Асклепий
Асклепий (Ασκληπιός), в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, — Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца А. и принёс его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания (Apollod.
III 10, 3; Pind. Pyth. III 8—53).
А. пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка — сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил А. перуном (Apollod. III 10, 3—4). Сыновьями А. были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи (Hom. Il.
IV 194; XI 518). Среди дочерей А. — Гигиея и Панакея — женские коррелаты А. Культ А. был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом А. была змея (или даже две), получавшая в храме А. жертвенные приношения (Aristoph.
Plut. 732—742). На острове Кос находилось известное святилище А., знаменитые врачи острова Кос считались потомками А. и назывались Асклепиадами.
А. мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). В образе А. сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея — не только атрибут А., но и сам А. — змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами.
В римской мифологии А. именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в начале III в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена привезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога. Литература:Herzog R., Die Wunderheilung von Epidauros, Lpz., 1931;Edelstein E. J., Edelstein L., Asclepius.
A collection and interpretation of the testimonies, vol. 1—2, Balt., 1945;Kerényi K., Der göttliche Arzt, 2 Aufl., Darmastadt, 1956. А. А. Тахо-Годи. Большинство дошедших до нас античных изображений А. составляют посвятительные рельефы.
Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова А. с острова Мелос и др.); изображался А. также на геммах и монетах. В средние века А. встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов.
Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения А. как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джорджо — редкое исключение). В живописи XVI—XVII вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра Х. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец А., а сам Аполлон.