Бальзак
1 функция «Хорошо» – субъектная интуиция. «Мои идеи и принципы – ваша священная обязанность».
Считает себя очень идейным, последовательным, принципиальным, очень консервативен в этом, его раздражают те, кто его идеи критикует. Он живет целостностью внутренней ситуации. Часто умеет видеть «насквозь» внутреннюю сущность чего-либо или кого-либо. Идейный романтик и идеалист. Живет своей внутренней гармонией, спокойствием, безмятежностью, умеет черпать в себе вдохновение, его также раздражают те, кто ее как-то стремится нарушить. Вообще не любит тех, кто любит к нему «лезть в душу», это его сильно раздражает и злит. Стремится быть внутренне спокойным в любых ситуациях, внутренне непротиворечивым. «Текуч как река»: непроизвольно подстраиваться в общении под собеседника, принимая ту форму сознания, которая наиболее хороша для данной ситуации. Причем он тем самым не играет роль, а просто многолик, так как хорошо владеет своей внутренней целостностью. То есть он просто предъявляет одну из версий себя. Общаясь с вами, он всегда чувствует ваше настроение, словно живет им вместе с вами, подстраивается под него. Любит заниматься погружением в себя, медитацией. В случае неудач умеет сделать качественный самоанализ. Находясь в каком-то месте – словно выключается из него, старается и становится в нем незаметным как хамелеон, особенно если воспринимает его как угрозу своего внутреннего спокойствия: скажем, на рабочем месте, чтобы никто его не беспокоил. Может даже специально спрятаться в нем каким-либо хитрым образом: устроить баррикаду из папок так, чтобы из-за них его было не видно. Не любит беспокойных, негармоничных внутренне людей, так как это состояние может ему передаваться, иногда от них вынужден бежать. Особенно забавно это иногда выглядит в ситуации, когда представитель данного типа мужского полу бежит от дамочек, а те его преследуют как добычу, так как чувствуют, что у него есть то, чего им так сильно не хватает: внутренней гармонии. Но у него это – не продукт, а предмет внутреннего потребления, поэтому делиться с кем-то этим он может только с очень узким числом людей, но кто-то иногда может и урвать кусочек, что его обычно очень злит. Часто, особенно в кругу семьи, становится критиком, так как отклонение поведения кого-то от его принципов вызывает в нем агрессию. Если в другой ситуации он еще как-то себя сдерживает, то дома может разражаться приступами гнева по этому поводу. Первая функция о третьей: подразумевается необходимость гармоничной личной жизни, в противном случае страдают сразу обе функции, направленные на себя.
2 функция «Надо» – объектная логика. «Я знаю многое и готов это доказать, если я не прав – то узнаю, в чем именно не прав и тогда уж точно буду знать».
Очень умело обращается со знаниями, фактами, творчески, идеальный лектор, умеющий давать инструкции: скажем, обучать навыкам устройства автомобиля. Умеет хорошо, творчески и оригинально манипулировать внешними объектами, нуждающимися в том, чтобы туда можно было влезть, покопаться, разобрать – собрать. Многие представители данных типов в детстве очень любят конструкторы. Починка сложных предметов быта – их любимое хобби, ведь для этого нужна активная работа по объектной логике. В случае невозможности реализовываться по этой функции – могут сознательно ломать предметы, чтобы потом их чинить. Могут использовать какие-то предметы не по прямому назначению: микроскоп как способ забивать гвозди. Это идеальные специалисты по модернизации чего-либо, особенно в физическом смысле, подмечает закономерности объективного мира, умеет их хорошо фиксировать и использовать. Иногда может специально находить себе место применения в таких местах, где не хватает объективных знаний, вдали от цивилизации и там у него появляется возможность блеснуть знаниями, мастерством. Хорошо