Ассоциативная модель «Бабочка»

Автором предложена ассоциативная соционическая модель на базе модели типа информационного метаболизма и психоаналитической концепции личности, где блоки, функции и цвета рассмотрены в диалектическом единстве проявления психической энергии. В человеке гармонично сочетается  ум и сердце, духовное и физическое. Классическая соционика изучает информационный метаболизм человека, не рассматривая глубинные энергетические процессы, без которых информационные процессы не могут быть осмыслены и объяснены в полном объеме. Модель Бабочка призвана частично восполнить этот пробел и показать органичную связь энергетического и информационного начал в человеке с перспективы соционики, психологии и философии.

 

Ключевые слова: ассоциация, соционика, тип психической энергии, блоки, диалектика, динамическая оппозиция, формы сознания.

 «Трепетное порхание бабочек – это не беспорядочное, неуправляемое блуждание в воздухе, а результат совокупности множества аэродинамических механизмов… Если инженерам когда-нибудь удастся понять, как работают эти механизмы, то произойдет революция в аэронавтике» [1].    «Ассоциация, в психологии – связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии… Термин введен Дж. Локком (1698)» [2].  

Введение

Ассоциативная модель отражает динамику психической энергии или душевную динамику: проявленные и не проявленные движения человеческой души, которые сопровождают информационный метаболизм и выражаются в общей энергетике организма, в темпераменте, смене настроений, в субъективных предпочтениях и психических состояниях. Под термином «психическая энергия» имеется ввиду «особого вида реальность Мироздания… Та самая энергия, о которой в один голос твердили врачеватели всех времен и народов, которой они сознательно пользовались, помогая своим пациентам, которую до сих пор не признают академики и профессора лишь потому, что психическую энергию трудно «пощупать» прибором, если не можешь сам воспринять ее. В научных кругах для объяснения ряда парапсихических феноменов человеческой психики используется термин психоэнергии в качестве информационно-энергетического поля живого организма. Можно сказать, что в науке под психической энергией подразумевается  некая взаимосвязь информационного и энергетического начал в психике человека. И это не случайно. С перспективы соционики каждый человек обладает одним из шестнадцати типов информационного метаболизма. Если рассматривать информацию и энергию как нечто взаимосвязанное и цельное, то можно предположить, что человек также является носителем и выразителем психической энергии определенного типа.

О каких же типах психической энергии (ТПЭ) человека идет речь в модели?  «Бабочка» моделирует динамическую структуру психики на основе балансирования между качественно разными видами  психической энергии, которые ассоциируются с четырьмя компонентами структуры личности: с блоками  Эго, Ид, Суперэго, Суперид. Для того чтобы понять, что скрывается под названиями блоков обратимся к теориям личности З. Фрейда и К. Юнга.  Рассмотрим сначала блоки Эго, Ид, и Суперэго, которые являются компонентами структуры личности в теории З. Фрейда.

Ид представляет собой инстинктивную часть личности, которая отвечает за удовлетворение физических потребностей тела, таких как насыщение организма пищей, потребность в тепле и удовлетворение сексуальных желаний. Ид руководствуется принципом наслаждения и его единственная цель – снять напряжение, возникающее от желания и достичь его незамедлительного удовлетворения. В этой части личности царит хаос страстей: нет логического мышления или осознания временного потока. Импульсы высвобождают огромные энергетические ресурсы, которые снабжают энергией всю структуру личности. Фрейд сравнивал Ид с избалованным эгоистичным ребенком, требующим удовлетворения своих желаний «здесь и сейчас» [3].

Эго порождается энергией Ида, которая медленно трансформируется под влиянием внешнего мира посредством осознания окружающей действительности. Эго позволяет человеку отличать желаемое от возможного, субъективное от объективного и руководствуется принципом реальности. Эта часть личности заботится не о нравственности поступка, а о его последствиях для самого человека. Принимая во внимание возможные реакции других людей на те или иные поступки, Эго ищет наиболее подходящий момент для удовлетворения потребностей Ида. Поэтому Эго сравнивают с рациональным руководителем, который планирует и принимает решение в отношение тех или иных поступков [4].

