АНКЕТА

АНКЕТА – социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

А. состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) паспортички (демографического блока). Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, указывается, какая организация проводит опрос, даются ее контактные телефоны, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности.

Основная часть А. содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования). Весьма важным является верстка А. – компоновка вопросов А. в итоговую структуру. Нужно говорить о типографской верстке – четкость шрифта, использование цветной печати, хорошо воспринимаемый дизайн А. [нумерация и расположение вопросов, грамотное оформление таблиц, пояснений и др.; все вопросы А. должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопросы также нумеруются по порядку. Категорически запрещается разрывать текст вопроса (и варианты ответов к нему) и переносить его со страницы на страницу; можно использовать рисунки для оживления текста А. и снятия психологического утомления респондента] и логической верстке, которая предполагает логическую последовательность вопросов, понятную респонденту, использование буферов, фильтров и др. (сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки, либо методом постадийного развертывания). Само же содержание блоков А. определяется исходя из проблемы и исследовательских задач.

Количество вопросов в А. лимитировано. Практика показывает, что А., требующая для заполнения более 45 минут несет в себе больше случайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому наиболее оптимальным считается заполнение А. в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов. Однако при проведении, например, оперативных социологических исследований оптимальный объем опросника составляет 10-15 вопросов.

Составление А. предполагает ее проверку, апробацию. Так, для оценки качества А. и ее своевременной корректировки необходим пилотаж, т.е. проверка содержания А., формулировок и последовательности вопросов и вариантов ответов к ним. Пилотаж проводится на микровыборке опытным социологом в форме интервью с обязательной фиксацией ответов респондентов, их реакций на вопросы и комментариев к ним, времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать и адаптировать А. к работе. После окончания полевых работ А. готовятся к обработке по традиционной схеме: 1) проверка на чистоту и полноту заполнения; 2) нумерация; 3) работа со свободными вопросами; 4) обработка на ЭВМ или вручную.

Е.Е. Кучко

Оставьте комментарий