Бальзак (Седых)

Описание Бальзака от Романа Седых

Бальзак

Весь мир воспринимается тактил-сциентиком через призму понятий времени и динамики. Воображение и предвидение крайне редко его обманывают. Этот тип более других доверяет своей интуиции в общепринятом смысле этого слова. Время он чувствует великолепно и вкладывает в это понятие большой смысл. Внутренним взглядом он охватывает временные интервалы, начинающиеся в глубокой древности и заканчивающиеся в далеком будущем. ТС, пожалуй, самый дальновидный стратег из всех. Только знания, интеллект и влияние слабых функций ограничивают его предвидение и вносят искажения в предсказания. Из самоописания одного ТС: "Цель тактил-сциентика – влиять на динамику окружающего мира, избавляя ее от недостатков, выявленных при изучении исторического развития.

При этом ему от природы свойственно воспринимать мир целостно, системно, в развитии. Воздействие на динамику осуществляется через управление и изменение информационных потоков… Но всякий раз, когда нужно сделать что-то конкретное, тактил-сциентик встречается с определенными трудностями, особенно если это конкретное касается его личных отношений". Человек такого типа по натуре философ и теоретик. Привычка мыслить высокими абстракциями приводит иногда к тому, что о самых простых и обыденных вещах он не умеет высказаться, не используя отвлеченных понятий. В приведенной выше цитате, например, молодой человек не может рассказать о себе иначе как в третьем лице. Обращение ТС со временем профессионально; если он не захочет, то ни за что не опоздает. Неумелое обращение других со временем его удивляет, особенно если он редко сталкивался с этим. Удивляют его и суетливость, отсутствие воображения и навыков предвидения. Правительство, как известно, ругают все, но все за разное. Тактил-сциентик – за отсутствие продуманного плана и элементарного умения видеть последствия принимаемых решений. Если вы не хотите поссориться с тактил-сциентиком, не заставляйте его терять время, делать неинтересные для него вещи и растрачивать свои возможности. ТС, пожалуй, наименее обидчив в мелочах, но если уж он обижен, то это надолго.

Воображение ТС работает с динамическими моделями. Люди, вещи в его мыслях живут, двигаются, работают, поэтому он сравнительно легко предсказывает их поведение. Отсюда и нередкая любовь тактил-сциентика к моделям и играм. Большинство ТС любит и умеет играть. Чем замысловатей игра, чем лучше модель отражает какие-то стороны жизни, тем она интереснее. Тактил-сциентик – поэт игры, мастер игры и ее великий критик, и, как вы сами понимаете, возраст здесь не играет основной роли. Он играет всю жизнь и играет в жизнь; делает это с большим вкусом и интересом. Без интереса он вообще ничего не делает, и это причина непрактичности представителей этого типа. Время тактил-сциентика наполнено в первую очередь не эмоциями и переживаниями, а работой, деятельностью, объективными событиями и процессами. Соответственно, время – это время для работы, и сама работа рассматривается с точки зрения ее длительности, перспективности и т. п. ТС способен на долгий труд, результат которого будет виден окружающим, может быть, только через годы. Тактил-сциентик работает с удовольствием и бывает рад, когда его работу оценивают высоко и берут на вооружение придуманную им методику. Но когда критикуют за ошибки и нерациональность действий, ему становится заметно неприятно. Такая критика все же переносима и служит дополнительным стимулом для усовершенствования навыков. С другой стороны, из-за релатичности тактил-сциентик не признает лишней работы, и ругать его за леность – только ее поощрять. ТС нравится давать советы по методике выполнения работы больше, чем собственно работать, и не столько из-за лени, сколько из-за стремления видеть происходящее со стороны и иметь время на обдумывание деталей происходящего. Он любит хорошо подумать перед тем, как работать, и, особенно, вместо того, чтобы работать. Все, что тактил-сциентик делает, он старается делать творчески; он часто бывает автором новых методик, даже в тех областях, где, казалось бы, все давным-давно известно, будь это хоть чистка картошки. Придумать способ, позволяющий работать качественней и лучше, очень приятно. При более высоком развитии способностей ТС придумывает более сложные методики: как писать книги, делать политику… Любит смотреть на применение придуманных им способов другими. Хоть он "все всегда знает заранее", сбывшийся прогноз приносит удовлетворение. За ошибки, допущенные другими людьми в работе, тактил-сциентик редко ругает, но подобное происшествие вызывает у него желание немедленно посоветовать, как наилучшим образом исправить ошибку.