Суперэго отвечает за моральное развитие личности и состоит из двух частей:

1. Совесть, наказывающая Эго за плохое поведение в виде ощущения вины;

2. Эго-идеал, обещающее награды за хорошее поведение в виде чувства гордости и высокой самооценки. При развитии Суперэго особая роль отводится родителем в привитии нравственных норм поведения и формировании культурных ценностей.

Фрейд считал, что внутренний конфликт есть неизбежная участь любой личности, потому что Эго призвано удовлетворять противоречивые потребности Ида и Суперэго. Психоаналитическую теорию иначе называют теорией инстинктов, потому что развитие личности сопряжено с развитием в первую очередь сексуального инстинкта (либидо). Для Фрейда детство являлось критическим возрастом, потому что в это время закладывается психологический профиль человека. Личный опыт переживаний, связанных с развитием сексуального инстинкта подавляется и выталкивается из сознания индивида, образуя индивидуальное бессознательное (ИБ).

Юнг, напротив, не придавал критического значения развитию сексуального инстинкта в детском возрасте, считая, что наследственность во многом определяет как индивидуум будет реагировать на жизненные ситуации и какой жизненный опыт будет формировать личность индивидуума. Юнг придавал особое значение опыту предыдущих поколений, бессознательно передаваемому в виде внутреннего потенциала, шаблонов поведения, в виде врожденных психических структур – архетипов. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного (КБ) и выражаются «в образах и мотивах, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок» [5]. К инстинктивным шаблонам поведения передаваемым из поколения в поколение можно отнести, например, страх темноты, пауков и змей. Нам гораздо легче развить те страхи и фобии, которыми обладали наши предки. Бессознательные страхи, которым мы подчас не можем найти объяснение, берут начало в негативном опыте наших предшественников и являются органичной частью нашей наследственности [4].

Коллективное бессознательное содержит четыре основных архетипа: персона, анима/анимус, тень и самость. Смысловое содержание архетипа «Тень» во многом определяет характеристику блока Суперид в модели Бабочка.

«Тень» представляет собой источник креативности и одновременно с этим содержит в себе стремление к разрушению. Эта психическая структура наследуется от тех времен существования человечества, когда все заботы сводились к инстинктам выживания и продолжения рода. Ее называют «темной частью» личности, поскольку она содержит в себе потенциал разрушения. Так же как и Ид, этот компонент структуры личности аморален – не различает добро и зло и действует на основе инстинктов животных, которые способны как к самопожертвованию ради своего потомства, так и к жестокому убиению себе подобных. Невинность такого поведения животных заключается в том, что они действуют на основе инстинктов, а не по собственному выбору [6].

Из описания блоков очевидно, что блоки Эго и Суперэго являются рациональными; блоки Ид и Суперид – иррациональными. Деление блоков по дихотомии рациональность- иррациональность и ментальность – витальность в данной теории совпадает с делением блоков по модели А [7].

Названия и значения блоков психической энергии в ассоциативной модели заимствуется из психоаналитических теорий личности З.Фрейда, К.Юнга и соционической модели Аугустинавичюте А. Помимо названий заимствуется также концепция З.Фрейда о динамических отношениях между компонентами структуры личности. Согласно теории Фрейда, конфликт в структуре личности неизбежен, поскольку Ид и Суперэго склоняют Эго к противоречивым решениям. Если давление на Эго оказывает внешняя ситуация (например, угроза жизни), то человек испытывает «внешний» конфликт. Если давление оказывается со стороны Ида, то может возникнуть невротический конфликт. В случае давления со стороны Суперэго человек испытывает моральный конфликт. Эго является одновременно управляющим центром и судьей, который оценивает конфликтующие интересы Ида и Суперэго, а также возможности реальной ситуации и принимает решение. На Эго ложится ответственность за сохранение психического баланса и нахождение компромисса в удовлетворении потребностей всех конфликтующих сторон [4].

В отличие от теории Фрейда, данная теория не рассматривает конфликт компонентов структуры личности как неизбежно ведущий к психическим отклонениям. Напротив, конфликт рассматривается как необходимое условие для развития личности, как движущая сила прогресса. Что по сути не противоречит идеям Фрейда, который рассматривал любое поведение как своего рода компромисс [4]. Согласно ассоциативной модели в психике здорового человека энергетический и информационный компромисс достигается путем балансирования между противоположными по значению блоками психической энергии ИЭМ.

