки для возникновения угроз в целом и угроз-действий в частности. Соответственно преодоление противоречий интересов составляет практическую деятельность по обеспечению Б. в целом.
С этих позиций определение Б. в наиболее общем виде для социальных систем в различных сферах их деятельности формулируется как защищенность жизненно важных интересов социальной структуры или ее отдельного элемента от внешних и внутренних угроз, где последние выступают или реализуются как противоположные, противоречивые интересы каждого элемента социального сообщества.
Б. выражает состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы на различных уровнях ее функционирования – межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностном и т.д., и в различных сферах деятельности – политической, экономической, социальной, информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители и потребители, индивиды, социальные группы и элиты, государственные институты и общественные организации.
Иными словами, базовыми терминами в дефиниции Б. являются: “интересы”, “состояние”, “объект”, “угрозы”, “субъект” и т.д.
Объектом Б. являются жизненно важные интересы личности, общества и государства с учетом того, что они выражают определенные общественные отношения.
>Тенденция развития социальных структур реализует процесс усложнения системы социальных, экономических и политических связей и отношений, изменения структуры и формы существования человеческого социума. На базе разделения труда идет процесс кооперации, концентрации, создания системы транснациональных систем отношений и форм их существования и реализации.
На каждом новом этапе, на каждом новом уровне, в новой форме социального существования изменяются и задачи, решаемые социумом, системы взаимоотношений между группами, принципы и критерии их оценки. Однако многообразие форм и методов решения задач для отдельного институционального образования на каждом этапе развития человечества, все более трансформируется в направлении решения общечеловеческих ценностей.
В то же время, каждое из социальных, государственных образований на каждом этапе решает проблему защиты своих национальных, государственных интересов, обеспечения Б. существующих социальных образований – национальных государств. Однако уже сегодня государственность не может однозначно реализовать интересы развития социума в силу различия интересов как внутри национального образования, так и между ними.
Изменение системы интересов внутри национально-государственных образований, выдвижение на первый план общечеловеческих интересов привело к возникновению и новых социальных общностей, которые не имеют государственной формы существования и включают в себя субъектов, принадлежащих к разным национально-государственным структурам (например, ООН).
>Именно под влиянием формирования новой системы интересов, требующей и новой системы взаимоотношений между социальными структурами, привело к трансформации ряда национально-государственных образований. В основе его лежит противоречие между осознаваемыми планетарными, глобальными, общечеловеческими интересами и ценностями, с одной стороны, и неизменными, или государственно закрепленными, но не в полной мере соответствующими реалиям, национальными интересами.
Новое планетарное мышление и интересы – это сохранение экологии планеты, новый экономический порядок, борьба со СПИДом – “чумой 20 в.” и т.д.
Старые национально-государственные интересы – это завоевание и передел рынков сбыта, гипертрофирование национальных интересов, роль мирового жандарма или третейского судьи и пр.
Соответственно, наметилось противопоставление тенденции к интеграции, реализации общечеловеческих интересов и ценностей, с одной стороны, и защиты своих национальных или государственных интересов, что привело к вычленению понятий международная, всеобъемлющая Б. и разграничению содержания и объемов государственной и национальной Б. Для государственной Б. присуща ориентация на защиту государственного образования в виде системы органов власти и управления, государственно легитимированных идеологии, политики, экономической системы и т.д.
Содержание и объем национальной Б. отличается от государственной по охвату той системы интересов граждан, организаций, социальных структур, находящихся в противоположности с официально провозглашаемыми.
В то же время, господствующее положение практически во всех социально-государственных, национальных системах занимают государственные интересы, поскольку они (их реализация) обеспечена системой государственной власти, механизмом реализации.
На международной арене, в системе надгосударственных связей, отношения и интересы реализуются через систему общественных организаций, структур. Например, – ООН. Но сложившаяся практика отношений показывает, что межгосударственные образования (типа НАТО, в которых господствующее положение занимают интересы ведущего государства) оказываются более деятельными, что и приводит к превалированию государственных интересов в противовес или с ущемлением глобально-национальных, общечеловеческих интересов.