* * *

Вопросы собственного самочувствия, ощущений, уютности и комфортности быта разрешаются им гораздо хуже. ТС обычно не гедонист. Его эстетические запросы редко превышают уровень разумной достаточности. Он не прочь вкусно покушать, но если есть нечего, может подолгу обходиться самой примитивной и скудной пищей. Любит мягкую постель, но может выспаться на вокзале. Мало кто другой так ценит свое здоровье, но при выполнении срочной работы он о нем забывает. Можно сказать, что во всем, относящемся к удовлетворению насущных потребностей своего организма, ТС довольно неприхотлив и устойчив. Без разнообразия ощущении мозг тактил-сциентика спит, не имея потребности в мыслительной работе. При этом поддержание своего здоровья в норме вызывает у него определенные затруднения. Он податлив на мнение окружающих во всем, что касается вопросов эстетики, быта, здоровья, и по причине важности этих проблем стремится получить максимально объективную информацию о них. В зависимости от обстоятельств и жизненного опыта, интерес к подобного рода информации может проявляться по-разному: от детского интереса к новым блюдам до увлеченного чтения медицинской энциклопедии и изучения систем голодания. Подмечено, что, даже увлекшись голоданием и диетами, тактил-сциентик никогда не изводит себя и не доводит до истощения. Упрашивать и уговаривать тактил-сциентик умеет плохо, поэтому старается убеждать и доказывать. Если аудитория не понимает его логики или, хуже того, не хочет ее воспринимать, совершенно теряется, и ему остается только уйти, проклиная тот миг, когда он вздумал спорить с этими невеждами. Чем дольше у ТС складывались отношения с партнером, тем он увереннее в его эмоциональных реакциях и тем лучше знает, чего от него ждать.

При внешнем своем демократизме общение с новыми людьми начинает с трудом, скованно, напряженно. Не любит эмоциональной зависимости от других, потому что ему иногда трудно справиться со своим настроением. Испортившееся, оно ухудшается дальше и легко переходит в долгую депрессию и недовольство собой. Чем ближе человек, тем сильнее он влияет на эмоции тактил-сциентика и тем больше опасность возникновения подобных состояний. Поэтому ТС так осторожен в своих отношениях с людьми и на эмоциональную близость с другими людьми идет с трудом, медленно и с ожиданием нехорошего. Иногда эта близость не образуется даже в браке. Из-за внешней невозмутимости представителей этого типа может показаться, что подобная близость ему вовсе не нужна. Неправда, очень нужна! Невозмутимость – лишь маска. Перестраховка, вызванная нежеланием показывать настоящее настроение. Он вообще большой перестраховщик: стремится всегда и во всем иметь резервы. Тактил-сциентик стесняется шуметь в транспорте, не всегда решится громко позвать замеченного вдали знакомого, ему страшновато петь на аудиторию собственные песни или читать свои стихи. Другое дело, если это стихи или песни известных авторов. В этом случае получается изображение не своих, а чужих эмоций, а это интересно и далеко не так опасно.

* * *

ТС редко бывает практичным в обращении с вещами и еще реже обладает тем, что называется вкусом. При этом в красоте вещей он нуждается, но редко может толково объяснить, чем именно они хороши. Он из тех, кто не умеет определить цену и довольно спокойно переплачивает, особенно за нужное и вкусное. Стать практичным самостоятельно тактил-сциентик не умеет, но он в этом благодарный ученик, в особенности если ему нравится учитель. Поэтому, хотя среди представителей этого типа встречаются и художники, и портные, и товароведы, лучше все-таки оставить подобную работу конкретикам. Счастье ТС, где бы он ни работал, – развить вкус и узнать цену вещам, потому что при всей склонности к интеллектуальному творчеству неразвитость названных качеств все его размышления делает слишком отвлеченными и мало понятными окружающим.