 

Структура модели и теория цвета

 

В модели блоки ПЭ связаны с соционическими функциями, а те, в свою очередь, с цветом радуги. В результате чего шестнадцать ТИМов разделились по типам ПЭ на четыре группы:

1. Эготипы – рациональные экстраверты. Экстравертные функции: ЧЭ (красный) и ЧЛ (оранжевый). 2. Идтипы – иррациональные экстраверты. Экстравертные функции: ЧС (желтый) и ЧИ (зеленый). 3. Суперидтипы – иррациональные интроверты. Интровертные функции: БИ (голубой) и БС (синий). 4. Суперэготипы – рациональные интроверты. Интровертные функции: БЛ (фиолетовый) и БЭ (сиреневый/розовый) (рис. 1).

d0b1d0b0d0b1d0bed187d0bad0b0-1

 Рис. 1. Распределение соционических ТИМов по цветовым группам.

 Ассоциация блоков или отдельных аспектов с цветами не является сама по себе новшеством для соционики. В. Гуленко (1996) в статье «Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий» указал на  сходство  по значению между психическими состояниями, соответствующими четырем  цветовым типам поведения в типологии Люшера с коммуникативными аспектами своей теории [8]:

1.«красный» тип (возбуждение, движение, активность) – состояние F;

2. «жёлтый» тип (свобода, изменение, раскрытие, расцвет) – состояние E;

3. «зелёный» тип (твёрдость, инертность, самоуправление) – состояние L;

4. «синий» тип (покой, расслабление, довольство) – состояние T.

Цветовая ассоциация, предложенная в модели Бабочка, соединяет по значению восемь соционических функций с определенным цветом. В отличие от теории Люшера [9], цвета указывают не на текущий психологический профиль, а на субъективные предпочтения, которые имеют отношение к устойчивым глубинным состояниям психики и соотносятся с соционическими дихотомиями. Теплая цветовая гамма, обладающая мощной энергетикой экстраверсии (красный, оранжевый – Эго; желтый и зеленый – Ид), противопоставляется холодной цветовой гамме интроверсии с более слабой энергетикой (розовый/сиреневый, фиолетовый, белый – Суперэго и голубой, синий, черный – Суперид).

«Рациональная» цветовая гамма блоков Эго и Суперэго противопоставляется «иррациональной» цветовой гамме блоков Ид и Суперид по наличию или отсутствию оттенков красного цвета. Красный цвет ассоциируется с силой эмоций (ЧЭ), где эмоции рассматриваются как один из инструментов управления социумом. «Статическая» цветовая гамма блоков Ид (желтый, зеленый) и Суперэго (белый, розовый фиолетовый) не обладает резким цветовым контрастом по отношению друг к другу. Отсутствие резкого противоречия в цветовых сочетаниях вносит элемент стабильности и характеризует психическое состояние как статичное. Напротив, контрастное сочетание теплого и холодного цветов таких как, например, красного и синего указывает на резкие смены психических состояний и указывает на преобладание динамического элемента в структуре личности: Эго (красный/малиновый, оранжевый) и Суперид (голубой, синий, черный) (рис.2).

d0b1d0b0d0b1d0bed187d0bad0b0-2 

Рис. 2. Цветовая гамма модели ИМ.

 

На данный момент развития ассоциативной теории следует говорить лишь о тенденции или предрасположенности психики к предпочтению тех или иных цветов и их сочетаний, которые можно перевести на язык соционики при помощи ассоциативной модели. Методика диагностирования посредством субъективных ассоциаций нуждается в дальнейшей разработке и подтверждении статистическими данными.

 

Определение ТПЭ

 

На основе теории цвета был создан тест по индивидуальным предпочтениям, где ведущий ТПЭ соотносится с глубинным типом, а компенсирующий ТПЭ с подтипом.

