Амида
Амида, Амида-буцу, Амида-нёрай, одно из главных божеств японской буддийской мифологии, будда (соответствует Амитабхе), владыка обетованной «чистой земли», куда попадают праведники.
В «чистой земле» растут благоуханные ароматные деревья и цветы, а в реках со сладко благоухающими водами резвятся купальщики, по желанию которых вода делается горячей или холодной. Вокруг А. сложилась японская разновидность буддизма — «амидаизм».Культ А. проник в Японию сравнительно рано.
Уже в 717 А. поклонялся один из деятелей раннего буддизма Гёги (668—749). В эпоху Хакухо-Нара (646—794) А. почитался как один из дхьяни-будд.В учении японской секты Тэндай (IX в.) большое значение придавалось многократному повторению имени А., так называемому «нэмбуцу».
На тэндайскую традицию культа А. опирались при своём возникновении чисто амидаистические японские секты X—XI вв. — Дзёдо-сю (секта чистой земли) и Дзёдо Син-сю (истинная секта чистой земли). Обе названные секты практически считают А. главным божеством буддийского пантеона.В японских легендах А. упоминается чаще всего в жизнеописаниях праведников, посвятивших себя восхвалению А.
Эти легенды составили целый жанр средневековой японской литературы — «одзёдэн», крупнейшим произведением которого является памятник «Нихон одзё гокураку ки» («Японские записи о свершивших возрождение в Стране крайней радости», 983—984). В комическом сюжете (запись XII в.) мифический персонаж чёртик-«тэнгу», выдавая себя за А., без труда обманывает старого монаха-амидаиста.Иконографические изображения А., главным образом деревянная скульптура, распространены в Японии. Встречается так называемая триада А., т. е. будда в окружении ближайших сподвижников — бодхисатв Каннон и Сэйси.
Литература
:
Оно Тацуносукэ, Дзёдай-но Дзёдо-кё, Токио, 1972; Сигэмацу Акихиса, Тюсэй Синсю сисо-но кэнкю, Токио, 1974.Г. Г. Свиридов.