разбирается в существующих ныне законах, порядках, их достоинствах и недостатках, умело в них лавирует. Если попадает в пробку – может начать прокладывать маршрут очень оригинально: по обочинам, дорожкам, тротуарам, чувствует себя в этом как рыба в воде. Умеет держать в голове множество факторов объективного мира и их использовать. Очень практичные люди, умеют улучшать и модернизировать в окружающем пространстве что-либо так, чтобы это было проще, лучше, качественнее, «мастера на все руки». Эти люди несут в жизнь какие-то свои правила, но они у них очень гибкие, какие-то из них можно обойти, какие-то заменить, очень манипулятивное отношение к этому. С утра могут быть одни правила, к вечеру – уже совсем другие просто потому, что жизнь изменилась. Поэтому, с ними очень сложно договариваться, а если договорился – то в какой-то момент они могут тогда расторгнуть его просто потому, что это стало им невыгодно. То есть – отношение к правилам как к чему-то, что можно в любой момент поменять по желанию сторон, поэтому часто с ними сложно иметь дело именно в деловом качестве, так как там обычно если договор – то договор, никаких попыток пересмотреть его каждые 5 минут не предусматривается. А тут тогда – это должен быть договор без неустоек в случае расторжения и заранее подразумеваться, что это – что-то непостоянное, а просто устраивающее всех решение на какой-то непродолжительный миг жизни. Вторая функция о третьей: много может говорить о том, какими должны быть окружающие люди, какое поведение правильное, какое – неправильное. Вторая функция о первой и четвертой: может усовершенствовать чего-то в окружающем мире для реализации собственных идей, для выхода «наверх»: к деньгам, славе, почету.
3 функция «Проблемы» – субъектная этика. «Вот бы влюбиться не в козла!»
Крайне важно хорошо относиться к окружающим их людям где-либо, кого-то любить. Если кто-то им не нравится – это означает падение их самооценки. «Я плохой, если я никого не люблю». У них есть два варианта выхода из ситуации: либо путь буддиста – признать, что мир несовершенен и полюбить его таким, какой он есть вместе с людьми, либо придумать себе идеальную возлюбленную и любить ее, а в миру ограничиваться просто отношениями без сильных чувств. Все остальные варианты означают сильные проблемы с самооценкой, так как в случае идеализации близких ему людей, рано или поздно, но придется сталкиваться с их недостатками. А деидеализация означает каждый раз сильнейший негатив и падение самооценки. Им важно иметь возможность везде говорить о своем отношении к чему-либо, говорить о любви, что они и делают. Идеализация окружающего мира – их главная проблема. Им важно иметь позволение на то, чтобы высказывать свое отношение к чему-либо откровенно. Поэтому часто они выбирают хорошо понятную им среду существования, имея контакты только с ней, поскольку там уж точно можно сказать, что думаешь. Любит говорить только правду и надеется, что это будет восприниматься адекватно, даже если он кого-то этим обидит. Мол, зато честно. Старается оградить себя от вмешательства в зону своих внутренних переживаний. Поэтому часто от него можно услышать: «не лезь в душу». Вообще любят держаться от объектов обожания несколько отстраненно, ведь тогда гораздо проще в них не разочароваться. В идеале, чтобы он периодически куда-то надолго отлучался. Могут находить в качестве предмета любви животных или вообще какие-то мистические сущности, ведь так еще проще сохранить самооценку. Если долго находится в отношениях с кем-то, то часто рано или поздно становится моралистом, поскольку это тоже хороший способ заставить соответствовать кого-то своим идеалам о нем. При защите самооценки в минус будет говорить, что все – сволочи.
4 функция «Хочу» – объектная сенсорика. «Галантерейщик и кардинал – это сила».
