АМУЗИЯ

Амузия — (от греч. amusia — некультурность, необразованность, нехудожественность) — патологическое нарушение элементарных музыкальных способностей.

Понятие А. применяется в патопсихологии, музыкальной психологии, музыкальной педагогике (зарубежной). Имеет несколько различных значений. 1. А. — противоположность понятию музыкальности, крайне низкая степень музыкальных способностей, патологическое отклонение от нормального музыкального развития индивида, соответствующего данной культуре. Встречается у 2—3% людей. Следует отличать А. от отставаний в музыкальном развитии или музыкальной неразвитости, которые могут быть исправлены индивидуальной педагогической работой. 2. А. — полная утрата или частичное специфическое нарушение музыкального восприятия, узнавания, воспроизведения и переживания музыки или отдельных ее элементов (часто на фоне сохранных в целом речевых функций). Различают несколько типов А. в зависимости от первичного механизма возникновения (сенсорные, моторные, аффективные А.). При аффективных А. грубо нарушается эмоциональная реакция на музыку (при сохранном иногда восприятии высоты музыкального тона и тембра). А. связана не столько с простыми функциями музыкального слуха, сколько с более сложной способностью — в ее основе нарушение восприятия и переживания звукоотношений: последовательности звуков как смыслового единства.

Вопрос о мозговой локализации А. до конца не выяснен, хотя есть данные о связях сенсорной А. с поражениями левого полушария, а моторной — правого. Разноречивость данных связана с индивидуальной вариативностью мозга, а также с профессией больных (музыканты/не музыканты). Изучение А. редко выходит за пределы феноменологических описаний. Существующие типологии А. ограничены наблюдаемыми случаями из клинической практики. Так, Г. Россолимо, описывая А. у музыкантов, выделяет две большие группы А.: 1. Общие, связанные с потерей реакции на музыку, воспринимаемую как шумы. 2. Частные, которые включают в себя (а) сенсорные (расстройство слухового или зрительного восприятия музыкальных образов); (б) моторные (двигательные) А. (поражения способности петь, играть на музыкальном инструменте, либо контролировать процесс игры, когда, сознавая ошибки, играет одно вместо другого, а также писать ноты).

М. С. Старчеус

Оставьте комментарий