Тактил-сциентику (и другим абстрактикам) нужно быть ровно настолько практичным, чтобы знать, кто будет реализовывать его идеи и зарабатывать столько, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Грешно требовать от него, чтобы он был великим финансистом. Деньги выполняют для него роль подчиненную по отношению к идеям. Если же воспитание и обстоятельства вынуждают к обратному, развиваются всяческие патологии оценки собственной внешности, силы, комплексы скаредности (вроде гобсековского) или наоборот, безоглядного растранжиривания.

Метод борьбы с подобными неприятностями предлагался сотни раз и во многих вариантах великими психологами, философами, писателями и просто разумными людьми – "познай самого себя". Видимо, предполагалось, что в процессе познания характер будет исправляться. Но познать себя невозможно, не изучая мира, своих отношений с ним и своего места в нем. Можно подойти к этому по-разному, но соционика – наиболее быстрый и действенный путь. Разговоры о слабых функциях будут выглядеть абстрактными ровно до той минуты, пока вы действительно не прочувствуете и не осознаете, что это и к вам. относится и что львиная, доля ваших проблем именно с ними связана. С рациональной психотерапией, суть которой сводится к объяснению человеку причин его проблем, мало что сравнится по мощи воздействия. Потому что по своей природе она представляет собой модификацию того же извечного принципа: "Познай самого себя". Соционика разработала приемы психической саморегуляции, связанные не только с осознанием своей принадлежности к типу личности и пониманием свойственных для него проблем. Она предполагает определенную динамику процесса саморегуляции. Во-первых, определение своего типа, во-вторых, изучение проявления типовых различий между людьми (Информацию об этом можно найти в первых трех главах.). Затем постепенное развитие своих сильных и слабых сторон. Именно в этом порядке – сильных и слабых, потому что сильные развивать естественней и легче, и, кроме того, они гораздо нужней окружающим, ибо только по ним производится общественно-полезный продукт.

Благодарное общество, может быть, позаботится о том, чтобы мы не умерли от наших слабостей. Но заботиться оно, скорее всего, будет своеобразно – выдавая полуфабрикаты, с которыми еще что-нибудь нужно делать. К примеру, какому-нибудь тактил-сциентику, чей интеллект общество ценит и использует, оно платит деньги. Это можно трактовать как заботу о его слабой конкретике, но если обращаться с финансами ТС не умеет вовсе, то эта забота обратится в пшик. Потому-то и приходится думать о развитии своих слабых функций. Оба процесса, в идеале, должны идти параллельно. Взаимные их скорости следует балансировать, добиваясь внутренней гармонии. И не надо надеяться, что слабые функции в своем развитии догонят и перегонят сильные.

Любой тип – это огромное благо, и именно как к благу к нему стоит относиться, хоть он и противоречив по своей природе. Здесь уместно вспомнить замечательную молитву на каждый день, придуманную американским теологом Найбуром: "Господи, даруй мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество, чтобы бороться с тем, что я могу изменить: мудрость, чтобы различать эти два случая". Личные чувства воспринимаются ТС как мир Зазеркалья: то страшно, то здорово; совершенно непонятно, чего ждать от их в следующую минуту и что делать. Решения могут быть различны, но обыкновенно они приводят к уже отмеченной осторожности в личных отношениях. Вообще, симпатиями и антипатиями ему управлять трудно, особенно в молодости. В вопросах этики стремится к совершенству, поэтому ему трудно понять, от Него же возникают срывы.