Международная Б. исходит из необходимости учета национальных и интернациональных интересов всех государств и всех групп государств и рассматривает их соотношение на международном и национальном уровнях, реализуется в постоянно возрастающей взаимозависимости, например, национальных экономик, являясь ее логическим следствием и результатом.
На национальном уровне выделяются конкретные интересы (проблемы) для данного государства на данный момент времени. Поэтому общим интересом для мирового сообщества государств выступает создание системы, позволяющей обеспечить равноправное развитие каждого государства и их взаимодействие в рамках политических отношений и международного разделения труда. Но на национальном уровне жизненно важные интересы страны связаны с проблемами экономического роста данного государства, решения его политических, социальных и других вопросов.
Соответственно, международная Б. обеспечивается не через решение вопроса о соотношении сил (потенциалов), а на основе достижения баланса национальных и интернациональных интересов. В процессе достижения баланса указанных интересов необходимо учитывать (или стремиться к наиболее полному учету) и национально-государственные, и групповые, и блоковые интересы.
Стремление к достижению баланса должно быть обоюдным, многосторонним. В противном случае, при нарушении равновесия взаимозависимость государств в социальной, экономической сферах из фактора, обеспечивающего Б. стран, превращается в свою противоположность – фактор, дестабилизирующий, подрывающий Б., создающий внутри национальные проблемы политического, социального или экономического развития. Иными словами, – обеспечение Б. достигается через преодоление различия и противоречивости интересов. На международном уровне должно быть преодолено различие и противоречивость политических, экономических и других интересов государств и их блоков, на национальном – различие и противоречия социальных и экономических интересов различных социальных групп.
>В современных условиях реформирования существовавших общественно-политических систем, процессов суверенизации республик бывшего Советского Союза, проведения рыночных преобразований в экономиках государств -участников СНГ и ряда других социально-политических и экономических процессов система жизненно важных интересов приведена к положению достаточно существенного размежевания, вплоть до противоречия, интересов, ранее считавшихся едиными, совпадавшими с общенародными. В настоящее время эти интересы четко разделяются на три основные группы: интересы личности, общества и государства. Данное положение нашло закрепление в Конституциях ряда стран. Противоречивость этих групп интересов привела к необходимости вычленения новых понятий и терминов. В частности, в сфере обеспечения Б. наряду с понятием государственная стало использоваться понятие “Б.Н.”.
>Термин “Б.Н.” используется для характеристики состояния основных сфер жизнедеятельности нации, имеющей государственное образование. Такими сферами являются экономическая, политическая, гуманитарная, военная, культурная, экологическая, информационная и другие, в которых реализуются жизненно важные интересы нации и которые характеризуют ее как общественно-историческое, этническое, экономическое и т.п. образование. В определенном смысле сферы национальной и государственной Б. совпадают, когда государство рассматривается как аппарат реализации национальных интересов. С этих позиций к сфере государственных интересов и, соответственно, к сфере государственной Б., относится деятельность государственных органов в основных сферах жизнедеятельности государства по реализации национальных интересов. Однако, в силу различия интересов личности, общества и государства как составляющих нации, государственная Б. входит в объем национальной Б., но отличается от него сферой своего охвата. В эту сферу входит Б. государственных органов и институтов, защита интересов общества и государства как субъектов собственности и связанные с ними аспекты.
В то же время Б.Н. включает в себя Б. личности, даже когда интересы последней не совпадают с интересами общества (в силу противоречивости позиций субъектов хозяйствования и отдельных личностей по отношению к интересам государства и общества). В этом случае органы государственной власти и управления при обеспечении национальной Б. в сферу своей деятельности однозначно включают реализацию в полном объеме государственных жизненно важных экономических интересов, но ограниченно (например, на объем теневой экономики) – общественных и личности. Поэтому, наряду с национальной и государственной Б. выделяется форма Б., связанная с защитой интересов личности или отдельных субъектов хозяйствования.
В зависимости от степени близости жизненно важных интересов государства, общества и личности возможно совпадение по масштабам и сферам реализации национальной и государственной экономической Б. При наличии существенных противоречий между интересами личности и государства можно вести речь о совпадении государственной и экономической Б. общества. Но в этом случае по своим масштабам не будут стыковаться национальная и государственная экономическая Б.