Тип психической энергии по модели определяется на основе наблюдения за человеком и при помощи анкеты, вопросы которой соотносятся с разными типами ПЭ. Поскольку в человеке присутствуют все типы ПЭ в разной пропорции, то прежде всего выделяются две наиболее ярко выраженные энергии наподобие того, как две сильные функции образуют блок Эго в модели А. Два наиболее ярко выраженные ТПЭ образуют динамическую оппозицию. В динамической оппозиции один из типов ПЭ выступает ведущим или доминирующим, а другой компенсирующим. На существование доминирующего и компенсирующего подтипов указывал Юнг в введении к работе «Психологические типы»: «Определить, к какому типу принадлежит человек, оказывается делом весьма трудным… каждому выраженному типу свойственна особая тенденция к компенсации односторонности своего типа, – тенденция биологически целесообразная, ибо она вызвана стремлением поддержать психическое равновесие» [10]. Модель «Бабочка» рассматривает  динамику психических энергий как основание для определения типов и подтипов и определяет наличие шести душевных оппозиций в психической структуре личности:

1. Экстравертная оппозиция: Эго – Ид и Ид – Эго.

У человека с такой оппозицией, как правило, ярко выражена потребность к общению и взаимодействию с окружающим миром. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромисс между желанием рационально управлять и контролировать свои и чужие поступки с иррациональной потребностью независимости и свободы действий  в согласии со своими импульсивными желаниями.

2. Интровертная оппозиция: Суперэго – Суперид и Суперид – Суперэго.

Человек с данной оппозицией склонен к уединению, предпочитает узкий круг знакомых для общения и привычную обстановку. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек балансирует свое душевное состояние между потребностью думать и заботиться о себе с необходимостью нести ответственность за других людей и уделять им достаточно времени и внимания.

3. Рациональная оппозиция: Эго – Суперэго и Суперэго – Эго. Эта оппозиция указывает на преобладание рациональности в поведении человека, в образе его мыслей. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромисс между потребностью контролировать окружающих и навязывать им свою волю с необходимостью подчинять свои интересы и потребности мнению и интересам других людей.

4. Иррациональная оппозиция: Ид- Суперид и Суперид- Ид.

Человек с данной оппозицией не имеет ярко выраженной потребности жестко контролировать окружение или зависеть от мнения большинства. Такой человек прежде всего ценит свою личную свободу и признает право за другими  на свободное самоопределение и самовыражение. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, желание наслаждаться и радоваться жизни здесь и сейчас балансируется с потребностью в самосохранении и защите своего внутреннего мира от навязчивых внешних влияний.

5. Статическая оппозиция: Суперэго – Ид и Ид – Суперэго.

Эта оппозиция характеризует человека как статика. Такой человек уравновешен по дихотомиям рациональность-иррациональность и интроверсия-экстраверсия. Но в его структуре личности недостаточно выражен элемент динамики, что связано прежде всего с устойчивостью интересов, стабильностью настроения и привычек. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромисс между удовлетворением своих личных потребностей с выполнением общественного долга и моральной ответственностью за других людей.

6. Динамическая оппозиция: Эго – Суперид и Суперид – Эго.

У человека с такой оппозицией в структуре личности ярко выражен элемент динамики, что связано с подвижностью нервных процессов, переменчивостью настроения и эмоционального состояния. Такой человек уравновешен по дихотомиям рациональность-иррациональность и интроверсия-экстраверсия. Балансирование идет за счет подвижности и адаптивности психики к разным психическим состояниям. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромисс между потребностью навязывать во вне свою волю с умением подчиняться обстоятельствам, чтобы сохранить себя от разрушительного действия внешних влияний в ситуациях кризиса.

Среди душевных оппозиций основными считаются статическая и динамическая как наиболее полно характеризующие психическую динамику.  Данные оппозиции определяют балансирование по трем базовым дихотомиям: рациональность – иррациональность, экстраверсия- интроверсия и статика-динамика. Балансирование по всем трем дихотомиям является наиболее адекватным и комфортным для человека, шаг за шагом приближая его к цели психического развития – к гармонии. На это указывает состав функций ментального блока по модели А, если рассматривать его относительно модели «Бабочка». Так, у динамических типов в ментал входят функции, которые соотносятся с функциями блоков динамики: Эго и Суперид. У статических типов в ментале располагаются функции блоков статики Суперэго и Ид.