Всегда движутся в сторону наибольшей силы, богатства, успешности, солидности, внушаются внешней формой, внешностью. Стремятся пожить красивой жизнью, во что бы то ни стало. Складывается ощущение, что они всегда ухитряются быть на стороне победителя, сильнейшей из сторон. В случае изменения расклада сил – меняют и сторону. Их всегда привлекают сильные люди, их легко привести в оптимальное состояние духа, если слегка «встряхнуть» – они моментально заряжаются полученным импульсом. Постоянно нужно находиться в ситуации, в которой возникает ощущение его всемогущества: деньги, власть, почет, слава, ордена и т.п. Если находится внизу социальной иерархии, то будет карабкаться наверх всеми правдами и неправдами. Если им что-то навязывать, то часто не умеют этому сопротивляться, противиться, так как внушаются силой. Поэтому часто, на всякий случай, могут вести себя холодно и отстраненно, чтобы потом не попасть в такую историю. Хорошее место для него еще там, где есть какая-то активная деятельность, работа, бурная жизнь, он часто неосознанно в это включается и потом с удивлением обнаруживает себя там, где не рассчитывал оказаться. По этой причине им нужно быть осторожным, чтобы не ввязаться случайно в какое-то дело, к которому у него нет желания иметь отношения. На них очень легко бывает надавить, выбить из них нужное решение, так как человек всегда внушается чьей-то силой и вдруг неожиданно обнаруживает себя с ней заодно. Часто они не обижаются на колкие шутки в свой адрес, так как в них тоже содержится элемент силы, даже могут воспринимать это как скрытый комплимент, отвечают на это сарказмом, так как ситуация в принципе подразумевает, что нужно что-то ответить на это. Но, внушаясь силой и постоянно идя с ней одним путем, рано или поздно могут действительно ее обретать, а не только пытаться обнаружить и получить как в книгах Карлоса Кастанеды. Иногда могут провоцировать кого-то на проявление силы. Скажем, предложить устроить турнир по армрестлингу.
– 1 функция «Плохо» – объектная интуиция.
Они ухитряются быть в хорошем настроении при любой внешней ситуации, могут ее вообще игнорировать, как бы говорят тем самым: «она – сама по себе, а я – сам по себе». Могут знать, что ситуация плохая, надо чего-то делать, и ничего не предпринимать. Словно коршуны взирают на все со стороны и посмеиваются, даже если это может зацепить и их. За это их часто считают «холодными», саркастическими. Могут игнорировать внешние возможности для себя просто потому, что не хочется напрягаться. Он очень глубоко сидит «в себе» и ему там очень уютно, поэтому для того, чтобы вылезти из этой скорлупы, нужен весомый внешний повод, иначе он этого просто не заметит. Очень часто у них отношение к миру как к чему-то низменному, падшему: «вот есть я, такой внутренне гармоничный, спокойный, идейный и есть этот мир, где идут войны, люди дерутся за «место под солнцем», маскируя все это под что-то белое и пушистое». Могут в любом благом деле отыскать «теневую сторону» и расписывать именно ее: «если человек перечислил деньги в благотворительный фонд, значит, видимо, хочет себе рекламу сделать». Иногда его все же «вытаскивают» в этот мир насильно из своей уютной «скорлупы», тогда он может начать обороняться, используя возможности внешнего мира, маскировать свои действия под всеобщую целесообразность. В результате становится чуть ближе объективной действительности.
– 2 функция «Не надо» – субъектная логика.
Обычно любит рассказывать об объективных закономерностях, законах окружающего мира. А вот на вопрос: почему так, а не иначе, ответить ему достаточно сложно может быть. То есть знания важнее понимания. Понимать нужно только в отдельных случаях, например, когда это становится твоей специальностью. В остальных случаях можно просто взять знания и их использовать для своих практических целей. Не очень любит спорить на предмет понимания чего-либо, так как обычно это не дает никаких дивидендов и это часто раздражает его в других. Ну не надо спорить, если ты не знаешь этого точно, если ты не специалист в этой сфере. А вот если специалист – тогда, возможно, и есть смысл немного это обсудить. То есть имеется некий шаблон понимания того, когда это все-таки нужно сделать. И если кто-то может выходить на эту территорию чаще этого, то это его будет раздражать чаще всего. Не очень он озабочен и вопросами взаимопонимания с кем-то, пытается понять кого-то только в отдельных и редких случаях, когда ситуация того очень уж «требует». В ситуации, когда долго не может реализоваться в мире по второй функции, иногда минус вторая функция может вытеснять вторую, создавая случаи инверсии. Тогда они могут начать выдавать свое понимание, свою логику понимания чего-либо со знаком минус, критиковать всех с этих позиций. Таким образом, он начинает не только знать, как устроен мир, но и учится его лучше понимать. В конечном итоге это позволяет ему найти в нем для себя работу на вторую функцию.
