Баба-яга – кто это

Баба-яга – кто это?

Мои дети очень любят эту старушенцию. Причем, говоря о ней, далеко не всегда присваивают ей традиционно негативный образ.

А недавно прямо так и спросили: «Папа, а Баба-яга – кто это?» А правда, кто?

С удивлением для себя я обнаружил, что, кроме как «сказочный персонаж русского фольклора», в голову ничего не приходит. Но, как мы знаем, «нет дыма без огня», и просто так, из ниоткуда, в фольклоре и народном творчестве персонажи не возникают. Нужна какая-то база, некий изначальный образ, от которого все отталкивается далее.

Не на шутку заинтересовавшись этим «детским» вопросом, я погрузился в поиски и обнаружил, что версий множество – как откровенно «притянутых за уши», так и достаточно обоснованных.

Среди первых имеет смысл привести ту, которая считает, что Баба-яга родом из Центральной Африки. Типа, она была королевой племени людоедов ягга, отсюда и такое имя.

В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония – Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица.

На мой взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы только потому, что в славянском фольклоре образ Бабы-яги встречался существенно раньше семнадцатого века. Да и культурных связей у жителей русской глубинки с португальцами, мягко скажем, было не особенно-то много.

А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы-яги в Индии. Для обоснования столь неожиданного места ее обитания он рассматривает описание избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы, так как высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов, а современных теплоизоляционных материалов тогда еще не существовало.

Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и влажного. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут надоедать ядовитые змеи и малоприятные насекомые. Кроме того, сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате куда дольше, чем стоящий непосредственно на самой сырой земле.

Также он обращает особое внимание и на то, что в ряде сказок к Бабе-яге приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если визитер ей совершенно незнаком. Правда, всегда это делает возмездно. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? – спрашивает А. Подъяпольский. – Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу».

Если действие и впрямь происходит в Индии, то там таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Кроме того, важным моментом является то, что в этом регионе самое известное философское учение – это йога. Слово «яга» в русском языке запросто могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.

А то, что в древности между Индией и славянами, жившими на территории современной России, существовали торговые и культурные связи, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.

А вот учёный Ю. Росциус считает, что сказки о Бабе-яге являются доказательством визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, на которой летает эта бабулька. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли – которые выворачивало, которые ломало».

Косвенным аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след – «как будто его на небе метлой заметали». Используя имеющийся в то время терминологический аппарат, как бы еще возможные наблюдатели смогли описать увиденное?

Отдельно стоит остановиться на избушке Бабы-яги. Во всех сказках ее жилище описывается примерно одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла». Странное описание домика, правда? Особенно если учесть, что подобное «строительство» было не свойственно славянам в принципе. Но все встает на свои места, если предположить, что речь идет не о доме как таковом, а о некой спускаемой капсуле. В таком случае понятна и теснота, и отсутствие дверей с окнами, и «куриные» ножки – посадочные опоры.

Особое внимание стоит уделить не раз описанным черепам, окружающим быт Бабы-яги. Они и на заборе у нее висят, и в доме присутствуют, и одарить ими гостя незваного она готова. Только давайте все же будем помнить, что череп в старославянском языке – это не только кость головы, но и скорлупа, и крепкая оболочка любого предмета. Черепки разбитой глиняной посуды ведь ни у кого ассоциаций с размозженной головой и по сей день не вызывают?

Вот цитата из сказки «Василиса Премудрая»: «Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём»… По-моему, речь идет о банальном освещении периметра.

Кстати, инопланетное происхождение Бабы-яги легко объясняет и ее ужасный, с нашей земной точки зрения, внешний вид: огромный горбатый нос (дыхательная маска?), горб (ранец?), по некоторым источникам – рог (устройство связи?), костяная нога (сдаюсь, я не знаю, что бы это такое могло быть).

Интересно также проанализировать описываемый контакт Бабы-яги с людьми. Ох, как тоже все не однозначно! С одними она миролюбива, доброжелательна, к ней обращаются за помощью и советом. Даже навигатор (волшебный клубочек то есть) она незнакомому человеку вручить готова. Да что там клубочек, вон – Василисе Премудрой она вообще лучевое оружие подарила, которым та неудобных родственничков уничтожила! Кстати, тоже в форме черепа.

С другими она менее дружелюбна и, прежде чем понять, что с ними делать, тестирование на уровень интеллекта устраивает. Это я про любимую ей игру в загадки говорю.

Третьих она вообще сразу, без разговоров изничтожить пытается. А с четвертыми пьянство пьянствует и душу им изливает. Но интереснее всего то, что все источники ее всегда подозревали в киднепинге, – детишек она, мол, похищала. Зачем? По соображениям некоторых ученых, занимавшихся этим вопросом, – исключительно для культурного влияния на расу в целом, так как это дело гораздо быстрее идет непосредственно через детей.

Наверное, поэтому в сказках часто фигурирует похищение ребенка – чаще всего мальчика. Это легко объясняется социальным и общественным различием функций мужчин и женщин в то время. На первых лежало развитие общества, руководство, внедрение новых идей и технологий, а на вторых – рождение детей, уход за ними и поддержание домашнего очага. Дикий человек в то время был, с нашей цивилизованной точки зрения, что уж тут поделать – никакого равноправия.

Самый простой вывод, который напрашивается из столь разнотипичного поведения Бабы-яги, – что она была не одна. На планете присутствовала целая миссия Бабок-Ёжек (понимаю, что смешно звучит), равномерно рассредоточенная по европейской территории современной России (а впрочем, не только).

Так что же я отвечу на очередной вопрос своих детей из серии «Папа, а Баба-яга – кто это?»?

Ммм… Пока не знаю, но подумать в любом случае есть над чем.

Автор – Сергей Казиник

Источник

Оставьте комментарий