Особая роль в модели принадлежит динамической оппозиции, за счет которой происходит резкий, мощный сдвиг в восстановлении энергетического дисбаланса. В основе развития личности лежит конфликт, различие или оппозиция. Оппозиция блоков Эго и Суперид представляет собой борьбу двух сил движущихся навстречу друг другу. Воля человека как рационального существа противостоит воле иррациональной силы природы, сотворившей его, что может также соотносится со сложившимися обстоятельствами. Эго-типы, обладающие силой двух экстравертных функций этики эмоций и деловой логики, как никто другой, способны претворять свою волю в жизнь, активно изменяя окружающую их действительность. Энергия блока Эго необходима в кризисных ситуациях для принятия разумно обоснованных решений. Энергия блока Суперид необходима для ндивидуального самосохранения и гибкости в адаптации к изменяющимся условиям. Взаимодополняющее действие этих функций было описано ранее В. Гуленко в законе компенсации состояний:

«E > P: эмоциональное возбуждение компенсируется деловым процессом. В момент сильных эмоциональных всплесков человека тянет двигаться, перемещать предметы. Насыщенная эмоциональность оборачивается суетливыми движениями, бесполезной беготнёй.

P > E: напряжённый труд обязательно требует периодических эмоциональных разрядок. Слишком долгое пребывание в трудовом процессе приводит к эмоциональным срывам, ссорам, разгульным застольям. Этот вид компенсации давно введён людьми как чередование рабочих и выходных дней» [11].

Противостояние и конфликт в отношениях как между функциями так и блоками пронизывает все уровни психической структуры личности и является неотъемлемой частью процесса ее развития. Что по сути является не новым открытием, а указанием на фундаментальные законы диалектики Г. Гегеля, сформулированные Ф. Энгельсом. В частности, второй закон Г. Гегеля постулирует, что основой всякого развития является борьба противоположных сторон [12]. Законы диалектики лежат в основе любого развития от низшей ступени к высшей и находят отражение в соционической теории как на уровне взаимодействия функций, так и на уровне взаимодействия малых групп  в соционике.

Эволюционное или созидательное движение (движение по часовой стрелкe) исходит из Эго блока, который использует рациональную волю индивида с целью управлении низшими силами. Источником инволюционного или корректирующего движения выступает блок Суперид – блок зависимости и подчинения воле рока (движение против часовой стрелки). Законы диалектики являются философской базой для объяснения различных динамических процессов и явлений в психической структуре личности, где теория существования подтипов есть одно из таких явлений.

 

Теория подтипов

 

Рассматривая модель с энергетической перспективы, можно сказать, что «Бабочка» выступает как обобщающая по отношению к модели А, поскольку блоки и функции рассматриваются отдельно от моделей ТИМов в новой ипостаси на более абстрактном уровне балансирования психических энергий, что делает возможным выделить новое явление в психической структуре личности – тип психической энергии (ТПЭ). С другой стороны, «Бабочка» может выступать как подсистема по отношению к модели А, то есть дополнять ее информацией о внутритимных различиях и, по сути, служить основанием для определения подтипа того или иного ТИМа. Возникает вопрос: каким образом ассоциативная модель превращается в систему подтипов и в чем выражается ее связь с моделью ТИМа?

Модель имеет общую сущность с моделью ИМ. Общность выражается прежде всего в совпадении ведущего ТПЭ с программной и ролевой функциями модели ИМ для каждого из 16 типов. Модель также позволяет определить компенсирующий подтип на базе выделения душевной оппозиции, которая в свою очередь может быть определена через взаимосвязь с информационной моделью ТИМа. Это значит, что определив ТИМ человека, типировщик может сделать предположение о его типе и подтипе (и наоборот). Теме развития подтипов и интертипных способностей будет посвящена отдельная статья. На данный момент важно подчеркнуть, что ассоциативную модель можно рассматривать и как систему подтипов. Например, рациональные экстраверты, являясь носителями энергии блока Эго (ЧЭ + ЧЛ), в качестве компенсации могут иметь один из трех возможных подтипов в соотношении с тремя типами ПЭ: Суперид (БИ + БС), Ид (ЧИ + ЧС) или Суперэго (БЛ+ БЭ).

В соционических кругах широко известна теория подтипов (система DCNH) , разработанная в школе гуманитарной соционики под руководством В. Гуленко [13].