Стремление к идеалу и тоска по любви, временами находящие на людей объективного типа – не что иное как реакция на слишком уж далекое от идеала собственное состояние. Опыт показывает, что как только все в этой области приходит более или менее в норму, объективик успокаивается и начинает заниматься делом, уже не мечтая о таинствах чувств и отношений. Для нормального состояния тактил-сциентика характерны несколько формальная вежливость и приветливость. В депрессии же он может дойти до демонстративной неэтичности, показав, что его переживания на пределе, и более за себя он не отвечает. Если ТС начал грубить, ругать его за это так же жестоко, как бросать в таком состоянии. Не нужно нотаций, лучше попытаться его успокоить. [Вообще, когда имвисин начинает бунтовать, к человеку стоит относиться как к больному ребенку.] Нормально воспринимать слова он сможет, только если вы сумеете предварительно оказать действенную помощь. Если не сумеете, вас просто не станут слушать.

* * *

Хотя тактил-сциентик не слишком требователен к культуре, воспитанию и способностям тех людей, с которыми сталкивается, его притягивают одаренные личности. Они создают у него определенные ориентиры в этой области, которые сам он создать не в состоянии. Когда окружение создает у ТС желание развивать свои способности, повышать культуру и образованность, это равноценно заботе о нем. Потерянных возможностей тактил-сциентику очень жаль, и, более того, именно ими он склонен измерять свои ошибки. Но в заботе о перспективах других он о своих, тем не менее, постоянно забывает. Забота о развитии других часто требует от тактил-сциентика больших затрат, на которые он обречен идти. Если это школьный учитель или просто ученик, объясняющий материал другу, он способен подолгу, раз за разом повторять объяснение, пока станет ясна суть того, что он говорит.

При этом ТС часто переживает больше, чем человек, который его слушает. Очень устает, но прекратить, пока партнер от него этого не потребует, не в состоянии. Вообще, полученная программа, которую, если хотите, можно назвать воспитанием, делает необходимым для тактил-сциентика передавать другим свое образование. Это выглядит, в частности, как невозможность опуститься ниже определенного уровня. Демонстрировать собственные возможности приятно, особенно если этого ждут другие. Если же не ждут, он может со спокойной совестью не делать в этой области ничего лишнего. Размышление, поиск причинно-следственных связей, анализ – естественное состояние тактил-сциентика. Рассуждения сами собой возникают при столкновении с потенциальными возможностями окружающих объектов. Причем процесс этот мало контролируем, хотя бы рассуждения и были великолепны. ТС имеет свойство думать вслух, и если его мысли с интересом выслушиваются окружающими, показывает иногда чудеса в области абстрактных рассуждений. Ситуационное мышление у людей этого типа запаздывает.

Оказавшись в сложной ситуации, ТС, как правило, действует верно, но тревожно. Чтобы избежать подобной нервотрепки, он обычно заранее продумывает, как наилучшим образом выпутаться из возможных неприятностей, и имеет по десятку рецептов на все случаи жизни. То, что относится к иерархии и правовым законам, воспринимается тактил-сциентиком довольно спокойно. Из-за релатичности он стремится их лишний раз не нарушать, но и почтения к ним не испытывает, особенно если эти законы, с его точки зрения, бессмысленны. Тем не менее, ТС стремится их знать, чтобы при случае иметь возможность с ними бороться или обойти их. ТС старается ко всем без исключения людям относиться уважительно. Иногда окружающие совсем не способствуют этому, но он старается до последнего. Воистину, это самый миролюбивый тип. Оказавшись руководителем, старается приходить к компромиссам (только не в принципиальных вопросах). Уважение к людям для тактил-сциентика – следствие их внутренних качеств и способностей, талантливым людям он склонен помогать. Занимаясь политикой, желал бы видеть себя в роли советника по вопросам стратегии, но ни в коем случае не вождя. Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-трейдик, визуал-продактик, визуал-лингвик, аудиал-трейдик, кинето-трейдик. Рекомендуемые сферы деятельности: естественные, исторические и философские науки, инженерия, планирование и т. п

(С) Роман Седых "Информационный психоанализ"

Обсудить статью на форуме

 

.

Оставьте комментарий