– 3 функция «Решение проблем» – объектная этика.
Чтобы все тебе нравились кругом, их поведение – бывает очень полезно и самому попытаться завоевать чьи-то симпатии, поработать над своим позитивным имиджем. К сожалению, прибегает к этому он только тогда, когда любить уже некого – все разбежались. В остальных случаях предпочитает, чтобы его окружение позволяло ему «рубить правду-матку». Запасает этот арсенал средств, который позволяет все же удерживать людей вблизи себя. Это может быть умение иногда делать комплименты, знание психологии, умение наладить мосты, вежливость. В вопросах третьей функции рисков быть не должно, поэтому, когда не уверен – иногда сперва осторожно раздает комплименты, работая по этой функции, а уже потом люди ему отвечают тем же и он может поверить в то, что они правда «хорошие». Таким образом, проблема защиты самооценки успешно решается. Также гораздо проще любить кого-то, если любят и тебя. Поэтому прояснить этот вопрос тоже бывает очень полезно с этих позиций.
– 4 функция «Не хочу, боюсь» – субъектная сенсорика.
Он очень боится заболеть, инфекций, моет руки «каждые пять минут». Не любит находиться в медицинских учреждениях, лечиться. Вообще все, что связано с его личными физиологическими ощущениями он не очень любит обсуждать, и его пугают подобные откровения других. Если плохо себя чувствует, то предпочитает «перетерпеть», нежели куда-либо обращаться за помощью. О своих физиологических ощущениях тоже не любит рассказывать: вкусно – не вкусно, удобно – не удобно. Чаще будет говорить то, что от него хотят услышать в данной ситуации. В то же время, если находится в некомфортной ситуации и не может ее покинуть, то может начать говорить именно на эти темы. В результате кто-то «подхватит» и скажет что-то вроде: «надо закаляться, укреплять себя, спортом заниматься, становиться сильным, тогда и болеть не будешь». Место нахождения сразу становится комфортным.
Резюмирующее описание
Иррационал, что означает внутреннюю непредсказуемость (постоянство в непредсказуемости), ветреность, а внешние проявления наоборот очень стандартные: одежда, работа, «продукция». Главная функция связана с маловероятными событиями, что можно считать негативным фактором, а также еще большую степень его внутренней экзальтированности и непредсказуемости. Вторая функция связана с маловероятными событиями, что является позитивным фактором ввиду ее несколько меньшей стандартности. Интровертный тип, это означает то, что он воспринимает себя чем-то отделенным от окружающего мира, а не чем-то в него включенным. Сам себе он кажется непонятным и сложным, поэтому – достаточно скрытный, не очень любит о себе рассказывать некоторые подробности. С удовольствием изучает свой внутренний мир, а окружающий кажется ему простым и понятным, поэтому он умеет и смело с ним манипулирует, умеет взять «командование» на себя. Доминантные потребности связаны со слабыми функциями, из-за этого ему крайне важно для здоровья иметь поддержку извне своих действий: все кругом должны быть симпатичны и место нахождения должно быть солидным, статусным, богатым (3 и 4 функции). Поскольку ведущие функции не связаны с доминирующими потребностями – чисто внешне могут производить впечатление некоторой заторможенности действий, отсутствия жизненного тонуса у человека (склонность к меланхолическому темпераменту – неуравновешен, неподвижен). Живут в потоке как количественной, так и качественной информации, что означает умение хорошо маневрировать в ее потоке: знать куда идти и эффективно действовать.
Признаки: принципиальный (зона самоуверенности), правильный (зона уверенности), откровенный (зона переживаний), волевой (зона продажности).
Залог успеха типа: финансово благополучное и статусное место нахождения, окружение симпатичных и интересных людей кругом, идейный и принципиальный мир, спрос на его умение обращаться с фактами и знаниями или на умение ориентироваться в правилах и объективных законах окружающего мира.
Профориентация: лектор, юрист, технические и точные науки, механик, оценщик, дегустатор, инструктор, делопроизводитель, экономика, критик, строитель, конструктор, чиновник.
Автор – Голихов Дмитрий
Источник – "Пособие по инструментальной соционике"