На сегодняшний день установлено, что система определения подтипов по модели «Бабочка» имеет структурную связь с системой подтипов В. Гуленко и моделью подтипов А. Довганя [14]. Теоретическoе расхождение между теорией подтипов В. Гуленко и данной теорией заключается в разном понимании роли энергии в психической структуре человека и того, что является объектом изучения: объективное поведение человека или его индивидуальные, субъективные предпочтения. Тем не менее, можно предположить, что, несмотря на некоторую разницу в концепциях, помимо структурного сходства, имеет место быть сходство по содержанию, что может быть в дальнейшем установлено в ходе дискуссии и при сравнении результатов тестирований. На основании этого предположения автор берет на себя смелость предположить смысловую связь подтипов DCNH с типами психической энергии: Эго – D, Суперэго – N, Суперид – H и Ид – C.

Типы психической энергии соотносятся по смысловому содержанию также с типологией темпераментов Гиппократа (460-377 гг. до н.э.) [15]. Таким образом, Эготипы соотносятся с доминантным подтипом, линейно-напористым темпераментом и темпераментом холерика. Идтипы соотносятся с креативным подтипом, гибко- разворотливым темпераментом и темпераментом – сангвиника. Суперидтипы соотносятся с гармонизующим подтипом, восприимчиво-адаптивным темпераментом и темпераментом меланхолика. Суперэготипы соотносятся с нормирующим подтипом, уравновешенно-стабильным темпераментом и темпераментом флегматика. Цепочку ассоциаций ТПЭ с явлениями окружающей нас действительности можно продолжать бесконечно долго. Так, например, в ассоциативном тесте психическую энергию разных блоков можно связать по смыслу с временем суток (утро, полдень, вечер, поздний вечер/ ночь), с сезонами (зима, лето…), музыкальными предпочтениями (рок, блюз, джаз…), с описанием квадр и т.д.

 

Развитие личности по модели «Бабочка»

  Согласно модели «Бабочка», личность человека проходит через следующие стадии развития:

1. Яйцо бабочки ассоциируется с развитием ребенка в утробе матери и блоком Суперид. Психотипы, чьи программные функции берут начало в этом блоке, будут особенно ценить индивидуальный комфорт и защищенность от внешних влияний.

2. Гусеница ассоциируется с периодом быстрого развития ребенка и блоком Ид.

3. Куколка символизирует переходный период: конец детства и начало подросткового возраста, которое заканчивается переходом во взрослость и подростковым кризисом. Трансформация ребенка во взрослого соответствует блоку Эго.

4. Бабочка ассоциируется с продуктивностью, самореализацией, уверенностью в себе, мудростью и стабильностью зрелого периода жизни и блоком Суперэго.

5. Старость ассоциируется с замиранием жизненных процессов, немощностью, уходом от активной жизни и ответственности, растущей зависимостью от других и блоком Суперид. Подготовка к загробной жизни.

6. Конец земного существования.

Описание развития личности во временном разрезе предполагает, что изменения будут происходить как на уровне материальной оболочки (количественные и качественные изменения), так и на уровне сознания. Для этого следует дополнительно рассмотреть различия между разными формами сознания.

 

Психическая энергия и формы сознания

 

По аналогии с соционической теорией модель связывает суждение с рациональностью и сознанием, а восприятие – с иррациональностью и бессознательным. Согласно модели, сознательные функции берут начало или порождаются бессознательными функциями. Можно также предположить, что сознательные функции уходят из сознания в подсознание и заканчивают свой путь в бессознательном как в банке хранения информации, где она трансформируется и по мере необходимости поступает обратно в сознание уже в новом качестве.

Наряду с понятиями коллективного и индивидуального бессознательного, предложенными Юнгом [6] вводятся понятия коллективного и индивидуального сознания, которые являются взаимодополняющими формами сознания.

Изменения в сознании можно рассматривать на двух уровнях: настоящего момента и длительного процесса. Механизмы изменения сознания на двух уровнях, вероятно, одни и те же, различие прослеживается в результатах этих процессов. Изменения сознания в определенный момент может не оставить глубокого следа и носить временный характер. Повторяемость процессов с другой стороны может привести к более стабильным переменам в сознании – как позитивным, так и негативным.

Коллективное сознание (КС) представляет собой коллективное знание, опыт поколений, сохранившийся в книгах, традициях, культуре, законодательстве и т.д. Как известно, КС находится в процессе постоянного обновления.