Это обуславливает необходимость формирования концепции Б., основываясь на вычленении и учете интересов каждого из участников общественных отношений. Только в этом случае возможно обеспечить в деятельности государственных органов по обеспечению Б.Н. оптимальное сочетание и реализацию интересов личности, общества и государства, разрешение существующих противоречий.
Различия и противоречивость интересов предопределяют то, что Б. не является неизменным, статичным состоянием, а может быть обеспечена только в динамике, в постоянном изменении, поиске нового сочетания разнообразных, противоречивых интересов, определения путей их разрешения.
Известно, что взаимодействие интересов личности, общества и государства представляет собой многоуровневую и сложную систему. На уровне интересов личности необходимо их согласование в межличностных отношениях, соблюдение одной личностью прав, свобод и интересов другой личности. В этом же плане должны быть отрегулированы отношения личности с обществом и государством. И здесь необходимо взаимное уважение интересов.
В обществе у различных социальных слоев, национальных и религиозных групп существуют отличающиеся и противоречивые политические, экономические, информационные интересы и потребности. Недопустимо удовлетворение интересов одного социального сообщества или группы за счет других. Соответственно и национальные интересы должны вырабатываться путем преодоления противоречий между обществом и государством, в отношениях между государственной властью и субъектами отношений.
Интересы взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому с позиции обеспечения национальной (государственной) Б. необходимо определить степень вмешательства государства на различных уровнях, в различных сферах деятельности, способы и методы вмешательства (законодательное регулирование, административное или иное вмешательство) и его временные реалии.
Соответственно, в системе интересов: во-первых, необходимо создать иерархию интересов – вычленять долгосрочные, перспективные и краткосрочные, но не менее жизненно важные интересы; во-вторых, постоянно корректировать эту систему с учетом как изменяющихся условий развития, так и возникающих новых угроз.
Проблема обеспечения жизненно важных интересов требует решения вопроса о соотношении интересов различных сфер жизнедеятельности – их приоритетности по отношению друг к другу.
В современных условиях, например, актуально определить, чему республика должна отдать предпочтение – обеспечению экономической стабильности или иным вопросам. И это не простой вопрос, так как реализация экономических отношений осуществляется сегодня не столько на межправительственном уровне, сколько через контакты между производителями и потребителями продукции, интересы которых довольно противоречивы и отличаются от общественных.
>Не менее важен и такой аспект проблемы, как наличие существенных отличий и даже противоречий между интересами личности, общества и государства.
Конституционное закрепление приоритетности интересов личности по отношению к интересам общества и государства отражает демократическую направленность развития нашей республики, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности: например, по вопросам социальной защиты граждан при введении рыночных условий хозяйствования, в процессе приватизации, устранении диспропорций между доходами и расходами и пр. В то же время, мировая практика рыночных преобразований в аналогичных республике условиях свидетельствует, что зачастую интересы личности можно обеспечить только через первоочередную реализацию общественных или государственных интересов, подчинение первых последним вплоть до их игнорирования или противопоставления интересам отдельных социальных групп (послевоенная Япония, Южная Корея и др.). Главным в этом плане становится вопрос о стратегическом направлении развития республики, концептуальных подходах к модели преобразования общества.
Организация воплощения и контроль за реализацией жизненно важных интересов возможны или при их совпадении, когда и личность, и общество, и государство действуют в одном направлении, или если государство обеспечивает через свои возможности единую направленность интересов. И в этом случае одним из важнейших рычагов воздействия на ситуацию является законодательное определение жизненно важных интересов, прежде всего национальных и государственных, и подчинение им интересов личности и отдельных субъектов хозяйствования, подкрепляемое и экономическими, информационными и административными рычагами, и даже силовыми методами.
Преобладающие в стране интересы влияют на формирование не только внутренней, но и внешней политики. Столкновение национальных интересов на международной арене приводит к изменению позиций отдельных стран во внутренних вопросах. Поэтому достижение баланса интересов возможно с наименьшими потерями при условии соблюдения каждой из сторон взаимоотношений следующих принципов: стабильность, надежность и предсказуемость.
Эти общие принципы реализуются как стабильность, надежность и предсказуемость политики государств и деятельности других субъектов отношений.
В.В. Пузиков