Коллективное бессознательное (КБ) является наследством от предыдущих поколений, которые оставили след в нашей психике в виде образов и представлений, которые являются общими для всего человечества [6].

Индивидуальное сознание (ИС) относится к осознанию себя в качестве субъекта, отдельного от объектов окружающего пространства. Что влечет за собой осознание индивидуального потока сознания и восприятие себя как разумного существа, способного отражать окружающую действительность в символах, ментальных и чувственных образах.

Индивидуальное бессознательное (ИБ) соответствует сохранению индивидуального опыта познания мира в качестве ощущений, вдохновений, открытий, образов, переживаний, которые были забыты, вытеснены сознанием или не имели достаточной силы достичь сознания и посему остались воспринятыми, но не осознанными [6].

Рассмотрим, как изменяется форма сознания в связи с притоком информации на примере модели «Бабочки» для логико-интуитивного типа Робеспьер (рис. 3):

 

БЛ…………I………….ЧЛ ЧИ……….I………..БИ

ЧС……..I………БС БЭ………….I………….ЧЭ  

Рис. 3. Модель «Бабочка» для ТИМа ЛИИ (Робеспьер).

 

На высших уровнях модели располагаются каналы, объединяющие функции разной вертности, которые входят в блоки Эго (БЛ + ЧИ) и Ид (ЧЛ + БИ). Согласно модели А, эти блоки являются наиболее сильными в структуре психики. В «Бабочке» информация поступает на программную функцию с контролирующей (ограничительной) функции из блока Ид.  Оппозиция БЛ – ЧЛ не контактная, соответствует внутреннему восприятию и собиранию информации. Движение информации по направлению к себе или во внутрь. Можно предположить, что ЧЛ подсознательно активизирует или привлекает внимание программной функции (БЛ) Робеспьера. Это процесс автоматический, не требует особых усилий. Затем информация передается на оппозицию ЧИ – БИ. Эта функциональная оппозиция активная, контактная и в большей степени сознательная. Второй канал перерабатывает и выдает информацию во внешний мир (движение от себя). Производимая информация направлена прежде всего на активное изменение окружающего мира.

В низших уровнях модели располагаются блоки Суперэго и Суперид, которые играют вспомогательную роль в информационном метаболизме. Информация в этих каналах движется с суггестивной функции на ролевую ЧЭ – БЭ. Эта оппозиция активная, контактная и в большей мере сознательная, по ней информация активно собирается из внешнего мира (внешнее собирание) и передается затем на оппозицию ЧС – БС. Движение информации по направлению к своему внутреннему Я. Оппозиция ЧС – БС не контактная и менее сознательная.  Третий канал перерабатывает и выдает информацию на внутренний уровень. В результате чего развивается индивидуальное сознание или накапливается знание, значимое для самого индивидуума (внутреннее продуцирование). Движение информации по направлению к себе.

Поэтапное изменение сознания можно рассмотреть в свете поэтапного развития личности по модели «Бабочка». Развитие человека начинается в дородовой период и соотносится по модели с блоком Суперид. В это время происходит формирование коллективного бессознательного (КБ), которое будет определять во многом бессознательные стремления и предпочтения будущего человека. С рождением включается в работу бессознательный блок Ид, движимый принципом удовольствия. В период доминирования блока Ид в структуре личности формируется индивидуальное сознание посредством активного собирания информации из внешней среды. Ребенок учится отделять себя от окружающих его объектов.

Следующим этапом развития сознания выступает период доминирования блока Эго. Этот возрастной период начинается с подросткового возраста, когда ребенок вступает в фазу взросления и заканчивается переходом в зрелый возраст. В это время идет активный процесс собирания коллективного сознания КС и одновременное продуцирование индивидуального сознания ИС. Это значит, что человек одновременно изучает и изменяет окружающую его действительность в соответствии со своим восприятием. Это плодотворный период в жизни человека.

На стадии Суперэго человек переходит в фазу зрелости и мудрости. К этому времени человек накапливает большой индивидуальный опыт (ИС) и обладает достаточной базой знания об окружающей его действительности (КС). В этот период обычно начинается поиск высшего смысла человеческого бытия. Пересматриваются  взгляды на жизнь, может появиться желание изменить ситуацию коренным образом, если она не удовлетворяет духовным потребностям. Человек переосмысливает свою жизнь и пытается по возможности исправить то, что сложилось в жизни не так или не совсем так, как ему бы хотелось. Перемены могут носить поверхностный или глубинный характер – от смены карьеры, места жительства, семейного статуса до обращения к духовным учениям. Поиск себя и своего места в жизни соотносится с развитием по блоку Суперэго – блоку духовного совершенствования человека. Знание о духовном развитии есть сакральное знание, которое передается из поколения в поколение в виде религиозных или духовных учений. В результате чего у человека формируется индивидуальное бессознательное (ИБ) – вырабатывается своя философская позиция, в которую человек глубоко верит.

Суперид блок соотносится с глубокой старостью, когда человек становится в силу немощности своего организма все более зависим от окружающих. В этот период может произойти частичная утрата индивидуального и коллективного сознания, что является подготовкой к дальнейшей трансформации сознания после смерти человека. Потеря физического тела не означает однако полную потерю сознания и присущей индивидууму психической энергии. Наряду с концепцией о человеческом организме как динамической системе, которая подчиняется и развивается по законам физики и химии, З. Фрейд использовал в качестве теоретической базы для развития психоаналитической теории закон о сохранении энергии [4]. Согласно этому закону энергия как масса не может быть уничтожена, но лишь трансформирована:

«Закон сохранения энергии – основной закон природы, заключающийся в том, что энергия замкнутой системы сохраняется во времени. Другими словами, энергия не может возникнуть из ничего и не может в никуда исчезнуть, она может только переходить из одной формы в другую» [16]. 

 

Заключение 

 

Модель «Бабочка» закладывает основы для развития ассоциативной соционики и интеграции соционического знания со знанием о человеке многих других научных и альтернативных направлений. С помощью ассоциативного метода можно заглянуть в глубины субъективного мира человека и осознать, что этот мир не настолько хаотичен и случаен, как это может показаться на первый взгляд. Уходит в прошлое пословица « на вкус и цвет – товарища нет». Модель указывает на органичную психо-энергетическую связь человека с природой и мирозданием. Субъективные предпочтения людей в цвете, музыке, стиле одежды и т.п. отражают определенные объективные закономерности развития их внутреннего мира, присущую им душевную динамику, которая является не менее важной характеристикой их индивидуальности наравне с типом информационного метаболизма или характером.

Автор – Тангеманн О.Б.

Литература:

1. Почему порхают бабочки. Удивительные механизмы //  www.21mm.ru – 2008/8.

2. Ассоциация. Современный энцеклопедический словарь. // http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=4156&from=base

3. Freud S. New introductory lectures on psychoanalysis. – London: Hogarth Press – 1933.

4. Gross. R. Psychology.The science of mind and behaviour. – London: Bath Press – 1997.

5. Определение коллективного бессознательного. Психоанализ. // http://azps.ru/sch/frd/frd23.html

6. Storr A. The Essential Yung. – London: Fontana Press. – 1998.

7. Аугустинавинчюте А. Социон. М.: «Черная белка» – 2008. – с. 68 -74.

8. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий – 1995 – http://socionics.kiev.ua/articles/ feature-and-group/func-state/

9. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. М.: «Минск Харвест», 2005.

10. Довгань А.Г. Модель подтипов. Сайт школы гуманитарной соционики: http://socionics.kiev.ua/f/index.php?showtopic=574

11. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий – 1995. // http://socionics.kiev.ua/articles/feature-and-group/func-state/.

12. Диалектика. Определение. // http://ru.wikipedia.org

13. Гуленко В.В. Теория подтипов: система DCNH // Соционика, ментология и психология личности. – 2007. – № 6. – С. 5-15.

14. Тангеманн. О.Б. Теория о развитии подтипов по модели Б. Сайт школы гуманитарной соционики // http://socionics.kiev.ua/f/index.php?Showtopic =893

15. Темперамент: общее понятие // http://ru.wikipedia.org.

16. Закон сохранения энергии. // http://ru.wikipedia.org.  

Статья приводится в сокращении и незначительной редакторской обработке. Полную авторскую версию можно прочитать здесь:

http://socionicslondon.blog.com

Оставьте комментарий